Семейство вертолетов «Ансат» — простые, да эффективные!

Ансат
Ансат
Ансат

 

Серия: Вертолеты

Введение

Шли буйные и дикие 90-е годы XX века. Развалился СССР, для реформирования экономики пошла в ход «шоковая терапия». Промышленность, особенно высокотехнологичная, в России потихоньку начала деградировать. Деградация охватила и вертолетостроение. Новые модели шли в разработку и запуск в серию с большим трудом. Меж тем, в Казани, на Казанском вертолетном заводе, вдали от именитых и заслуженных столичных разработчиков, решили- кризис возможность удачи! И начали в один из самых мрачных годов 90-х – в 1993 году разработку нового вертолета. Его главным конструктором вплоть до 2007 года был Валерий Вячеславович Двоеглазов. Вертолет назвали «Ансат» — по татарски «простой, легкий». Он должен был сменить вертолет Ми-2, когда-то, удачный, но к 90-ым, уже, давно устаревший и технически, и морально. Был проект для его замены у ОКБ Миля – Ми-34, но он оказался неудачным. В 2011 году производство Ми-34, и вовсе, прекратили.

"Ансат"
«Ансат»

Ниша для нового вертолета, так что, была. В 1997 году макет перспективной машины показали на выставке в Ле-Бурже. В 1999 году был на «Ансате» совершен первый полет. Машиной управлял летчик-испытатель 1-го класса Виктор Михайлович Русецкий. Вертолет проектировали максимально простым в производстве и эксплуатации, насколько это возможно без ущерба для функциональных качеств. Как и Ми-2, он предназначался, в том числе, в качестве учебного.

В 2013 году базовый вариант «Ансата» получил сертификат для гражданской авиации. Первые машины поступили к гражданским заказчикам еще в 2015 году. Начаты поставки за рубеж.

Поставки ВКС России учебно-тренировочного Ансат-У начаты в 2009 году. Так же, разработан разведывательно-ударный Ансат-РЦ, со значительным изменениями в конструкции. Решение о его закупках, так же, принято.

В 2022 году будет начато производство нового Ансат-М, с уменьшенной взлетной массой и увеличенной массой полезной нагрузки.

"Ансат"
«Ансат»

Конструкция

В отличии от более ранних отечественных разработок он создавался с учетом международных стандартов на вертолетную технику. Их применение позволило значительно ускорить и оптимизировать разработку винтокрылой машины. Вертолет оснастили электродистанционной системой управления. Она упрощает управление летальным средством и повышает летные характеристики летательного аппарата. Впервые в истории вертолетостроения было применено крепление лопастей к втулке бесшарнирным способом при помощи композитных торсионов. Данный способ вызывал, поначалу, ряд опасений, оказавшийся, по стечении времени, напрасным.

"Ансат" - летающая лаборатория
«Ансат» — летающая лаборатория

Изначально было запланировано несколько вариантов исполнения вертолета, включая по пожеланию заказчиков.

Салон ВИП варианта "Ансата"
Салон ВИП варианта «Ансата»

В их числе были: транспортный, способный транспортировать грузы на внешней подвеске, пассажирский (до 9 мест при уплотненном размещении), административный (ВИП) (два места повышенной комфортности и 2 места лиц сопровождения), санитарный (двое лежащих больных и два медработника), аварийно-спасательном (оборудованном специальным снаряжением), учебно-тренировочном и патрульный, а также, в других вариантах под заказ. В 2019 году был показан на международной выставке его пожарный вариант.

Салон медицинского варианта "Ансата"
Салон медицинского варианта «Ансата»

Впоследствии, разработали разведывательно-ударный вариант для боевой авиации Ансат-РЦ.

Кабина пилотов на вертолете "Ансат"
Кабина пилотов на вертолете «Ансат»

На вертолет поставили канадские моторы РW206С производства Pratt & Whitney, сертификация которых была в 1989 году. Есть варианты установки на вертолет российских моторов различной конструкции. Вертолет построили по одновинтовой схеме с рулевым винтом в хвосте. Несущий винт имеет четыре лопасти, рулевой две. С двойным хвостовым оперением и двумя газотурбинными двигателями PW206C на базовом варианте.

"Ансат"
«Ансат»

В конструкции активно используются композитные материалы. Это позволило значительно облегчить конструкцию «Ансата».

Шасси лыжное на базовом варианте и боевых вариантах. Колесное шасси на учебном Ансат-У.

Грузопассажирская кабина позволяет себя оперативно трансформировать под различные цели.

В кабине экипажа пилоты сидят рядом. Исключение составляет модификация Ансат-РЦ. На ней пилоты расположены тандемом.

Приборное оборудование включает в себя (на первых вариантах вертолета) —

Авиагоризонт — АГБ-96Р

Курсовая система — МКС-1В с индикатором ИРМ-1.

Указатель скорости — УСВИЦ-350.

Высотомер — ВМЦ-10

Вариометр — ВР-30ПБ

Связная радиостанция КВ-диапазона — «Юрок»

Переговорное устройство — СПУ-34

Радиокомпас — АРК-25

Радиовысотомер — РВМ-95

Система сбора полетной информации («Черный ящик») — «Топаз-ЛК».

Летно-технические характеристики базового вертолета «Ансат»

Экипаж: 2(1)

Пассажиры: 9

Силовая установка: 2 x Pratt&Whitney PK206C

Диаметр несущего винта: 11.5м

Длина с вращающимися винтами: 13.77м

Длина фюзеляжа: 11.54м

Высота: 3.44м

Взлетный вес: 3000-3300кг

Максимальная скорость: 280км/ч,

Крейсерская скорость: 230км/ч

Экономическая крейсерская скорость: 140км/ч

Статический потолок вне влияния земли: 1800-2700м

Динамический потолок: 5500-6000м

Дальность полета в пассажирском варианте: 520км

Дальность полета в аварийно-спасательном варианте: 200км

Полезная нагрузка: 1000кг в салоне. 1300 кг на внешней подвеске.

Ансат-У
Ансат-У

Летно-технические характеристики Ансат-У

Диаметр главного винта: 11.50м

Диаметр хвостового винта: 13,77 м

Длина: 13.54м

Высота: 3.56м

масса максимальная взлетная: 3300кг

Тип двигателя: 2 ГТД Pratt Whitney PK207K

Мощность: 2 х 463 кВт

Максимальная скорость: 275км/ч

Крейсерская скорость: 220км/ч

Практическая дальность: 520км/ч

Скороподъемность: 1290 м/мин

Практический потолок: 5500 м

Статический потолок: 3200 м

Экипаж: 1-2чел

Полезная нагрузка: до 8 пассажиров или 1184 кг груза

Ансат-РЦ
Ансат-РЦ

Летно-технические характеристики Ансат-РЦ

Диаметр несущего винта: 11.50 м

Диаметр рулевого винта: 13,77 м

Длина: 13.54м

Высота: 3.56м

Масса максимальная взлетная: 3300 кг

Тип двигателя: 2 ТВД Pratt & Whitney РW-207K

Мощность: 2 х 463 кВт

Максимальная скорость: 285 км/ч

Крейсерская скорость: 250 км/ч

Практическая дальность: 635 км

Практический потолок: 5700м

Статический потолок: 3300м

Экипаж, чел 2чел

Ансат-РЦ
Ансат-РЦ

Полезная нагрузка: до 9 человек( в грузопассажирской кабине)

Вооружение: 12.7-мм пулемет Корд-12.7, блоки выброса пассивных помех УВ-26 калибра 26 мм, оснащен гиростабилизированной оптико-электронной обзорно-прицельной системой ТОЭС-521.

на четырех узлах подвески:

ракеты «воздух-воздух» типа «Игла» в пусковых контейнерах, блоки неуправляемых ракет Б8В7 на семь ракет С-8 калибра 80 мм каждый, авиабомбы

Источники:

http://www.airwar.ru/enc/ah/ansat2rc.html,

http://www.airwar.ru/enc/uh/ansat.html,

http://www.airwar.ru/enc/oh/ansatu.html,

http://www.aviastar.org/helicopters_rus/kazan_ansat-r.html,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%81%D0%B0%D1%82,

https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/11/07/815743-vertolet-ansat,

http://www.lmv-ansat.ru/

Федор Болдырев 2019©

Спасибо всем, кто прочел статью!

Еще может быть интересно:

Хозяин ближнего боя — МиГ-29

 

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Яндекс-Дзене — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Инстаграме — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ВК — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Фейсбуке — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ОК— тут

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *