
Александр Сергеевич Яковлев долго занимался спортивными самолетами.

Перед Великой Отечественной Войной старое поколение титулованных авиаконструкторов (А.Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов и другие) перестали вызывать доверие у нашего тогдашнего руководства, причем это было весьма несправедливо к ним. Было решено привлечь для проектирования самолетов для Красной Армии менее известных разработчиков. В том числе и для проектирования истребителей. В числе прочих был привлечен и Александр Яковлев, чьи спортивные самолеты и планеры заслужили, к тому времени, большое уважение. Именно на них проявился его фирменный стиль – хорошие аэродинамические формы и легкость конструкции. Такие качества были востребованы и для создания истребителей. Перед созданием своего первого истребителя И-26 (будущий Як-1) Яковлев создал ББ-22 (Як-2) ближний разведчик и бомбардировщик, впрочем, не очень удачный.

Но он был очень скоростной — 515 км/ч. И 9 мая 1939 года ему предложил создать истребитель лично Иосиф Сталин. Машина строилась под мотор жидкостного охлаждения М-106 мощностью 1200л.с конструкции В.Я. Климова, на котором была реализована концепция «мотор-пушки», впервые примененной на опытном И-17бис.

В процессе создания Александр Сергеевич уделял большое внимание отладке аэродинамических форм и соблюдению массо-весовых характеристик. В процессе создания летательного аппарата стало ясно, что М-106 не будет готов в требуемые сроки. Было решено поставить на машину не такой высотный и мощный, но с более реалистичным сроками постройки двигатель М-105П того же разработчика мощностью 1100 л.с. 13 января 1940 года самолет совершил первый полет. Он взлетел раньше, чем будущие ЛаГГ-1 и МиГ-1, тоже построенные с моторами водяного охлаждения.

Но сразу пройти государственные испытания самолет не смог. Он был отправлен на доработку. После нее он прошел государственные испытания, что запротоколировано 9 декабря 1940 года. К тому времени он уже был принят на вооружение в июне 1940 году наряду с И-301 (ЛаГГ-1) и И-200 (МиГ-1).

В серию самолет Яковлева пошел как Як-1. Первый серийный самолет собрали в марте 1941 года.

Он был построен по схеме моноплана с нижним расположением крыльев. Фюзеляж был выполнен с металлическим каркасом , в носовой части его закрывали крышки из дюралюминия, хвостовая часть обшита полотном. Крыло деревянное, обшитое фанерой. Хвостовое оперение смешанной конструкции. Стабилизатор и киль деревянные, обшитые фанерой. Фонарь закрытого типа. Бронезащита – бронеспинка, начиная с модификации Як-1б, ставили бронестекло в фонаре летчика спереди и сзади. Шасси трехстоечное с хвостовой опорой. Двигатель М-105П имел карбюраторную систему питания, работал на бензине. Вооружение – пушка ШВАК 20мм и два пулемета ШКАС 7,62 мм. Оба пулемета синхронизированы. Пушка стреляет через вал редуктора силовой установки.
Самолет имел следующие характеристики
Несмотря на то, что с 11 января 1940 года А.С. Яковлев стал заместителем Наркома Авиационной Промышленности в предвоенных планах производства самолетов-истребителей Як-1 был на последнем месте. В итоге к 22 июня 1941 года на западных границах СССР ими было вооружено всего два полка советской авиации. Всего к 22 июня 1941 года было выпущено 412 самолетов этого типа. Приоритет в предвоенный период был отдан МиГ-3 за высокие качества на больших высотах и ЛаГГ-3 за простоту и дешевизну производства. Но с началом войны стало ясно ошибочность этих представлений. Воздушные бои на больших высотах были редкостью и МиГ-3 оказались не нужны. Вдобавок мощности для производства их мотора АМ-35А потребовались для производства АМ-38 для Ил-2. ЛаГГ-3 же получил множество нареканий за низкие боевые качества и высокую аварийность. В значительной мере это было вызвано несоблюдением технологии производства ЛаГГ-3, но в ходе начавшейся эвакуации промышленности одновременно с ее мобилизацией соблюдать их стало еще сложнее. В итоге из числа современных на тот момент серийных самолетов самым уважаемым летчиками стал Як-1.

Он не уступал по летным качествам Bf-109G-1, который был создан позже советского самолета – в 1942 году, при этом наша машина имела хорошее вооружение, включая пушку, и была достаточно технологична в производстве. До начала войны истребитель Яковлева собирали с большим числом недоделок. В ходе производства их успешно устранили. В 1942 году самолет успешно модернизировали, назвав эту модификацию неофициально Як-1б. На нем поставили более мощный мотор М-105ПФ (1210 л.с), провели мероприятия по облегчению конструкции и улучшении аэродинамики, модернизации системы охлаждения, стал лучше обзор задней полусферы, поставили вместо пулеметов ШКАС один пулемет УБС (12,7мм). В итоге, Як-1 выпускали вплоть до 1944 года, когда он уже конечно устарел. Также он был поставлен для французского полка «Нормандия-Неман» и для 1-го истребительного авиаполка «Варшава», укомплектованного на территории СССР из числа граждан Польши и советских граждан польской национальности.

Так же данный самолет поставлялся с 1944 года в ВВС социалистической Югославии.

На Як-1 сражался и женский истребительный полк — 586-й истребительный авиационный полк ПВО имени М. Расковой. Также с 1943 года выпускали его модернизацию Як-3 (изначально Як-1М). Як-3 отличался крылом меньшего размаха и площади, дополнительными мерами для облечения конструкции и уменьшения аэродинамического сопротивления воздуха, форсированным мотором М-105ПФ2 (1240л.с), увеличением числа пулеметом УБС до двух единиц.

Общее число выпущенных Як-1 составило 8673 экземпляров. Он стал одним из символов нашей Победы. Он провел с нашим летчиками всю войну, с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. Не все образцы нашей военной техники образца 22 июня 1941 могут таким похвастаться. Танк КВ-2, к примеру, был снят с вооружения задолго до 1945 года. Видимо, были правы те представители советского руководство, что закрыли, при принятии на вооружение Як-1 в предвоенные годы, глаза на ряд его несоответствий требованием военных и упростили его испытания. Только истребители Поликарпова могли составить ему конкуренцию из предвоенных разработок. Но у них были проблемы с расположением к нем руководства страны и, как следствие этого уже, и наличия к нему серийных моторов.
Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»