И-16 – Новая эра истребителей



И-16 с опознавательными знаками ВВС Испании
И-16 с опознавательными знаками ВВС Испании

 

 

 

Введение

В начале 30 гг. XX века в мировом авиастроение наступила эпоха самолетов-монопланов. Также стали применять убирающиеся шасси. Это было сделано ради воплощения в жизнь лозунга авиаторов тех лет — «выше, дальше, быстрее». Монопланы с убирающимися шасси имели меньшее сопротивление воздуху и могли летать «выше, дальше, быстрее», чем бипланы с неубирающимся шасси. Первым таким истребителем на конвейере в мире стал советский И-16. Разработка его Николаем Николаевичем Поликарповым началась в инициативном порядке в 1932 году. Поначалу советское руководство отдавало приоритет И-14, спроектированного Павлом Сухим. Но у него возникли проблемы с устойчивостью полета в воздухе. И в 1933 году началось официальное проектирование ЦКБ-12 — будущего И-16. К тому времени аэродинамика значительно развилась, как и двигателестроение, что и сделало возможным создание И-16. Кроме схемы моноплан с убирающимися шасси его оснастили закрывающимся фонарем пилота, вместо прозрачного козырька ранее традиционного на истребителях. Это было сделано ради высокой скорости полета. Также машину оснастили мощными моторами. На ЦКБ-12 это был М-22 мощностью 480л.с. (копия британского Bristol Jupiter VI, ставился еще на И-5). На построенном тогда же ЦКБ-12бис это был американский Wright Cyclone SGR-1820-F-3 мощностью 710 л.с. Оба мотора имели воздушное охлаждение. Оба варианта оснащались традиционными для нашей авиации тех лет пулеметами ПВ-1 в количестве двух штук на борту. ЦКБ-12 первый полет совершил 30 декабря 1933 года под управлением самого Валерия Чкалова. ЦКБ-12 с временно установленным мотором Wright Cyclone SGR-1820-F-2 совершил первый полет в январе 1934 года. Обе машины испытывал Валерий Чкалов. Та и другая машина показали себя очень скоростными аппаратами с четким управлением. Но управлять им могли пилоты только высокой квалификации. Это был вывод, сделанный не только Валерием Чкаловым, но и другими пилотами, испытывавшими эти самолеты. В 1934 году вариант с мотором М-22 был принят на вооружение и запущен в серийное производство под обозначением И-16 Тип 4.

На заднем плане И-16
На заднем плане И-16

 

 

 

Техническое описание и развитие конструкции И-16

И-16 был монопланом с низкорасположенным крылом. Конструкция была смешанная, фюзеляж из дерева и фанеры, крылья металлические. Двигатель воздушного охлаждения М-22. Выпускался в СССР по лицензии на британский Bristol Jupiter VI. Шасси убиралось. Это было большим новшеством на советских самолетах. В Англии на момент начала выпуска И-16 еще не было на вооружении монопланов с убирающимся шасси.

Но индикатора уборки и выпуска шасси не ставили. Фонарь был закрытого типа. Но пилоты его не любили и часто летали с открытым фонарем кабины. Вооружение И-16 тип 4 состояло из двух синхронизированных крыльевых пулеметов ПВ-1 калибром 7,62 мм. ПВ-1 был авиационным вариантом широко известного пулемёта Максима. В отличие от него имел воздушное охлаждение. Взлетный вес был всего 1354кг, что гораздо легче любого заграничного соперника И-16 тех лет. Остальные характеристики тоже были на высоте. Максимальная скорость 362 км/ч., скороподъёмность 806метров в минуту и плюс к этом замечательная маневренность, также превосходившая заграничные аналоги. Минусом самолета были высокие требования к длине взлетно-посадочной полосы. Пришлось аэродромы реконструировать под И-16. Это было прямым следствием высокой удельной нагрузки на крыло. Несмотря на это самолет был очень маневренный благодаря смещению центровки к хвосту. По сути самолет был статистически неустойчив. Но до появления в 70гг. электродистанционной систему управления это делало такие самолеты сложными в пилотировании и это было заметно на примере И-16. По сути автор этой машины опередил свое время.

На базе него разработали опытный самолет-штурмовик ЦКБ-18.

И-16
И-16

 

 

 

 

В 1936 году начался серийный выпуск развития ЦКБ-12бис – И-16 тип 5. Главный отличием был двигатель. Это был на предсерийных и первых серийных импортный американский Wright Cyclone SGR-1820-F-3 мощностью 630л.с. Впоследствии выпуск Wright Cyclone SGR-1820-F-3 освоили по лицензии в СССР под обозначением М-25. Мощность советского варианта достигала 700 л. с. Скорость самолета с ним достигала 437 км/ч. Это был самый быстрый истребитель в мире на тот день.

Также внесли изменения в вооружение. Вместо пулемётов ПВ-1 поставили новейшие пулеметы ШКАС, спроектированные специально для авиации. Они имели гораздо большую скорострельность. Также предусмотрели размещения до 200 кг. бомб и поставили новый прицел ОП-1, уже опробованный на И-15 и И-15бис (И-152). Шире стала применяться металлическая обшивка крыльев. И-16 тип 5 незначительно отличался от И-15 тип 4 внешне, в основном в области капота двигателя. На базе И-16 тип 5 разработали опытный пикирующий бомбардировщик ЦКБ-29, а также первый советский пушечный истребитель И-16П. И-16П оснастили двумя синхронизированными пушками ШВАК калибром 20мм.

Также внесли изменения в вооружение. Вместо пулемётов ПВ-1 поставили новейшие пулеметы ШКАС, спроектированные специально для авиации. Они имели гораздо большую скорострельность. Также предусмотрели размещения до 200 кг. бомб и поставили новый прицел ОП-1, уже опробованный на И-15 и И-15бис (И-152). Шире стала применяться металлическая обшивка крыльев. И-16 тип 5 незначительно отличался от И-15 тип 4 внешне, в основном в области капота двигателя. На базе И-16 тип 5 разработали опытный пикирующий бомбардировщик ЦКБ-29, а также первый советский пушечный истребитель И-16П. И-16П оснастили двумя синхронизированными пушками ШВАК калибром 20мм.

И-16
И-16

 

 

 

В 1937 году И-16 тип 5 стали менять в производстве на И-16 тип 6. На нем стоял модернизированный мотор М- 25А, мощностью 730 л.с., а также оказались от закрытого фонаря кабины. В ходе производства в И-16 тип 6 внесли еще ряд мелких изменений. Под крылом стали монтировать направляющие для реактивных снарядов РС-82 числом 4 или 6 единиц. Таким образом доработанные И-16 тип 6 стали использоваться в качестве штурмовиков, вплоть до насыщения войск самолетами Ил-2. Высокая маневренность очень способствовала эффективности самолета как штурмовика. И-16 тип 6 приняли активное участие в войне в Испании, начиная с 1937 года. В том же году данная модификация И-16 стала идти в Китай, где приняла активное участие в боевых действиях с японскими агрессорами.

С учетом опыта боевых действий в Испании началось производство в канун нового 1938 года новой модификации – И-16 тип 10. Его отличие в 4 синхронизированных пулемётах ШКАС вместо 2. Также была усилена конструкция в целом. Пилоты получили бронеспинку. В ходе производства истребитель И-16 тип 10 получил новый мотор М-25В с мощностью доведенной до 775 л.с при незначительном увеличении массы. Также на данную модификацию стали ставить убирающееся лыжное шасси. Ранее оно было неубирающиеся. С 1938 года И-16 тип 10 поставлялись в Испанию на помощь республиканскому правительству. Ряд истребителей был доработаны с целью повышения высотности собственными силами испанцев. Также их собирали в Испании с некоторыми другими доработками в конструкции. Впоследствии часть И-16 тип 10 попали в части победивших франкистов и были приняты ими на вооружение. Служили они там вплоть до начала 50 годов XX века. Данная модификация шла с 1938 года и в ВВС Гоминьдана. До появление у японцев уже в 40 гг. новых моделей истребителей советские истребители были королями неба над Китаем.

И-16
И-16

 

 

C 1938 года выпускался И-16 тип 17. Он отличался главным образом установкой вместо двух крыльевых пулеметов ШКАС двух авиационных пушек ШВАК калибром 20 мм. Пулеметы в корпусе сохранялись. Главное предназначение И-16 тип 17 были штурмовые действия по земле. Он был весомым предшественником Ил-2. Боевое крещение получил в ходе боевых действий на Халхин-Голе в 1939 году.

В 1938 году советской промышленностью был освоен новый тип авиадвигателя – М-62. М-62 был лицензионной копией американского Wright-Cyclone R-1820-G-5 мощностью целых 1 000 л.с. Правда при этом мотор был значительно тяжелее, что повлияло отрицательно на общий вес самолета.

И-16
И-16

 

 

 

В начале 1939 года начались испытания И-16 тип 18 с таким мотором. В том же годы начали его серийный выпуск. Его скорость достигла 464 км/ч. Потолок достиг 9470м. Боевое крещение самолет получил в ходе конфликта на реке Халхин-Гол в Монголии в боях с японцами.

Летчики у И-16
Летчики у И-16

 

 

 

 

 

 

 

Вскоре в 1940 году был разработан истребитель И-16 тип 24. Его главным отличием был мотор М-63 мощностью 1100 л.с. М-63 был модернизацией М-62. Больших преимуществ тип 24 перед типом 18 не имел, однако был запущен в серийное производство в 1940 году.

ля замены И-16 тип 17 был разработан И-16 тип 27 с пушечным вооружением и мотором М-62.

И-16
И-16

 

 

 

Также был разработан и запущен в серийное производство И-16 тип 29 с новым пулемётами УБ калибра 12,7 мм. Сохранилось и два пулемета ШКАС. Также он оснащался направляющими для снарядов РС-82 и часто бомбодержателями. Использовали тип 29 в основном для поддержки войск. Он оснащался мотором М-63 и пошел в серию в 1940 году.

Также И-16 в 1936 году послужил прототипом УТИ-2 (Учебно-тренировочный истребитель). Затем его сменил на конвейере УТИ-4 с более мощными моторами М-25 и М-25А. Его выпускали по лицензии в Китае как Jung-28A. Именно он стал первым выпущенным в Китае самолётом.

И-16 различных версий активно воевали в ходе конфликтов на озере Хасан, реке Халхин-Гол, в Финскую войну и в первые годы Великой Отечественной Войны. На Дальнем Востоке они были на вооружении еще в 1944 году. В первые дни уже устаревшие И-16 составляли большую часть истребительной авиации СССР. Но ввиду их устаревших данных их с первых дней войны использовали часто как штурмовики. К 1943 году их стали выводить из боевого состава фронтовых частей.

Заключение

И-16 был этапным самолетом. На нем мы опробовали саму концепцию скоростного и высотного истребителя. До этого у нас были только бипланы с неубирающимся шасси. В первые годы своего производства он был одним из лучших истребителей мира. Потом он исчерпал потенциал своих модернизаций и сошел с арены. Но успел послужить в первые годы Великой Отечественной Войны. Особенно успешно в качестве штурмовика. В предшествующие годы он сыграл большую роль в победах Красной Армии на озере Хасан и реке Халхин-Голе, в сдерживании японских агрессоров в Китае.

И-16 на постаменте
И-16 на постаменте

 

 

Источники:

История конструкций самолетов в СССР до 1938г. (Материалы к истории самолетостроения). Издание второе, переработанное и дополненное/В.Б. Шавров. – М.: «Издательство Машиностроение», 1978.

Истребители Поликарпова. Часть 2. (Война в воздухе -136). /С.В. Иванов. – Белорецк, 2004.

Болдырев Федор 2020©


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *