ГАЗ-69 – с ним приходил коммунизм



ГАЗ-69 (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2019©)
ГАЗ-69 (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2019©)

 

 

Этот автомобиль был прост по конструкции и неприхотлив в эксплуатации, и, несмотря на это, он ярко выделяется внешне благодаря своему клиновидному капоту. Его начали разрабатывать, в момент активной разработки первой нашей атомной бомбы РДС-1, а запустили в серию, когда со смертью И.В. Сталина подули «ветры бурных перемен» и, уже, была взорвана первая в мире советская водородная бомба 12 августа 1953 года, США к тому времени 1 ноября 1952 года на атолле Эниветок взорвали всего лишь водородное взрывное устройство, не способное быть оружием. Мы стали на практике, хотя бы, частично опережать Запад в технологиях.

История производства ГАЗ-69 началась, когда ещё не прозвучали громкие заявления на XX съезде, но желание жить иначе, более зажиточно и привольно уже было. Первые наброски ГАЗ-69 были сделаны Григорием Вассерманом ещё в наступательном 1944 году. В 1945 году завершилась Война и стали наступать другие времена, отличные и от военного лихолетья, и от бурных и полных стремлений первых пятилеток. «Автомобили-солдаты», такие как, ГАЗ-67Б, уже, не отвечали требованиям ни эксплуатации в мирное время, ни требованиям людей, хотевших уже не подвигов, а комфорта и спокойного развития, без необходимости совершения экстраординарных подвигов. Основной претензией к, очень, удачному, в остальных отношениях, ГАЗ-67Б был его малый ресурс. Мал был уже и комфорт. В отличие от военных лет ГАЗ-67Б шёл уже и в гражданский сектор – геологам, геодезистами, связистам, в сельское хозяйство и остальные им подобные, отрасли «народного хозяйства» СССР.

Официальное проектирование началось 21 апреля 1947 года, после постановление Совета министров СССР № 1118-325. В нём было указанно использовать узлы и агрегаты легковой М-20 «Победы», символа личного достатка в, те ещё голодные времена. Но кузов и салон для рамного автомобиля, совершенного иного назначения, были разработаны с нуля. Автомобиль имел несущую раму, с полным подключаемым приводом и понижающей передачей. Геометрия кузова и подвеска, были заточены под езду на бездорожье. Рычаг коробки передач, аналогичной в принципе коробке «Победы», был перенесён на пол. В итоге получился удачный автомобиль, ставший символом советского присутствия во многих странах далеко за нашими границами, и выпускавшийся по лицензии и без неё в других странах, в КНР и Пакистане его модернизированные варианты выпускаются до сих пор. Варианты ГАЗ-69, разработанные и производимые на его базе в КНР и Румынии продавались и на экспорт, китайский BJ212, экспортируется КНР и до сих пор и собирается в Пакистане как Adam Boltoro. ГАЗ-69 стал одним из символов Советской Армии и нашего явного и неявного участия во многих «горячих» конфликтах «холодной войны». В те времена их можно было встретить на всех континентах кроме Австралии.

За характерное поведение автомобиля на неровной дороги из-за особенностей подвески был, как и ГАЗ-67Б, прозван «Козликом».

ГАЗ-69 (Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2018©)
ГАЗ-69 (Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2018©)

 

 

Техническое описание

Разработку начали в 1947 году, сразу после начала производства М-20 «Победа». Первый образец был построен уже в том же 1947 году. Первоначально новый автомобиль имел не только индекс ГАЗ-69, но имя собственное «Труженик». После смерти И.Сталина идея обязательных имён собственных для советских автомобилей была отменена и автомобиль пошёл в серию как ГАЗ-69. ГАЗ-67Б был сменён на конвейере ГАЗ-69, уже, в августе 1953 года. При этом часть узлов ГАЗ-69 была уже опробована в процессе внесения текущих модернизаций серийных ГАЗ-67Б. Почти все узлы и агрегаты были от М-20 «Победы», что так же облегчало начало серийного производства. Оригинальными из ключевых узлов были раздаточная коробка, подвеска. Двигатель, коробка передач (с небольшими изменениями в способе установке ручки КПП), сцепление, амортизаторы были от М-20 «Победа», в некоторых случаях с небольшими доработками. Также использовались узлы от ЗИМ, ГАЗ-51, в некоторых случаях и от ГАЗ-67Б.

Автомобиль был готов к началу серийного производства уже в 1951 году. Но ввиду, ряда причин, не имевших никакого отношения ни к техническим нюансам, ни к потребностям Советской Армии или народного хозяйства СССР, производство началось только в августе 1953 года.

Комфорта была меньше, чем на легковых автомобилях общего назначения тех лет. Но комфорта всё было больше чем даже на довоенной, сугубо гражданской, М-11 «Эмка». Уже был стеклоочиститель с электроприводом со стороны шофёра и обогрев ветрового стекла, в движении можно было обогревать и зону ног на переднем ряду сидений. В те годы это уже было круто!

Несмотря на больший вес, чем у ГАЗ-67Б и относительно слабый мотор для «проходимца» от М-20 «Победа», проходимость не уступала предшественнику. Высокий клиренс, короткие свесы, удачная развесовка вкупе с удачным передаточными числами в коробке передач и раздатке, обеспечивала уверенное поведение автомобиля не только на грунтовых дорогах в любую почти погоду, но и вне их. На базе его были разработаны по заказу армии амфибия ГАЗ-46 в 1954 году и мобильная пусковая установка первого серийного советского ПТУР «Шмель» в 1960 году, без учета вспомогательных боевых машин на его штатной базе. В СССР выпускались с первого года выпуска две штатные модификации ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, отличные высотой и компоновкой кузовов. ГАЗ-69 имел 2,3 метра, две двери и 8 мест, из них два на переднем ряду, включая место шофёра, и 6 мест на двух трёхместных лавках по бортам кузова. Они могли складываться, превращая автомобиль в грузовой пикап de-facto. ГАЗ-69А именовали ещё командирским или же сельскохозяйственным. Он имел при меньшей высоте в 1, 92 метра 4 двери и 5 мест, в том числе 3 места сзади на комфортабельном сиденье заднего ряда. Ещё одним важным отличием этих двух модификаций было различие топливных баков. На ГАЗ-69 их было два: основной объёмом 48 литра и вспомогательный объёмом 27 литра. На ГАЗ-69А был один топливный бак объёмом 60л.

В СССР выпускался с 1953 по 1956 годы на ГАЗ, с 1954 по 1973 год на УАЗ.

В СССР проходил в процессе серийного производства ряд модернизаций. В начале 60-х годов машина более мощный мотор М-21Г от УАЗ-450, объёмом 2,4 литра и мощностью 69 л.с. Новый вариант получил обозначение ГАЗ-69М (ГАЗ-69АМ). С 1968 года стали выпускаться его дальнейшая модернизация ГАЗ-69-68 (ГАЗ-69-68А) с обоими мостами от УАЗ-452, улучшенными передними тормозами и некоторыми другими изменениями в трансмиссии.

ГАЗ-69 производства УАЗ (Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2019©)
ГАЗ-69 производства УАЗ (Наталья Болдырева специально для Tech&Life 2019©)

 

 

 

Технические параметры (в скобках приведены для ГАЗ-69А)

Длина: 3850 мм;

Ширина: 1750 мм (со снятым запасным колесом);

Высота: 2030мм (1920 мм);

Клиренс: 210 мм;

Колёсная база: 2300 мм;

Колея задняя: 1440 мм;

Колея передняя: 1440 мм;

Масса: 1525 кг;

Вместительность: 8 человек или 2 человека и 500 кг груза, (5 человек);

Полная масса прицепа: 850кг;

Компоновка: переднемоторная, полноприводная;

Кузов: кабриолет;

Колесная формула: 4Х4;

Двигатель: ГАЗ-69 – создан на базе двигателя М-20, отличался от него большей мощностью и крутящим моментом. Бензиновый, нижнеклапанный, карбюраторный. Имел 4 цилиндра, расположенные вертикально в ряд. Мощность – 55 л.с. Крутящий момент – 127 Нм. Объём – 2,1 литр. Топливо: бензин. Мотор позволял использовать бензин марки А-66.

Трансмиссия: трехступенчатая МКПП с синхронизацией на II и III передачах. 2-х ступенчатая раздаточная коробка. Ведущие колеса – все с жестким подключением переднего моста в случае необходимости. Задний мост подключен постоянно. Сцепление сухое однодисковое;

Подвеска: зависимая на всех мостах, рессорная;

Объём топливного бака: 48+27 л (60 л);

Максимальная скорость: 90 км/ч;

Расход топлива: 15-16 литров, на бездорожье 25 л;

Базовые модификации в СССР — ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ, ГАЗ-69-68 и ГАЗ-69А-68.

Модели на базе ГАЗ-69 производства Румынии — IMS-57 и ARO-M461.

КНР — BJ212, в Пакистане собирается как Adam Boltoro.

КНДР — KAENGSAENG 68 и KAENSAENG 68.

Болдырев Фёдор 2019 ©

Источники:  https://www.kolesa.ru/redkie-avtomobili/kak-truzheniku-stat-kozlom-testdrajv-gaz69-2015-12-11, https://www.kolesa.ru/article/inostrannye-korni-predpuskovoj-podogrevatel-i-zhestkij-verh-mify-i-fakty-pro-gaz-69, https://www.drive2.ru/b/496169741392544393/, http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-69.htm, https://littlehobby.livejournal.com/6363.html, Автомобили мира 2016. –М.: Третий Рим: 2016;

Спасибо всем, кто прочел статью!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *