ВАЗ-2101 «Копейка» – ставшая золотой для наших людей



ВАЗ-2101 "Жигули" - (wikipedia.org)
ВАЗ-2101 «Жигули» — (wikipedia.org)

 

К середине 60гг. XX века стало ясно, что денег у советских граждан хватает, а возможности их потратить у них мало. И это создавало определенные трудности для советского руководства, в том числе политические. Одним из дефицитных товаров были автомобили. Нужда в них возросла, особенно в связи с развитием культуры покупки дач и получения дачных участков в садовых кооперативах. Да и отношение населения к предметам пусть не роскоши, но достатка изменилось. Аскетичная культура первых строителей СССР ушла в прошлое. Народ хотел хорошо одеваться, хорошо обставлять уже индивидуальные квартиры, полюбил выезжать на природу на свои дачи, и хотел иметь свои транспортные средства, а не только разъезжать на переполненных автобусах и электричках.

ВАЗ-2101 "Жигули" - (wikipedia.org)
ВАЗ-2101 «Жигули» — (wikipedia.org)

 

 

К тому времени в СССР было четыре производителя легковых автомашин. ЗИЛ, ГАЗ, МЗМА и ЗАЗ. ЗИЛ строил лимузины ручной сборки ЗИЛ-114 только для нужд высшего руководства страны и очень малыми партиями, гораздо меньшими, чем в более ранние годы существования СССР. ГАЗ, наряду с лимузинами для чиновников ГАЗ-13 «Чайка», выпускал автомобили конвейерной сборки ГАЗ-21 «Волга», вскоре смененные на ГАЗ-24 «Волга». «Волги» всех моделей тогда шли и в продажу населению, но шла в продажу их меньшая часть. Большая часть шла как служебные машины различного руководства и в такси. В итоге несмотря на достаточно высокую для СССР цену всех моделей «Волги» они были в большом дефиците, и даже существовал их «черный рынок». Да и их общий тираж выпуска был маловат. МЗМА – будущий АЗЛК был тогда на гребне своего успеха, который он в будущие годы так и не повторил. На конвейере у него стоял очень удачный Москвич-408 и он готовил к запуску еще более успешный Москвич-412. Их тираж был больше 80т. единиц машин, но большая часть шла на экспорт. Ради экспортного производства «Москвичей» даже отказались от выпуска очень удачного полноприводного комфортабельного «Москвич-410». Ибо тогда «Москвичи» были очень успешным экспортным товаром СССР, в том числе в странах Западной Европы с развитой автопромышленность. В итоге и на более дешевые и удачные «Москвичи» нежели «Волги» был спрос и дефицит. Хотя в целом машина была менее статусная нежели «Волга». Недавно было запущено производства на ЗАЗ. Но «Запорожцы» вызывали смех своей конструкцией уже тогда и их производство было сравнительно небольшим. Хотя их большим плюсом была цена, меньшая чем даже на «Москвич». Очередь была на всем модели советских легковых автомобилей. У населения был вредный переизбыток денежных средства. Глава КПСС, и фактический глава СССР Леонид Брежнев тогда еще не было косен умом, при этом он был большим любителем автомобилей. В тоже время глава советского правительства Алексей Косыгин продвигал идею реформ экономики, которые бы позволили бы отойти от мобилизационной структуры экономики к структуре, нацеленной на обеспечение потребностей населения. В итоге их совместными усилиями была выдвинута и стала реализоваться идея строительства крупного автозавода по производству легковых автомобилей массового спроса с опорой на передовые импортные технологии. Руководство страны и министерства автомобильной промышленности СССР выбирал будущую модель для выпуска из нескольких вариантов. Сотрудничество с США, как в 30-е годы, было политически некорректно из-за обострения Вьетнамской Войны и общей напряженности между двумя сверхдержавами. С Европой отношения были лучше.

Renault 16 (wikipedia.org)
Renault 16 (wikipedia.org)

 

 

 

Выбор был между следующими моделями: французскими Renault 16 и Peugeot 204, одной из моделей Фольксвагена и итальянским ФИАТ-124.

Peugeot 204 (wikipedia.org)
Peugeot 204 (wikipedia.org)

 

 

Выбор в пользу ФИАТ был сделан возможно по политическим соображениям. Тогда в Италии были очень серьезные позиции итальянской компартии. Да и сам ФИАТ охотно шел на сотрудничество с коммунистическими странами. Отношения с ФРГ были еще напряженные из-за ГДР и из-за участия немецких концернов, включая «Фольксваген» в поддержке нацизма в прошлом. Позиции ФРГ в СССР в 60-е были еще слабые, что было видно и по другим отраслям. У французских производителей шансы были и модели были удачные. Но в итоге выбрали ФИАТ-124 — машину года в Европе 1967 года.

ФИАТ-124 (wikipedia.org)
ФИАТ-124 (wikipedia.org)

 

 

 

Машина не была прорывной разработкой. Ее конструктивные решения в самой Европе уже сходили с арены. Но она была продумана и имела возможности модернизации. Большим была плюсом относительная простота конструкции. В условиях СССР это было очень важно. По условиям контракта ФИАТ поставлял в СССР не только лицензию на производство своей модели, но и строил завод по ее производству проектной мощностью в 600т. автомобилей в год. Этот завод стал самым современным среди автомобильных заводов СССР. Но мы не стали брать эту модель «вслепую». Были проведены испытания ФИАТ-124 и других аналогичных машин СССР. По итогам испытаний мы обратились к Италии с просьбой адаптировать машину под наши условия, попутно осовременив ее. ФИАТ по нашей просьбе усилил кузов, модернизировал мотор, сделав его почти заново, изменил электрооборудование, улучшил коробку передач, повысил дорожный просвет и доработал подвеску. Тормоза сзади были заменены на барабанные. Дисковые сзади не подходили для частой езде по проселку в распутицу. Спереди оставили дисковые, но их улучшили. Новый мотор имел в отличие от первоначальной версии верхнеклапанную конструкцию и лучшее возможности по его развитию в будущем. В итоге его модификации выпускают и по сей день для установки на «Ниву» (Лада4х4), и на Шевролет-Нива. Также были улучшения меньшего масштаба – повышение мощности печки, другие ручки, дополнительные точки установки домкратов и не только. Первые серийные ВАЗ-2101 «Жигули» сошли с конвейера 19 апреля 1970 года.

ВАЗ-2101 "Жигули" - (wikipedia.org)
ВАЗ-2101 «Жигули» — (wikipedia.org)

 

 

Дата выпуска приурочили к юбилею В.И. Ленина. Эта модель и ее модификации стали поистине народным автомобилем СССР. Уже через несколько лета был выпущен миллионный ВАЗ-2101. Также был налажен выпуск при участии ФИАТ ВАЗ-2102 – первого массового универсала в свободной продаже для населения.

ВАЗ-2102 "Жигули" - (wikipedia.org)
ВАЗ-2102 «Жигули» — (wikipedia.org)

 

 

Это машина стала находкой для наших дачников. «Жигули» стали атрибутом советского интеллигента и просто человека не последнего в этой жизни. До этого даже машины ЗАЗ были слишком редки. А продукция АвтоВАЗа была везде и во всех социальных слоях. Сочетание массовости и качества производства дало свой результат.

Источники:

https://motor.ru/stories/vaz-2101-predystoriya.htm?utm_source=social&fbclid=IwAR3QA1cBGNdRFOJI6vU5upxaSq7sekenGzB9AEf_3kYhMmWYqsNMfYVTJOQ$

https://www.kolesa.ru/article/pervyj-universal-vtoroj-modeli-istoriya-razrabotki-i-sudba-vaz-2102$

Болдырев Федор 2020©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *