Лебединая песнь истребителей-бипланов – И-15 и И-153



И-15 - один из первых опытных экземпляров
И-15 — один из первых опытных экземпляров

 

 

Предыстория

Шел 1933 год. Первая пятилетка закончилась. Да в итоге получилось меньше намеченного, но и то, что построили и произвели внушало уважение. Советская Россия стала превращаться из «лапотной» в индустриальную страну. Меж тем, продолжалось развитие и боевой авиации. У нас, как и за рубежом стали разрабатывать и производить первые истребители-монопланы. Но век бипланов еще не ушел. И наш авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов начал проектировать дальнейшее развитие своего уже устаревшего И-5. Это был И-15. В отличие от И-5, не просто хороший, а очень хороший самолет. Он был не просто вровень с иностранными сверстниками, а превосходил их по ряду параметров. Что ж к середине 30 гг. XX века Н.Н. Поликарпов уже набил руку, как и вся советская авиапромышленность, и мог соперничать на равных с лучшими иностранными авиаконструкторами.

И-15
И-15

 

 

Описание

И-15 был развитием предшествующих разработок Н.Н. Поликарпов – истребителя смешанной конструкции И-5 и деревянного И-6.

И-6
И-6

 

 

Но конструкция И-15 была все таки ближе к И-5, на базе которого он по сути и был сделан. Как и И-5 самолет был сделан полуторопланом, но верхнее крыло сделали формы «чайка», вместо традиционного прямого. Крыло «чайка» повышало маневренность, и улучшало обзор. Фюзеляж состоял из металлического каркаса, обшитого полотном сзади и дюралюминием спереди. Крыло было сделано из деревянного каркаса, обшитого полотном. Оперение из дюраля, обшитого полотном. Шасси, как и на И-5, не убиралось, что было стандартом в те времена даже на истребителях. Тем самым, конструкция самолета повторяла приемы, использованные при создании И-5. Двигатель планировался изначально американский «Райт-Циклон» SGR-1830 F-3 мощностью 630 л.с. Его собирались выпускать по лицензии в СССР под индексом М-25. Но выпуск организовать сразу не удалось. На первых самолетах стояли импортные моторы, потом стали ставить М-22 мощностью 480л.с аналогично И-5. Лишь в последние годы выпуска И-15 на него стали ставить М-25. Установка М-22 несколько снижала летные характеристики И-15, хотя маневренность оставалась на высоком уровне. С М-25 летные данные самолета стали лучше. Самолет был оборудован открытой кабиной, но хорошие высотные показатели самолета подвигли разработчиков к созданию опытных вариантов И-15 с герметичными кабинами для повышения высотности. В серию они не пошли.

И-15
И-15

 

 

 

Вооружение истребителя

В носовой части фюзеляжа находились четыре пулемета ПВ-1 калибром 7,62мм, с синхронизацией стрельбы через плоскость винта. Такие же пулеметы ставились на И-5. Также на истребителе была предусмотрена установка до 8 бомб общим весом до 40 кг. В ходе войны в Испании в вооружение вносили дополнения. Пулеметы ПВ-1 заменялись на более совершенные ШКАС того же калибра. Ставились дополнительные бомбодержатели для увеличения бомбовой нагрузки. В СССР также на И-15 устанавливали первые отечественные реактивные снаряды. Всего на самолете могло устанавливаться до 6 реактивных снарядов РС-82. Боевое крещение И-15 с ними получили в ходе конфликтов с Японией на Дальнем Востоке в конце 30гг.

И-15 Испанских ВВС
И-15 Испанских ВВС

 

 

Путь И-15

Разработка самолета началась в начале 1933 года. Первый полет был совершен 23 октября 1933 года легендарным Валерием Чкаловым. Серийное производство наладили в 1934 году. В 1936 году на самолёты стали ставить, наконец-то, освоенные в серии моторы М-25. В том же году на И-15 был установлен рекорд высоты прославленным летчиком Владимиром Коккинаки. В 1935 году был разработан доработанный вариант И-15бис (И-152) с обычным крылом, без изгиба типа «чайка», пошедший в серию в 1937 году.

И-15бис (И-152)
И-15бис (И-152)

 

 

 

Самолет очень любили в войсках, он был прост и неприхотлив. И-15 превосходил большинство как иностранных, так и наших самолетов, по маневренности, не уступая другим истребителям-бипланам по скоростным и высотным качествам. Вместе с тем отмечалось плохое качество изготовления. Множество огрехов при производстве было тогдашним бичом всей молодой советской промышленности и не только в авиации. Учитывая малое количество опыта у большинства рабочих, мастеров и инженеров это неудивительно. Большинство из них, зачастую, были недавними малограмотными крестьянами. Учились культуре производства они «на ходу».

И-15 пришлось долго и активно воевать и не только под нашими знаменами. Первой войной стала гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Первые И-15 поступили в ВВС левого правительства в 1936 году. Он получил прозвище «Чато» (Курносый). В первые годы войны он показал себя очень удачным истребителем. Также его быстро стали использовать как разведчик и штурмовик. Четыре пулемета это было по тем временам серьезное вооружение. В 1937 году организовали сборку И-15 в Испании силами местной авиапромышленности. Крылатые машины испанской сборки получили ряд усовершенствований. В их число входила бронеспинка, изменения в вооружении, прямое крыло вместо типа «чайка», отказ для уменьшения веса от электростартера и некоторые другие изменения. Машины без электростартера заводились с помощью мобильных стартеров на автомобильных шасси. Также, выпускалась модификация И-15 с доработкой системы выхлопа, позволявший его использовать как ночной истребитель. Стандартная система выхлопа слепила пилотов, поэтому в нее пришлось вносить изменения. Часть этих изменения внедряли и на отечественные И-15 в ходе их модернизаций в войсках. С появлением в больших количествах в составе ВВС Генерала Франко немецкого Messerschmitt Bf.109 (Мессершмитт Ме-109) И-15 быстро устарел как истребитель и потерял боевую ценность. Трофейные И-15 были приняты на вооружение франкиских ВВС как учебно-тренировочные машины. Также к ним попало определенное количество И-15бис, состоявших как учебные на вооружении Испании до 1954 года.

Наши И-15 принимали участие в Советской-Финской (1939-1940гг.) и конфликтах у озера Хасан (1938 г.) и реки Халхин-Гол(1939г.). Определенное их количество воевало и в ходе Великой Отечественной Войны, часто в качестве штурмовиков. Впоследствии их использовали и ВВС Монголии в ходе пограничных конфликтов с гоминдановским Китаем в конце 40гг. И-15бис приняли активное участие в Японо-Китайской войне, начиная с 1937 года.

И-15бис
И-15бис

 

 

Часто летчики были наши советские. Истребитель И-15бис в этих боях поначалу показал себя лучше японских самолетов. Обычно они применялись вместе с более скоростным, но менее маневренным И-16. Но с появлением у японцев новых истребителей  в начале 40гг. он также устарел. И-15бис активно использовались в ходе конфликтов на озере Хасан и реке Халхин-Голе. Применялись они в начальный период Великой Отечественной Войны. В ходе боевых действий их постепенно переводили из истребителей в штурмовики, а потом и вовсе вывели из боевого состава.

И-15бис
И-15бис

 

 

 

Несколько подбитых И-15бис (И-152) стали трофеями финской армии и были приняты на вооружение их ВВС, где использовались против нас в ходе Великой Отечественной Войны.

На базе И-15бис (И-152) был разработан последний истребитель-биплан СССР, да и мира, — И-153.

И-153
И-153

 

 

 

 

Он вновь получил крыло типа «чайка», а также вооружение из пулеметов ШКАС, новый прицел и ряд других усовершенствований, включая мотор М-62 мощностью в 1000л.с. и убираемое шасси. Он выпускался большой серией с 1939 по 1941 годы. Применялся в ходе всех конфликтов и войн, которые мы ввели вплоть до 1943 года, начиная с Халкин-Гола. На фронтах Великой Отечественной он часто использовался как самолет-штурмовик. Их использовали также подразделения Гоминьдана в Китае против Японских ВВС. Несколько И-153 стали трофеями финнов в ходе «Зимней войны» 1939-1940гг. Их впоследствии использовали против СССР в ходе Великой Отечественной Войны.

И-153
И-153

 

 

Всего было выпущено 348 И-15, плюс 237 таких самолетов собрали в Испании, а также, 2408 И-15бис и 3437 И-153.

Летно-технические характеристики И-15 с двигателем М-25

И-15
И-15

 

 

 

Источники:

История конструкций самолетов в СССР до 1938г. (Материалы к истории самолетостроения). Издание второе, переработанное и дополненное/В.Б. Шавров. – М.: «Издательство Машиностроение», 1978.

Истребители Поликарпова. Часть 1. (Война в воздухе -136). /С.В. Иванов. – Белорецк, 2004.

https://topwar.ru/155732-rasskazy-ob-oruzhii-istrebitel-i-15.html,

http://www.airwar.ru/enc/fww2/i15.html;

Федор Болдырев 2020©


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *