Лимузины в строгих костюмах — ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117

ЗИЛ-117 (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей ЗИЛ в Сокольниках за предоставленную возможность сделать снимок)
ЗИЛ-117 (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей ЗИЛ в Сокольниках за предоставленную возможность сделать снимок)

Наступил 1964г. – Никита Хрущев вынужден был уйти на пенсию. С ним и в СССР завершилась эпоха фанфар и праздников – от «полета Гагарина» до «Фестиваля молодежи и студентов». И у нас и в США закручивались насколько тогда могли гайки. США боялось новых «наступлений русских» и вкладывала деньги в развитие программ космоса и образования, и готовила свои ВВС к бомбежкам «красных» на просторах третьего мира. Мы же с приходом Леонида Брежнева к власти готовили ответные «меры».

Хотя население по обе стороны «железного занавеса» уже готовилось к приходу «сексуальной революции», речи политиков стали жестче и четче. Соответственно поменялась и автомобильная мода для людей «принимающих решения». Сразу после успеха Королева и Гагарина в США машины приобрели жесткие прямые формы кузовных поверхностей. Что, ж время романтиков — подвижников ушло, решения принимали прагматики. СССР в выборе лимузинов ориентировался на американскую моду со времени Сталина, и еще до прихода к власти в 1964г. нового генсека КПСС Л.И. Брежнева на ЗИЛ началось проектирование новой машины. Леонид Ильич в отличии от предшественников был и сам хорошим водителем, хорошо разбирался в авто, и порой сам любил полихачить за рулем, пользуюсь служебным положением. И как хороший знаток предмета не стал мешать специалистам разрабатывать машины в отличии от дилетантов в машинах И. Сталина и Н. Хрущёва. И советские инженеры справились на отлично.

ЗИЛ-114 (Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9f/Depot_des_Deutschen_Technikmuseums_Berlin_%288043318912%29.jpg)
ЗИЛ-114 (Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9f/Depot_des_Deutschen_Technikmuseums_Berlin_%288043318912%29.jpg)

Созданная машина получила индекс ЗИЛ-114. В отличии от своих предшественниц она была самостоятельной разработкой, хотя и в русле тенденций американского автопрома. Она полностью соответствовала мировым достижениям на момент своего появления на сборочных стапелях ЗИЛ. ЗИЛ-114 собирался вручную. Конвейер был на ЗИЛ только для автомобилей для народного хозяйства. Первый образец был собран в 1965г. В 1968г. он уже был официальной машиной Генерального Секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева. Он был первым автомобилем для первых лиц государства не только в СССР, но и в России в целом, созданным без прототипов за рубежом. Он получил типичный для легковых машин такого класса тех лет угловатых дизайн из прямых линий. Почти все узлы конструкции были разработаны заново. Только автоматическая коробка передач была от ЗИЛ-111. Технические решения были на уровне лучших иностранных разработок. Лимузин имел алюминиевый двигатель с 4 камерным карбюратором и гидравлическими толкателями клапанов. Последние впервые были применены на ЗИС-110, но ЗИЛ-111 их не имел. И это был его минус. С ними не нужно было регулировать зазоры в ГРМ. На ЗИЛ-114 они снова появились. Силовая установка имела рекордные для легковых машин в те годы показатели объема (7л.) и мощности (300л.с). У машины были дисковые тормоза на всех колесах, кондиционер, атермальное остекление, спасавшие от перегрева лучами солнце салон. Также был центральный замок и электростеклоподъемники. Автомобиль оснастили очень мощной рамой, обеспечившую рекордную защиту от деформации салона при столкновении и возможность производства бронированной версии. В 1971 году был изменен дизайн передней части. В 1971г начали выпускать ЗИЛ-117 – укороченную версию ЗИЛ-114. Она предназначалась для кандидатов в члены Политбюро КПСС и членов Совета Министров СССР. Руководители рангом выше получали по прежнему ЗИЛ-114. Дизайн сохранили от ЗИЛ-114, но он получили принципиально другую раму, штампованно-сварную лестничного типа, вместо периферийного типа стоявшей на ЗИЛ-114.

Агрегаты и узлы остались прежними от 114-го.

Технические характеристики. (В скобках параметры для ЗИЛ-117)

Годы производства — 1967-1978гг. (1971-1978гг.);

Длина — 6,3 м. (5,7 м.);

Ширина — 2м.;

Высота — 1,5м.;

Вес снаряженного – 3т. (2,8т.);

Объём силового агрегата — 7 л.;

Мощность силовой установки — 300 л.с. по паспортным данным, фактически 280 л.с.;

Топливо: бензин марки «Экстра»;

Коробка передач — автоматическая, двухступенчатая, с возможностью ручного переключения, с 1975 г. стали ставить трехступенчатую;

Привод – задний;

Разгон до 100 км/ч — 13,5 секунд;

Средний расход топлива — 19 л. на 100 км.;

Максимальная скорость — 190 км/ч.;

Количеств мест – 7 (5);

Комфорт – кондиционер, центральный замок, электростеклоподъемники;

Тормоза – дисковые на всех колесах, многоконтурные;

Подвеска: спереди – независимая, бесшкворневая, на торсионах, задняя – зависимая, рессорная.

Модификации (только серийные):

ЗИЛ-114Е — автомобиль со средствами спецсвязи и экранированной системой зажигания;

ЗИЛ-114ЕА — медицинский универсал (5 мест + 1 больной), (построено 2 экземпляра), автомобиль включался в кортеж Генерального секретаря ЦК КПСС, 1974г;

ЗИЛ-114К — автомобиль с бронезащитой кузова;

ЗИЛ-114Н — переходный вариант, его внешность была идентична модели ЗИЛ-4104, но задняя стойка соответствовала стандартной ЗИЛ-114, 1975 г.;

Модификации на базе ЗИЛ-117 (только серийные):

ЗИЛ-117Е — лимузин с экранированием -1971г.;

ЗИЛ-117В – кабриолет – 1972г. – участники парадов на Красной площади до 1980г.;

ЗИЛ-117ВЕ — кабриолет ЗИЛ-117В с экранированной системой электрооборудования.;

Выпущено – ЗИЛ-114 в различных модификациях около 150 ед., ЗИЛ-117 в различных модификациях 61 ед.;

Федор Болдырев 2018г©

Использованные источники: https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-114/, https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-114, https://www.autowp.ru/zil/114/specifications/, https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/zil-117/, https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-117, https://www.autowp.ru/zil/117/specifications/, https://wroom.ru/cars/zil/117, http://gvtm.ru/silovoy-agregat-zil-114.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *