Серия: Вертолеты
Введение
Шли буйные и дикие 90-е годы XX века. Развалился СССР, для реформирования экономики пошла в ход «шоковая терапия». Промышленность, особенно высокотехнологичная, в России потихоньку начала деградировать. Деградация охватила и вертолетостроение. Новые модели шли в разработку и запуск в серию с большим трудом. Меж тем, в Казани, на Казанском вертолетном заводе, вдали от именитых и заслуженных столичных разработчиков, решили- кризис возможность удачи! И начали в один из самых мрачных годов 90-х – в 1993 году разработку нового вертолета. Его главным конструктором вплоть до 2007 года был Валерий Вячеславович Двоеглазов. Вертолет назвали «Ансат» — по татарски «простой, легкий». Он должен был сменить вертолет Ми-2, когда-то, удачный, но к 90-ым, уже, давно устаревший и технически, и морально. Был проект для его замены у ОКБ Миля – Ми-34, но он оказался неудачным. В 2011 году производство Ми-34, и вовсе, прекратили.
Ниша для нового вертолета, так что, была. В 1997 году макет перспективной машины показали на выставке в Ле-Бурже. В 1999 году был на «Ансате» совершен первый полет. Машиной управлял летчик-испытатель 1-го класса Виктор Михайлович Русецкий. Вертолет проектировали максимально простым в производстве и эксплуатации, насколько это возможно без ущерба для функциональных качеств. Как и Ми-2, он предназначался, в том числе, в качестве учебного.
В 2013 году базовый вариант «Ансата» получил сертификат для гражданской авиации. Первые машины поступили к гражданским заказчикам еще в 2015 году. Начаты поставки за рубеж.
Поставки ВКС России учебно-тренировочного Ансат-У начаты в 2009 году. Так же, разработан разведывательно-ударный Ансат-РЦ, со значительным изменениями в конструкции. Решение о его закупках, так же, принято.
В 2022 году будет начато производство нового Ансат-М, с уменьшенной взлетной массой и увеличенной массой полезной нагрузки.
Конструкция
В отличии от более ранних отечественных разработок он создавался с учетом международных стандартов на вертолетную технику. Их применение позволило значительно ускорить и оптимизировать разработку винтокрылой машины. Вертолет оснастили электродистанционной системой управления. Она упрощает управление летальным средством и повышает летные характеристики летательного аппарата. Впервые в истории вертолетостроения было применено крепление лопастей к втулке бесшарнирным способом при помощи композитных торсионов. Данный способ вызывал, поначалу, ряд опасений, оказавшийся, по стечении времени, напрасным.
Изначально было запланировано несколько вариантов исполнения вертолета, включая по пожеланию заказчиков.
В их числе были: транспортный, способный транспортировать грузы на внешней подвеске, пассажирский (до 9 мест при уплотненном размещении), административный (ВИП) (два места повышенной комфортности и 2 места лиц сопровождения), санитарный (двое лежащих больных и два медработника), аварийно-спасательном (оборудованном специальным снаряжением), учебно-тренировочном и патрульный, а также, в других вариантах под заказ. В 2019 году был показан на международной выставке его пожарный вариант.
Впоследствии, разработали разведывательно-ударный вариант для боевой авиации Ансат-РЦ.
На вертолет поставили канадские моторы РW206С производства Pratt & Whitney, сертификация которых была в 1989 году. Есть варианты установки на вертолет российских моторов различной конструкции. Вертолет построили по одновинтовой схеме с рулевым винтом в хвосте. Несущий винт имеет четыре лопасти, рулевой две. С двойным хвостовым оперением и двумя газотурбинными двигателями PW206C на базовом варианте.
В конструкции активно используются композитные материалы. Это позволило значительно облегчить конструкцию «Ансата».
Шасси лыжное на базовом варианте и боевых вариантах. Колесное шасси на учебном Ансат-У.
Грузопассажирская кабина позволяет себя оперативно трансформировать под различные цели.
В кабине экипажа пилоты сидят рядом. Исключение составляет модификация Ансат-РЦ. На ней пилоты расположены тандемом.
Приборное оборудование включает в себя (на первых вариантах вертолета) —
Авиагоризонт — АГБ-96Р
Курсовая система — МКС-1В с индикатором ИРМ-1.
Указатель скорости — УСВИЦ-350.
Высотомер — ВМЦ-10
Вариометр — ВР-30ПБ
Связная радиостанция КВ-диапазона — «Юрок»
Переговорное устройство — СПУ-34
Радиокомпас — АРК-25
Радиовысотомер — РВМ-95
Система сбора полетной информации («Черный ящик») — «Топаз-ЛК».
Летно-технические характеристики базового вертолета «Ансат»
Экипаж: 2(1)
Пассажиры: 9
Силовая установка: 2 x Pratt&Whitney PK206C
Диаметр несущего винта: 11.5м
Длина с вращающимися винтами: 13.77м
Длина фюзеляжа: 11.54м
Высота: 3.44м
Взлетный вес: 3000-3300кг
Максимальная скорость: 280км/ч,
Крейсерская скорость: 230км/ч
Экономическая крейсерская скорость: 140км/ч
Статический потолок вне влияния земли: 1800-2700м
Динамический потолок: 5500-6000м
Дальность полета в пассажирском варианте: 520км
Дальность полета в аварийно-спасательном варианте: 200км
Полезная нагрузка: 1000кг в салоне. 1300 кг на внешней подвеске.
Летно-технические характеристики Ансат-У
Диаметр главного винта: 11.50м
Диаметр хвостового винта: 13,77 м
Длина: 13.54м
Высота: 3.56м
масса максимальная взлетная: 3300кг
Тип двигателя: 2 ГТД Pratt Whitney PK207K
Мощность: 2 х 463 кВт
Максимальная скорость: 275км/ч
Крейсерская скорость: 220км/ч
Практическая дальность: 520км/ч
Скороподъемность: 1290 м/мин
Практический потолок: 5500 м
Статический потолок: 3200 м
Экипаж: 1-2чел
Полезная нагрузка: до 8 пассажиров или 1184 кг груза
Летно-технические характеристики Ансат-РЦ
Диаметр несущего винта: 11.50 м
Диаметр рулевого винта: 13,77 м
Длина: 13.54м
Высота: 3.56м
Масса максимальная взлетная: 3300 кг
Тип двигателя: 2 ТВД Pratt & Whitney РW-207K
Мощность: 2 х 463 кВт
Максимальная скорость: 285 км/ч
Крейсерская скорость: 250 км/ч
Практическая дальность: 635 км
Практический потолок: 5700м
Статический потолок: 3300м
Экипаж, чел 2чел
Полезная нагрузка: до 9 человек( в грузопассажирской кабине)
Вооружение: 12.7-мм пулемет Корд-12.7, блоки выброса пассивных помех УВ-26 калибра 26 мм, оснащен гиростабилизированной оптико-электронной обзорно-прицельной системой ТОЭС-521.
на четырех узлах подвески:
ракеты «воздух-воздух» типа «Игла» в пусковых контейнерах, блоки неуправляемых ракет Б8В7 на семь ракет С-8 калибра 80 мм каждый, авиабомбы
Источники:
http://www.airwar.ru/enc/ah/ansat2rc.html,
http://www.airwar.ru/enc/uh/ansat.html,
http://www.airwar.ru/enc/oh/ansatu.html,
http://www.aviastar.org/helicopters_rus/kazan_ansat-r.html,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%82,
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/07/815743-vertolet-ansat,
Федор Болдырев 2019©
Спасибо всем, кто прочел статью!
Еще может быть интересно:
«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Яндекс-Дзене — тут
«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Инстаграме — тут
«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ВК — тут
«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Фейсбуке — тут
«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ОК— тут