ГАЗ-14 «Чайка» «Птица удачи» эпохи застоя и комсомольских строек

ГАЗ-14 "Чайка" (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей "Московский транспорт" за предоставленную возможность сделать снимок
ГАЗ-14 «Чайка» (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей «Московский транспорт» за предоставленную возможность сделать снимок

ГАЗ-13 «Чайка» блистала на советских улицах, но жизнь неслась вперед. В 1959г. автоматическая межпланетная станция «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону Луны, следом Гагарин сказал «поехали» перед стартом. Жизнь будто ускорила своей бег. Наряды модниц и стили автомобилей стали меняться ещё стремительнее чем в 50-ее. Особенно быстро у нашего соперника и уже кумира — США. Мы не могли отстать, мы хотели во всем «догнать и перегнать» штаты. В 1961 г. мы сделали обновление правительственных ЗИЛ-111 и ГАЗ-13. Обновленный «ЗИЛ-111Г» пошел в серию, а вот «Чайка» осталась прежней. Не по рангу главам обкомов ездить на авто, не уступающему по красоте лимузину самого Никиты Сергеевича Хрущева. – Генерального Секретаря КПСС. Но после его ухода в 1964 году на заслуженную пенсию, снова задумались. «Чайка» — это автомобиль, на котором ездили наши дипломаты за рубежом, это лимузин, который мы выдавали иностранным посольствам. Такая машина должна быть современной и не уступать «лучшим зарубежным образцам». И вслед за постановкой в производство ЗИЛ-114 началась активная разработка ГАЗ-14 «Чайка».

Был создан шедевр советской автопромышленности. Начало проектирования ГАЗ-14 в 1967 г. совпало с первым годом выпуска ГАЗ-24 «Волга». Новый лимузин номенклатуры обязан был превзойти легковушку для рядовых чиновников и граждан СССР. Новая версия «Чайки» изначально была модернизацией ГАЗ-13. Оставив старую базу и агрегаты, изменили дизайн в соответствии с последними направлениями автомобильного дизайна. Но к 1971г. разработчики поняли невозможность такого решения. Для соблюдений требований к новинке начали разрабатывать машину почти с нуля. От старой «Чайки» были взяты, по большей части, только двигатель и автоматическая коробка передач. Кузов, рама и многие узлы, и агрегаты были разработаны заново. Разработка и внедрение машины в производство затянулось. Только, в 1976 году первая ГАЗ-14, аналогичная серийным, была показана Леониду Брежневу. Машина оказалась удачной. Единственной из советских авто, которая была на уровне зарубежных аналогов и сохранила равенство с ними на долгие годы. С запасом на модернизацию, который позволил создать ее улучшенный вариант ГАЗ-14-07.

Выпуск новой «Чайки» начался в 1977г. и завершился в 1988г. Было выпущено 1100 экземпляров с модификациями.

ГАЗ-14 "Чайка" (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Газ_14_Чайка.jpg)
ГАЗ-14 «Чайка» (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Газ_14_Чайка.jpg)

;

Технические особенности:

ГАЗ-14, хотя и спроектирована в итоге заново, сохранила фундаментальное сходство с ГАЗ-13. При других геометрических размерах лимузин также имел Х-образную раму. Схожи и многие узлы, и агрегаты. К сожалению, разработчикам не разрешили установить новый инжекторный двигатель, но старый от ГАЗ-13 удалось серьезно улучшить по мощности и шуму. Коробка передач была значительно улучшена и ее селектор стал соответствовать международным стандартам. Тормоза были выполнены по лицензии английской фирмы «Girling». Был обеспечен комфорт в салоне, соответствующий мировым нормам. Кондиционер (японского производства) работал только на заднею часть салона. Это, уже, издержки менталитета советской номенклатуры. Трудоемкость обслуживания была значительно уменьшена по сравнению с ГАЗ-13. По числу вспомогательных сервоприводов ГАЗ-14 стала прорывом в Советском Союзе. На ГАЗ-14 установили даже очистку головных фар.

Судьба автомобиля

ГАЗ-13 продолжали выпускать первые годы параллельно с ГАЗ-14. ГАЗ-14 считалась авто выше рангом, чем ГАЗ-13. Это была одна из причин их параллельного выпуска. ГАЗ-14 лимузин для министров, ГАЗ-13 для начальников уровня секретарей областных комитетов КПСС. В 1981 году производство ГАЗ-13 прекратили, ГАЗ-14 её полностью сменила. Во второй половине 80-х подготовили к запуску в производство ГАЗ-14-07 «Чайка». Модернизированная «Чайка» была бы этапной машиной не только для ГАЗ, но и для нашей промышленности в целом. На ней установили инжекторный двигатель мощностью 407 л. с., первый советский «климат-контроль» и не только это. Инжекторный двигатель был бы первым таким нашим серийным двигателем. Причем его разработали ещё в 70-ее годы. Для автомобиля разработали первую полностью отечественную коробку-автомат. Ранее на ГАЗ и ЗИЛ, ЛИАЗ, ставили во всех случаях модернизацию американских АКПП, начиная с коробок для ЗИЛ-111, ГАЗ-13 и ГАЗ-21.

В 1985 г. «Генсеком» стал М.С. Горбачев. Михаил Сергеич увеличил парк ЗИЛ в «Кремлёвском гараже» и заказал проектирование нового ЗИЛ—4102. Но для «широких масс общественности» было объявлено о борьбе с «привилегиями номенклатуры», и если Б. Ельцин, надо отдать ему должное, все-таки поездил в автобусах, то М. Горбачев сделал иначе. Уничтожил производство «Чайки». Документация, сборочная линия и машины из задела были уничтожены. Как и ГАЗ-14, так и ГАЗ-14-07. Громче все кричат «Держи вора!», сами воры. Не стоит об этом забывать…

Концептуальные аналоги «Чайки» США продолжали выпускать еще в 90-ее и позже. ГАЗ-14-07 вполне мог составить им конкуренцию, пусть и на родных для нас рынках.

«Чайки» погибли с красной империей, создавшей их. Но их не забыли, машина осталось культовой, как и память о нашем прошлом: сложном и ярком. И такая же «Чайка» — яркая и внушающая уважение.

ГАЗ-14 (http://data.cyclowiki.org/images/4/4c/Gaz-14.jpg)
ГАЗ-14 (http://data.cyclowiki.org/images/4/4c/Gaz-14.jpg)

 

Технические параметры ГАЗ-14:

Двигатель – ЗМЗ-14, два карбюратора, 8 – цилиндровый, V-образный;

Объём двигателя – 5,5 литра;

Мощность – 220 л.с.;

Топливо – АИ-95;

Расход топлива – 29 л. (город);

Объем бака – 100 л.;

Максимальная скорость – 175км/ч.;

Разгон до 100км. /ч. – 15 с.;

Коробка передач – АКПП, 3-х ступенчатая;

Масса полная – 3, 165т.;

Количество мест – 7;

Комфорт – центральный замок, двухсекционная отопление и вентиляция, кондиционер для заднего и центрального рядов сидений, электростеклоподъемники.

Серийные модификации — ГАЗ-14-05 (парадный фаэтон), ГАЗ-РАФ-3920 (санитарный для правительственного гаража);

Технические параметры ГАЗ-14-07;

Двигатель – модернизация ЗМЗ-14, инжекторный.

Мощность 485л.с.;

Максимальная скорость – 220км/ч.;

Комфорт – электрозеркала, электрорегулировки сидений с памятью на 2 персоны, подогрев сидений, 2-секционный климат-контроль (теперь и на все пространство салона).

Остальные характеристики большей частью совпадают с ГАЗ-14

Болдырев Федор 2019 ©

Фото: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 © Благодарим музей «Московский транспорт» за предоставленную возможность сделать фотографии экспонатов.

Также фото, использованые на условиях Creative Commons с указанием их источников.

Использованы материалы: https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-14, https://www.kolesa.ru/article/personalka-zastoya-pochemu-gaz-14-stal-poslednej-chajkoj, https://avtomobilgaz.ru/legkovye/drugie/gaz-14-chaika.html.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *