Любимец фермеров и британского спецназа — часть I



Land Rover Series 1 1950 год
Land Rover Series 1 1950 год

Его создали для фермеров и мелкого бизнеса, но в итоге он стал любимцем и фермеров, и спецназа SAS, и зажиточных людей по всему миру. С него начались автомобили повышенной проходимости для гражданского применения. Фирма «Rover» создавшая его, стала заметна ещё в 19 веке, создав в 1885 году первый велосипед современного типа — с двумя колесами одинакового радиуса.

"Безопасный" велосипед фирмы "Rover" - 1885 год(Wikipedia.org)
«Безопасный» велосипед фирмы «Rover» — 1885 год (Wikipedia.org)

До этого во всем мире выпускались велосипеды с огромным передним колесом и фото, которых столь умиляют детей дошкольного возраста и их бабушек, но на практике это были очень опасные для своих наездников конструкции.

"Опасный" велосипед - именно так их звали и вполне заслуженно, такой двухколесный тип велосипед был господствующим до 1885 года (Wikipedia.org)
«Опасный» велосипед — именно так их звали и вполне заслуженно, такой двухколесный тип велосипед был господствующим до 1885 года (Wikipedia.org)

Новая конструкция долго именовалась «safety bicycle» — «безопасный велосипед» или просто «safety» , что говорит само за себя. Во многих велосипед зовется до сих пор «ровер» — пример этому белорусский и польский язык. Прекратив выпускать в 1925 годы велосипеды и мотоциклы, фирма превратилась в известного британского производителя легковых автомобилей высшего класса.

Но подступали суровые годы Второй Мировой. В её преддверии по правительственной программе «теневых заводов», для «Rover» были построены два завода в Асок Грине (Acocks Green) и в Солихалле (Solihull). Они строились из расчета производства двигателей и планеров боевых самолетов. В годы войны фирма освоила производство и реактивных двигателей – одних из первых в мире.

К 1948 году армия «Соединённого Королевства» была переведена на мирные штаты. Надежды на новые жирные армейские заказы не было, довоенные гражданские модели устарели, и их не было смысла снова ставить на конвейер. Спрос на новые модели был ниже ожидаемого. Основная фабрика в Хелен Стрит (Helen Street) была уничтожена бомбами «Люфтваффе» в 1941 году. Простаивающая фабрика в Солихалле (Solihull) была рассчитана на тогдашние авиационные технологии. В то время частные лица стали активно покупать и использовать списанные армейские джипы «Willys»(подробнее о нем тут). Особенно их любили покупать для эксплуатации в сельской местности.

Руководство «Rover» в лице братьев Мориса и Спенсера Уилксов (Maurice Wilks and Spencer Wilks), приняло решение запустить в производство собственный аналог «Willys MB», но рассчитанного на розничную продажу гражданским заказчикам. Конструкторами была задача максимально использовать авиационные технологии Таким образом, попутно ликвидировалось проблема дефицита традиционной для автопромышленности стали, возникшей как следствие потерь в промышленности в ходе «Битвы за Англию». По изначальной задумке автомобиль подобно немецкому Unimog, должен стать нечто средним между легким грузовиком и трактором. При этом идейным прототипом инженерных решений нового автомобиля, служил, однако, «Willys» MB.

Главным инженером стал Артур Годдард (Arthur Goddard). Первый прототип был готов в 1947 году. Он значительно отличался от серийного «Range Rover», запущенного в серию в 1948 году. Первый прототип был спроектирован согласно изначальным замыслам, способным к пахоте и другим сельскохозяйственным работам, с валом отбора мощности для навесных агрегатов, с центральным расположением руля, шасси было заимствованно от «Willys» MB, силовой агрегат, включая коробку передач, был от первой послевоенной модели фирмы — люксового «Rover» P3. Корпус сделали вручную из алюмине-магнезиевого сплава. Зеленой окрас кузова был продиктован наличием запаски краски для окраски армейских самолетов из такого сплава во время военного производства. Впоследствии такой цвет стал частью имиджа «Land Rover» и «Land Rover Defender».

В ходе испытания от концепции «автомобиля-трактора» отказались в пользу выпуска, именно, гражданского аналога армейских «джипов». Руль был возращен на правую сторону (левую в экспортных вариантах), раздаточную коробку и шасси от Willys MB, сменили на собственные разработки, установили более мощный двигатель, с большим рабочим объёмом. Автомобиль выгодно отличался от американского прообраза, большей шириной, на которую были нарекания, ввиду склонности первых «джипов» от фирмы «Willys», к переворачиванию. Вал отбора мощности на автомобилях первых лет выпуска был сохранён. Несущая рама из сваренных полос стали была лестничного типа, что упрощало её производство по сравнению с тогда стандартными в автомобильной промышленности рамами X- и U- образной конструкции. Для упрощения производства кузова, его панели и сечения были сделаны максимально плоскими и по максиму без плавных изгибов.

В таком виде автомобиль планировали выпускать не больше двух лет, в ожидания начала массовых продаж новых люксовых моделей от «Rover». На тот момент у фирмы была проблема со спросом на традиционные для фирмы модели легковых автомобилей. Но запущенный в серию в 1948 году «Land Rover» не стал временщиком.

Он остался в производстве и после начала успешных продаж новых моделей «Rover», благодаря высокому спросу и не только у фермеров и мелких предприятий. Уже в 1949 году поступили заказы от Британской Армии, в том числе от легендарного спецназа SAS (САС). «Land Rover» впоследствии стали одним из его символом, как основное транспортное и часто боевое средство данного подразделения Британской Армии. Впоследствии данное поколение «Land Rover» стало именоваться «Land Rover Series I». Это поколение выпускалось по 1958 год. Его успех был определен удачными инженерными решениями. По своей остроумности не уступавшим, достижениям английских изобретателей и ученых веков создания «Английской колониальной Империи». Сэр Исаак Ньютон и создатель «Дрендноута» Филип Уоттс (Philip Watts) , я думаю, взирая с небес на свою родину, гордились своими потомками, создавшими «Land Rover Series I». Автомобиль уже тогда оснастили оригинальным полу-постоянным полным приводом, для его реализации использовали нестандартное для других производителей решение, с подключением передней оси через муфту свободного хода. Её включение и выключение было предусмотрено через специальный напольный выключатель у водителя. До 1951 года была лишь одна модификация с бензиновым двигателем мощностью 51 л.с и объёмом 1,6 литра и колесной базой в 2,03 метра. Была установлена четырёхступенчатая механическая коробка от Rover P3 и двухступенчатая раздаточная коробка, оригинальной конструкции. Верх дверей и наличие крыши были опцией. Автомобиль имел три двери и семь посадочных мест, включая места на бортовых скамьях за водительским рядом. По просьбе покупателей, желавших больше комфорта, при сохранении внедорожных характеристик оригинального автомобиля, в 1949 году стал выпускаться вариант с кузовом от фирмы «Тикфорд» («Tickford»), имевший твердую крышу, отопление салона, кожаные сиденья и другие элементы, повышавшие комфорт в салоне. Данный кузов выполнялся частично из дерева.

В 1950 году отказались от изначальной реализации полного привода и оснастили стандартным для автомобилей тех лет жестко подключаемым полным приводом, с постоянным задним приводом и временным подключением в случае необходимости передней оси.

В том же году стали появилась версия с более мощным 2 литровым бензиновым двигателем.

Увеличение максимальной скорости потребовало изменения классификации автомобиля. Изначально «Land rover» классифицировался как коммерческий автомобиль, что освобождало его владельцев от автомобильного налога. Но коммерческий транспорт не мог развивать скорость выше 48 км/ч. В итоге, Суд Великобритании и Ирландии Палаты Лордов (Law Lords) вне изменения в законы. Отныне «Land Rover» стал «многофункциональным транспортным средством».

Land Rover Series 1 c кузовом "пикап" 1952 год (Wkipedia.org)
Land Rover Series 1 c кузовом «пикап» 1952 год (Wkipedia.org)

В 1952 году стала выпускаться модификация с кузовом «пикап».

В 1954 году колесная база была удлинена до 2,18 метра, «пикап» же получил ещё большую колесную базу — 2,72 метра.

В том же году был установлен двигатель объемом 2 литра с лучшей системой охлаждения, чем на его первоначальном варианте.

В 1955 году этот двигатель был модернизован ещё раз.

В, том же, 1955 году на шасси с колесной базой в 2,72 метра стал выпускаться пассажирский вариант с 10 посадочными местами и 5 дверями. Он имел закрытый салон, выполненный из металла, с внутренним освещением и вентиляцией салона. Были и более люксовые варианты исполнения салона автомобиля.

1956 году длина базы 3-дверной модификации увеличили до 2,24 метра, а 5 дверной и пикапа до 2,77 метра. Были внесены изменения в конструкцию ради запуска дизельной модификации автомобиля. Она встала на конвейер в 1957 году и оснащалась дизелем объёмом 2 литра и мощностью 52 л.с. Он был одним из первых автомобильных дизелей, рассчитанных на высокие скорости движения. В отличии от обоих бензиновых агрегатов он был сделан с верхним расположением клапанов.

В 1958 году первая серия «Land Rover» была сменена «Land Rover Series II». Рассказ о ней и последующих поколениях «Land Rover» — тогда ещё без приставки «Defender», будет в следующей публикации.

Источники: https://www.kolesa.ru/article/smena-karaula-proschalnaja-oda-land-rover-defender-2016-02-03.

Болдырев Федор 2019 ©

Первая публикация была в блоге «Техника и жизнь» в 2019 году.

Вторая часть статьи — тут.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *