МиГ-21 – рожденный побеждать

 

МиГ-21Ф
МиГ-21Ф

Серия: Боевые самолеты

Шел 1953 год. Умирал Сталин, страна готовилась к жизни без него, совершенно иной. Но, противостояние с нашими бывшими друзьями по антигитлеровской коалиции продолжалось. Боевая авиация готовилась перейти на сверхзвуковые скорости. Тогда, лозунг «быстрее, выше, дальше» был в особенном почете. В 1953 году трем старым и прославленным, уже, ОКБ – Микояна, Яковлева и Сухого, а так же четвертому — недавно созданному ОКБ Антонова было поручено создать истребитель способный летать и воевать на скорости в два раза выше скорости звука. Разработка началась без промедления. Но велась она долго. На тот период серийные истребители летали максимум со скоростью звука, МиГ-17 тому пример. А герой, только отгремевшей, Корейской Войны МиГ-15 и, вовсе, был дозвуковым. Все ОКБ отрабатывали два варианта самолета: со стреловидным и новомодным треугольным крылом. Не было исключением и ОКБ Микояна. Первый вариант с треугольным крылом получил индекс Е-1, но в железе воплощение не нашел. Ввиду малоизученности треугольного крыла решили сначала построить опытный истребитель со стреловидным крылом Е-2. Летные испытания начали в 1955 году. Но предпочтение отдали параллельно разработанному проекту истребителя с треугольным крылом. Прототип Е-4 с треугольным крылом поднялся в воздух в 1955 году. Одновременно велась разработка Е-5 тоже с треугольным крылом и новым двигателем АМ-11. На первых прототипах Е-2 и Е-4 стояли двигатели от МиГ-19. АМ-11 поставили и на новый вариант Е-2А со стреловидным крылом. Но Е-5 показался заказчику в лице Министерства Обороны более привлекательным и проект Е-2А был закрыт. Е-5 начал свои полеты в 1956 году.

Проекции МиГ-21
Проекции МиГ-21

В 1958 году начались полеты Е-6 с модернизированным двигателем Р-11 (модернизация АМ-11) и улучшенной аэродинамикой. Ему серьезную конкуренцию составил Су-7, бывший более скоростным и высотным с большими возможностями по использованию по наземным целям. Но Су-7 стал истребителем-бомбардировщиком, а фронтовым истребителем и легким перехватчиком стал МиГ-21. В 1959 году в серию пошел его базовый вариант МиГ-21Ф, выполненный фронтовым истребителем.

МиГ-21Ф-13 ВВС Финляндии
МиГ-21Ф-13 ВВС Финляндии

В следующем году в серию пошел модернизированный МиГ-21Ф-13. В 1961 году в серию пошел перехватчик МиГ-21ПФ. Уже в 1961 году МиГ-21Ф чуть не вступили в схватки с американцами под жарким небом Кубы в ходе «Кубинского кризиса». Переброшенные на Кубу МиГ-21 мы оставили кубинским ВВС. Уже в 1960 году началась передача технологий производства МиГ-21Ф-13 КНР и Чехословакии. В Чехословакии они получили индекс S-106. В Китае они получили индекс J-7 (Цзянь семь). На экспорт Цзянь-7 шел как F-7. Китай впоследствии его самостоятельного дорабатывал и модернизировал и выпускал вплоть до 2017 года Он также послужил прототипом для китайско-пакистанского «FC-1». «FC-1» выпускается и сейчас, идут его поставки Пакистаном и Китаем на экспорт. В СССР МиГ-21 выпускали до 1985 года, неоднократно, внося в его конструкцию изменения. Последней его советской модификацией был МиГ-21бис, запущенный в серию в 1972 году.

МиГ-21Ф-13
МиГ-21Ф-13

Была разработана разведывательная модификация МиГ-21Р и учебно-боевая МиГ-21У.

МиГ-21У
МиГ-21У

Ряд модификаций МиГ-21 выпускали в Индии из советских комплектующих. В 1993 году в России разработали модернизацию МиГ-21 — 93. С новым локатором, новыми ракетами «воздух-воздух» и включением в боекомплект управляемых авиабомб.

Боевое крещение МиГ-21 получил во Вьетнаме. Поступать в эту жаркую и влажную страну они стали в 1966 году, удачно дополнив маневренные, но не скоростные МиГ-17. Во Вьетнаме выяснилась необходимость пушечного вооружения, от которого на МиГ-21 было временно отказались в пользу чисто ракетного. С учетом опыта боев во Вьетнаме пушки на МиГ-21 вернули. Так, же удачно их использовали в ходе арабо-израильских войн, войн в Африке, Ирано-Иракской войны. В ходе конфликта НАТО с Югославией их использовали ВВС Югославии.

МиГ-21Р ВВС Чехословакии
МиГ-21Р ВВС Чехословакии

И сейчас МиГ-21 воюют в странах Африки и состоят на вооружение даже отдельных европейских стран – например Хорватии. Некоторой неожиданностью стало удачное применение МиГ-21 в качестве бомбардировщиков в ходе конфликтов в Афганистане и Южной Африке. Здесь им помогала высокая маневренность на малых высотах и скоростях. Не зря в ОКБ Микояна, в свое время, создавали штурмовую модификацию МиГ-21 –МиГ21ЛШ, но она уступила в конкурсе будущему Су-25.

Один из вариантов МиГ-21ЛШ
Один из вариантов МиГ-21ЛШ
Один из вариантов МиГ021ЛШ
Один из вариантов МиГ021ЛШ

Успешно применяют до сих пор в бою МиГ-21-93, дополнительно доработанный с использованием западной авионики и получивший индекс MiG-21UPG Bison ВВС Индии. Такие истребители хорошо себя проявили в ходе Каргильской войны в процессе ударов по целям на земле. В 2019 году такой МиГ-21, согласно официальным заявлениям, сбил Ф-16 ВВС Пакистана.

МиГ-21-93
МиГ-21-93

Ныне век МиГ-21 уходит, но он уже вошел в историю как самый массовый сверхзвуковой самолет в мире и как самый массовый боевой самолет на конвейере. Вошел он в историю и как пример удачной и эффективной конструкции при том очень дешевой. Он был дешевле иной бронетехники. Вместе с его китайской версией J-7(F-7) было выпущено около 14 тысяч таких боевых машин.

j-7 ВВС Китая
j-7 ВВС Китая
МиГ-21бис
МиГ-21бис

Летно-технические характеристики (даются для базовой версии МиГ-21Ф)

Размах крыла, м 7.15

Длина, м 13.46

Высота, м 4.71

Площадь крыла, м2 23.00

Масса, кг

пустого самолета 4819

нормальная взлетная 6850

топлива 1790

Тип двигателя 1 ТРДФ Р-11Ф-300

Тяга, кгс 1 х 5740

Максимальная скорость, км/ч

на высоте 2125

у земли 1100

Практическая дальность, км 1520

Практический потолок, м 19000

Экипаж 1 человек

Вооружение: две 30-мм пушки НР-30

две УР К-13

FC-1 ВВС Пакистана - дальний потомок МиГ-21
FC-1 ВВС Пакистана — дальний потомок МиГ-21

Источники:

http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig21f.html,

http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig21b.html,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%93-21,

https://testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/21/lsh/,

Болдырев Федор 2019 ©

Вам, также, может быть интересно:

Хозяин ближнего боя — МиГ-29

Семейство вертолетов «Ансат» — простые, да эффективные!

«Синяя птица» — российского космоса

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Яндекс-Дзене — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Телеграмме — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Инстаграме — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ВК — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Фейсбуке — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ОК— тут

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *