Машина, созданная по распоряжению Наркомата среднего машиностроения от 14 сентября 1942г., стала последним советским премиальным лимузином, который выпускался на конвейере, и за баранку, которого, держались не только шоферы Кремлевского гаража.
Предвоенный ЗИС-101 устарел еще до войны, и работа по его модернизации велась вплоть до эвакуации ЗИС 15 октября 1941г. Но, когда в 1942 году производство возобновили, новую машину стали разрабатывать заново. Тем более, что, было ясно, превращение СССР в супердержаву по завершении войны. А высшее руководство ездило на «Паккардах», что было бы недопустимо для страны — победительницы. Но ЗИС-101 был лимузином класса послевоенных ЗИМ и «Чайка». Нужна была машина более высокого класса комфорта и техники
Но избежать влияния заграницы и разработать полностью самостоятельно было трудно. Высшее руководство были поклонниками “Packard (Пакард)”, еще со времен гражданской войны. И за основу взяли Packard 180 c кузовом Touring Sedan образца 1941 года. Их образцы были закуплены по обычным коммерческим каналам. Их изучение и разработку, с постановкой на конвейер в изменённом виде, мы выполнили без иностранной помощи. Мы серьезно изменили конструкцию и дизайн кузова, внесли ряд удачных изменений в подвеску. Кузов пришлось разрабатывать под необходимость наличия бронированной версии. Совместить наличия бронекапсулы с сохранением внешности аналогичной стандартной версии нельзя было без разработки другого кузова. В итоге новый кузов, сохранив стилистику американских машин премиум класса, стал современней как по конструкции, так и по дизайну, чем кузов и дизайн машины-прототипа. Устройство кузова и его дизайн были главным отличием советской реплики от заокеанского прототипа.
Выбор прототипа был удачен. За вычетом, устаревшего по меркам самих США дизайна, машина была одна из самых передовых в мире. На ней уже был, как опция, кондиционер. Это была первая машина в мире с автоподъёмниками стекол. Паккарды не зря считались образцом комфорта. Packard 180 был одним из удачных и в этом отношении.
Его советский вариант под индексом ЗИС-110, начали выпускать в августе 1945 года. В 1956 г. в связи с переименованием завода-изготовителя машина получила название ЗИЛ-110. Продолжалось его производство до 1958г. Эксплуатация в государственных гаражах до начала 70-х.
Для ЗИС-110 мы впервые с советской истории разработали самостоятельно технологию производства кузова. Устройство кузова и его дизайн были главным отличием от заокеанского прототипа.
Так, же машина имела много решений, впервые примененные на серийном советском автомобиле. От полностью синхронизованной коробки передач и гипоидной главной передачи до гидротолкателей клапанов двигателя и это не полный перечень. При правильном обслуживании – на включенном двигателе открывали капот и лишь вращение вентилятора выдавало работающий двигатель. Одновременно, монета, поставленная на ребро, не падала с крышки блока цилиндров. Настолько был мал уровень шума и вибрации. Поэтому на панели приборов был индикатор работы двигателя.
Производились попытки поставить на него кондиционер.
Его использовали не только как машину высших чинов государства, но в других сферах. В частности, в такси, включая вариант фаэтон. Такие ходили, в частности, по маршруту «Москва-Симферополь». Фаэтон ЗИЛ-110 можно увидеть в фильме «Иван Васильевич» меняет профессию.
Он поставлялся главам иностранных государств. На нем ездил самый верный «сталинец» — лидер Албании Энвер Ходжа. Таким машины получили творцы современного Китая: Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай. Это была машина основателя корейской династии Кимов Ким Ир Сен. На нем же ездил создатель независимого Вьетнама Хо Ши Мин.
До 1969г. ЗИС-110 был прикрепленной машиной Маршала Георгия Жукова.
Технические характеристики:
Кузов 7-местный лимузин.
С отоплением салона, радиоприемником и часами.
Двигатель: 8-цилиндровый, рядный. Мощностью 140 л. с. и объемом 6,002 литра. Имел архаичную нижнеклапанную конструкцию – наследие фирмы Packard, приверженной ей очень долго.
Коробка передач: 3 ступенчатая механика, полностью синхронизированная.
Максимальная скорость – 140 км/ч.
Тормоза: с вакуумным усилителем – второй в СССР после грузовика АМО-2.
Подвеска с стабилизаторами поперечной устойчивости – первый в СССР.
Спереди независимая -первый в СССР.
Сзади зависимая на рессорах.
Был первой машиной в СССР с двумя задними фонарями и указателями поворота.
Имел ряд модификаций. В том числе фаэтон, бронированную и полноприводную. Бронированный вариант использовался и И.В. Сталиным.
Единственный экземпляр зеленого цвета был произведен по распоряжению И.В. Сталина для Патриарха Алексия I, ввиду большой роли зеленого цвета в христианской традиции.
Фото сделаны в экспозиции музея ЗИЛ в Сокольниках (Наталья Болдырева 2017г. ©)
Болдырев Федор 2017-2018ггг. ©
Источники: http://gvtm.ru/zis-110_taksi, http://gvtm.ru/zis-110,
http://russoauto.ru/auto/amo/zis-110,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%A1-110,
https://en.wikipedia.org/wiki/Packard_180,
https://www.zr.ru/content/articles/913053-zis-110-i-packard-180-chto-obshchego,