И-180 – шедевр, погубивший Валерия Чкалова




И-180-3
И-180-3

 

 

 

 

Введение

История И-180 началась в знойном небе Испании. Под ее завершение, выяснилось, что новейшие модификации Мессершмитта Bf-109 — Bf-109D-1 и Bf-109E-1 превосходят И-16.

Bf-109D-1
Bf-109D-1

 

 

 

 

 

 

Bf-109E-1
Bf-109E-1

 

 

 

Серьезными соперниками в небе Китая оказались и японские А5М (И-96) и Ki-27 (И-97).

А5М
А5М
Ki-27
Ki-27

 

 

 

 

По легенде после очередной беседы с летчиками — ветеранами боев в Испании, Николай Николаевич Поликарпов произнес: «Пора делать новый самолет». Это был ответ на их просьбы модернизировать И-16.

И-16 с опознавательными знаками ВВС Испании
И-16 с опознавательными знаками ВВС Испании

 

 

 

 

Но И-16 был достаточно архаичен по конструкции и модернизировать его было не так-то просто. Но тем ни менее, новый самолет Поликарпов стал создавать на базе И-16, пусть и кардинально его модернизируя. В этом он был не одинок. Так же в те годы поступили разработчик И-28 – Владимир Яценко. Судьба И-28 очень напоминает судьбу И-180, как и сама его конструкция. Было еще несколько проектов современных скоростных, на тот момент, истребителей на базе И-16, также не пошедших в серию.

Описание конструкции и хода создания самолета И-180

Первый вариант чертежей И-180 был подготовлен в начале 1938 года. В основе лежала сильно переработанная конструкция И-16. Главным концептуальным новшеством была переработка машины под двухрядные моторы воздушного охлаждения. Без таких моторов кардинально улучшить характеристики истребителей Н. Н. Поликарпову не представлялось возможным.

Николай Николаевич Поликарпов (wikipedia.org)
Николай Николаевич Поликарпов (wikipedia.org)

 

 

 

На новый самолет по первым задумкам должны были поставить мотор М-88 (1100л.с), увеличили размеры истребителя, был большой чем на И-16 процент штампованных и прессованных деталей. Впоследствии собирались часть пулеметов заменить на пушки. На первом варианте стояло 4 пулемета ШКАС. Два синхронизированных в фюзеляже и два в крыльях. Крыльевые потом собирались поменять на пушки. Также была предусмотрена подвеска 200кг. бомб. Планер был смешанной конструкции с деревянным фюзеляжем и металлическими крыльями. Фонарь кабины сделали первоначально открытым, впоследствии изменили на закрывающийся. Из-за неготовности мотора М-88, истребитель переделали под его редукторный вариант М-88Р. Это несколько ухудшило летные характеристики. Летом 1938 года началось изготовление машины. Завод №156 не имел опыта изготовления малых машин, что повлияло на качество изготовления опытного экземпляра. Вдобавок, самолет испытывал проблемы с мотором и винтом, еще не доведенными конструкторами «до ума». Тем не менее, в декабре 1938 года И-180 передали на летные испытания. Их должен был проводить «любимец всей Советской Страны» Валерий Чкалов — главный лоббист Н. Н. Поликарпова и его машин в руководстве страны.

Валерий Чкалов
Валерий Чкалов

 

 

 

 

 

5 декабря 1938 года состоялся первый полет нового истребителя. За штурвалом был Валерий Чкалов. Но машина, по сути, не была готова к полету. Поэтому, видимо, утвердил этот полет не Н.Н. Поликарпов, а ведущий инженер Н. Лазарев. Во время полета случилась трагедия: Валерий Чкалов совершил второй круг с большим удалением, чем было запланировано полетным заданием, и при попытке «вытянуть» самолет во время посадки у него заглох мотор. Летчик и самолет погибли из-за последствий удара об опору ЛЭП. Вряд ли это была запланированная диверсия. Слишком много было возможностей для летчика избежать аварии. Да и версия, что Валерий Чкалов был конкурентом Лаврентии Берии на посту главы НКВД сомнительна. А Сталину точно не было смысла убивать популярного и лояльного к нему великого летчика. Что видно из последующих событий с И-180 и самим Н.Н. Поликарповым. Отношение к нему и к И-180 стало резко хуже. Хотя сам он репрессий избежал. Комиссия правительства постановила, что причиной аварии стала остановка мотора по причине временного отсутствия лобовых жалюзей. Н.Н. Поликарпов их снял из-за перегрева мотора по причине установки другого, чем предусматривалось проектом винта. Были аресты, впоследствии всех арестованных по делу гибели Валерия Чкалова реабилитировали за отсутствием состава преступления. Второй экземпляр машины получил индекс И-180-2.

И-180-2 (с мотором М-87)
И-180-2 (с мотором М-87)

 

 

 

 

 

 

На нем стоял более доведенный, но менее мощный мотор М-87Б. 19 апреля 1939 года на ней совершили первый полет. 1 мая того же года машина приняла участие в Воздушном Параде на Красной Площади. Ее максимальная скорость достигала очень хорошего показателя в 540 км/ч. Было рекомендовано принять И-180 на вооружение, вернув предварительно двигатель М-88. М-88 и винт для него к тому времени «довели до ума». Но случилась еще одна авария. 5 сентября 1939 года на И-180-2 погиб летчик-испытатель Т. П. Сузи. Причина катастрофы осталась до конца не выяснена. Внедрение самолета в серию продолжалось. Но возникла проблема – это поручили заводу №21 в Горьком. В то время, он лоббировал свой проект модернизации И-16 – И-21, истребителя с мотором водяного охлаждения.

И-21
И-21

 

 

 

 

Так и не пошедшего впоследствии в серию, из-за отсутствия весомых преимуществ перед другими машинами. С поликарповским же самолетом завод тянул. Даже к марту 1940 года ни одного серийного И-180 не было построено. Меж тем руководство Наркомата Авиапромышленности стало другим.

Алексей Иванович Шахурин
Алексей Иванович Шахурин

 

 

 

Новые руководители в лице А.И. Шахурина, и А.С. Яковлева не были расположены к Н.Н. Поликарпову.

Александр Сергеевич Яковлев
Александр Сергеевич Яковлев

 

 

 

 

 

 

 

 

Более того, для А.С. Яковлева «король истребителей» Н.Н. Поликарпов был прямой конкурент. Это очень печально сказалось впоследствии на судьбе И-180. Несмотря на это, в феврале 1940 года в воздух подняли И-180-3 с мотором М-88Р. На Первомайском Параде 1940 году в строю над Красной Площадью пролетели первые три серийные И-180. Меж тем продолжались испытания И-180-3. На машине кроме установки мощного двигателя М-88Р, установили более мощное вооружение: два 12,7 мм пулемета БС и два 7,62 мм ШКАС. Впервые в мире пулеметы стояли на лафете, единым блоком. С М-88 машина достигла скорости в 575 км/ч. На 1941 года было запланирована массовая серия И-180. Разрабатывался модернизированный вариант М-88 – М-89 мощностью в 1350л.с. С ним самолет должен был развить скорость в 650км/ч. Но Наркомат Авиации сделал ставку на истребители с моторами водяного охлаждения. Их разрабатывало новое поколение конструкторов, которому Н.Н. Поликарпов мешал. Во многом это еще и влияние успеха немецкого Bf-109 с двигателем водяного охлаждения. В итоге в октябре 1940 года Горьковский авиазавод №21 стал готовиться к выпуску ЛаГГ-3 вместо налаживания выпуска И-180. Впоследствии А.И. Шахурин ставку на истребители с моторами водяного охлаждения признал ошибочным решением. Но это было после. А тогда решение было принято….

Характеристики И-180

Заключение

И-180 мог быть хорошей заменой не слишком удачных истребителей предвоенных и первых военных лет – ЯК-1, ЛаГГ-1(3), даже МиГ-1(3). Его большим плюсом кроме прекрасных характеристик была возможность использования производственной оснастки для И-16 и моторов воздушного охлаждения. Новые, вышеперечисленные истребители сильно отличались по технологии от И-16 и особенно отличались двигатели, это затруднило быстрое налаживание их широкого выпуска. Но в СССР, как и в странах капитализма не всегда дело решало характеристики изделия. Решали и подковерные интриги.

Источники:

Юрий Гугля. Роковой И-180

http://www.airwar.ru/enc/fww2/i28.html,

http://www.airwar.ru/enc/fww2/i180.html,

http://www.airwar.ru/enc/fww2/i21.html;

Болдырев Федор 2020©

Первая публикация была в блоге: https://zen.yandex.ru/techandlife


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *