МиГ-1 — дитя двух отцов- Николая Поликарпова и Артема Микояна



МиГ-1 (wikipedia.org)
МиГ-1 (wikipedia.org)

 

 

 

 

 

Введение

В 1939 году было ясно, что мы отстаем от потенциального противника — Германии по качеству выпускаемых самолетов. Началось активное проектирование новых. К тому времени Александр Микулин разработал новый мотор жидкостного охлаждения АМ-35.

Александр Александрович Микулин (Wikipedia.org)
Александр Александрович Микулин (Wikipedia.org)

 

 

 

 

Им заинтересовался Н.Н. Поликарпов, любивший легкие и мощные двигатели. К тому времени проект его истребителя И-17 с мотором жидкостного охлаждения был прекращен ввиду принципиально устаревшей конструкции. Поликарпов решил создать с использованием АМ-37 самолет «с чистого листа». Проектирование началось в июле 1939 года. Самолет замышлялся как высотная и скоростная (650км/ч) машина. Разработчик особое внимание уделял совершенству аэродинамических форм. Истребитель получил индекс «X» или «И-200». Технология постройки самолета была близка к технологиям И-16 и И-180. В нем также активно использовали дерево. К концу 1939 года разработка самолета была в основном завершена. Но создатель машины хотел внести изменения в конструкцию, уменьшив площадь крыла и унифицировав его с И-185. А в октябре 1939 года Н.Н. Поликарпова посылают в командировку в Германию. За время его отсутствия в судьбе самолета и КБ произошли изменения. В ноябре 1939 г. обсуждалось начало производства на заводе №1 где размещалось КБ Н.Н. Поликарпова истребителя И-26 — будущего Як-1. Дабы спасти завод от «чужого» истребителя представитель КБ А.Т. Карев рассказал о проекте «И-200».

И-26 - будущий Як-1 (Wikipedia.org)
И-26 — будущий Як-1 (Wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

 

Проект получил высокую оценку вышестоящего начальства и был сочтен лучше, чем И-26. Для организации его производства на заводе №1 в отсутствие Николая Поликарпова создали отдельное КБ во главе с Артемом Микояном. О произошедшем Поликарпов узнал уже после возвращения из командировки в Германию. Поначалу он пытался принимать участие в развитии проекта. Самолет долго считался вполне официально и его детищем. Но в итоге от его советов по доводке конструкции А. И. Микоян и М.И. Гуревич отказались и самолет был запущен в серию как МиГ-1.

Артем Иванович Микоян (Wikipedia.org)
Артем Иванович Микоян (Wikipedia.org)

 

 

 

Михаил Иосифович Гуревич (Wikipedia.org)
Михаил Иосифович Гуревич (Wikipedia.org)

 

 

 

 

 

Описание

В конструкцию летательного аппарат были внесены ряд изменений по сравнению с первоначальными задумками Н.Н. Поликарпова. Первый полет самолет совершил 5 апреля 1940 года. Машина достигла максимальной скорости в 651 км/ч. Это был самый быстрый истребитель мира на тот момент. Неудивительно, что его выпуск начали в январе 1941 года, выпустив с МиГ-3 перед войной в большем количестве чем Як-1, ЛаГГ-1(3). Но лучшие свои качества он показывал на больших высотах. На низких он уступал по параметрам и новейшим советским истребителям и западным, включая немецким. Самолет был выполнен по смешанной конструкции. С обшивкой передней части фюзеляжа дюралем и задней части шпоном. Каркас передней части металлический, задней части деревянный. Крыло металлическое с обшивкой из фанеры. Кабина пилота с закрытым фонарем. Мотор АМ-35А развивал мощность в 1350л.с. и имел жидкостное охлаждение. Вооружен был аппарат одним пулеметом УБС 12,7 мм, двумя пулеметами ШКАС 7,62. Все пулеметы синхронизированы. Также до 200кг. бомб.

После создания МиГ-1 в числе прочих получил премию за его создание и его первый папа — Николай Николаевич Поликарпов.

Николай Николаевич Поликарпов (Wikipedia.org)
Николай Николаевич Поликарпов (Wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самолет нравился и летчикам, и командованию, но были и недостатки. Главных было два: недостаточная дальность и склонность к сваливанию в штопор. На МиГ-3 эти недостатки устранили. Для это на него поставили дополнительный топливный бак и дополнительные управляющие поверхности на крыле. Также был ряд более мелких изменений и усовершенствований. В частности, дополнили вооружение реактивным снарядами и дополнительными бомбами. Испытания МиГ-3 начались в конце 1940 года. Производство началось в 1941 году.

МиГ-3 (wikipedia.org)
МиГ-3 (wikipedia.org)

 

 

 

 

Именно МиГ-3 в значительной мере составлял костяк современных частей истребительной авиации СССР. Других самолетов либо было мало, либо они были устаревшие. Но большая часть боев происходила на малых либо средних высотах, где МиГ-3 уступал немецким и отечественным истребителям. Вдобавок, фронту были очень нужны штурмовики Ил-2, на которые ставили мотор АМ-38, очень близкий по технологии производства АМ-37А. 23 декабря 1941 года выпуск МиГ-3 был прекращен. На базе МиГ-3 было создано ряд конструкций с другими моторами. В том числе с двигателями воздушного охлаждения. Первой была модификация с жидкостным мотором АМ-37. Она получила индекс МиГ-7, но ввиду прекращения выпуска АМ-37 ее не стали даже испытывать. Следующим был МиГ-9 с двигателем воздушного охлаждения М-82. Испытания велись в 1942 году. Но ввиду увеличения лобового сопротивления характеристики самолета снизились. В серию машина не пошла. В 1943 году начали испытывать И-211 с мотором АШ-82ФН и рядом усовершенствований для улучшения аэродинамики. Самолет показал неплохую максимальную скорость в 670км/ч, но в серию не пошел ввиду более ранней постановки на конвейер удачного Ла-5. В 1943 году создали МиГ-3У. В значительной мере он был реинкарнацией первоначальных задумок Н. Поликарпова наряду с изменениями в аэродинамике и в уменьшении веса, также, пулеметы заменили на две пушки ШВАК 20мм. Мотор тот же АМ-35А. В 1943 году обсуждали его запуск в серийное производство, но не стали прерывать производство уже освоенных моделей самолетов-истребителей. В том же году создали И-231 с мотором АМ-39 мощностью в 1800л.с. Ввиду отсутствия выпуска АМ-39 в достаточных объемах самолет не пошел в серию. Также были попытки более кардинальных модернизаций с установкой еще более мощных моторов с турбонагнетателями, с увеличением площади крыла, но в серию не один из них не пошел. На них были попытки установить гермокабины и до четырех пушек.

МиГ-3 (Wikipedia.org)
МиГ-3 (Wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На разработку МиГ-1 повлияло, что мы, тогда, ведя войну в Финляндии, одновременно готовились отражать налеты британцев и французов на нефтепромыслы в Баку. Для этого нужен был высотный истребитель. А пришлось ему воевать против немцев, когда нужны были другие характеристики. Да, в ПВО крупных городов он был по любом хорош и использовался там вплоть до 1943 года. На нем Александр Покрышкин одержал свои первые победы. Но в целом он уступил лавры побед в Великой Отечественной Войне другим истребителям. Но в истории эта машина осталась как первый «МиГ». И этот первый «МиГ» не был «первым блином». Это был в целом удачный в бою и на производстве самолет. Красивый очень внешне. Хорошая репутация МиГ-3 помогла получить послевоенные заказы его создателям, не меньше, а то и больше связи «в верху» его создателей.

МиГ-3 (Wikipedia.org)
МиГ-3 (Wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

Летно-технические данные МиГ-1

 

 

 

 

 

 

Источники:

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг;

Владимир Иванов НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОЛИКАРПОВ;

http://www.airwar.ru/enc/fww2/mig1.html;

Болдырев Федор 2020©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *