ЛаГГ-3 — слабый в полете, живучий в бою



ЛаГГ-3 (wikipedia.org)
ЛаГГ-3 (wikipedia.org)

 

 

 

 

К 1939 году стало ясно отставание советской авиации от потенциальных соперников из Германии и Англии. Это наглядно проявилось в последние сражения Гражданской Войны в Испании. После модернизации Bf-109 (Ме-109) стал побеждать советские И-15 и И-16. Их не спасала даже хорошая маневренность. «Мессершмитт» был очень быстр и мало уступал по маневренности. В итоге советское руководство стало поощрять не только корифеев авиации, но и малоизвестных конструкторов принять участие в перевооружении «Красного воздушного флота». Среди них был и Лавочкин Семен Алексеевич с Владимиром Петровичем Горбуновым.

Лавочкин Семен Алексеевич(wikipedia.org)
Лавочкин Семен Алексеевич(wikipedia.org)

 

 

 

 

 

В 1938 году им пришло в голову создать цельнодеревянный истребитель. Кроме опыта работы в авиации у Лавочкина был опыт строительства судов из армированной фанеры. К тому времени в СССР придумали уникальный материал — «дельта-древесина».

Владимир Петрович Горбунов(wikipedia.org)
Владимир Петрович Горбунов(wikipedia.org)

 

 

 

 

Дерево пропитывали специальным раствором, повышая его прочность, пожароустойчивость и влагостойкость. Это позволяло использовать дерево для создания деталей, ранее изготавливавшихся из металла по соображением прочности и надежности. СССР вообще старался использовать дерево по максиму, даже как топливо для автомобилей. В авиации дерево, так же, использовалось активно, но до разработки ЛаГГ-1 не для создания цельнодеревянных самолетов.

ЛаГГ-3(wikipedia.org)
ЛаГГ-3(wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

Повышение процента использования дерева в условиях дефицита в стране авиационных металлов, повышало мобилизационные возможности по наращиванию выпуска самолетов в случае мобилизации.

Михаил Иванович Гудков(wikipedia.org)
Михаил Иванович Гудков(wikipedia.org)

 

 

 

 

 

И втроем они начали создавать И-22 — прообраз будущего ЛаГГ-1. 29 августа 1939 года его переименовали в И-301. Вначале планировали создать два варианта машины. Один с мотором М-105ТК-2 – высотный истребитель с пулеметным вооружением, другой с мотором М-106П – менее высотный с пушечно-пулеметным вооружением, а также ракетным (реактивные снаряды РС-82). Но мотор М-106П создавали с трудом. М-105ТК-2 тоже задерживался, в итоге решили первые экземпляры делать с уже отработанным М-105П мощностью 1100л.с., пусть и менее совершенным. 9 апреля 1940 года состоялся первый полет И-301. Из-за широкого использования дельта-древесины и сосны самолет получился тяжелее чем истребители конкурентов, в частности больше по весу, чем имевший аналогичную силовую установку Як-1. Вооружение состояло из двух 12,7 мм синхронизированных пулеметов УБС и 23 мм пушки ПТБ-23, стрелявших через вал двигателя. Впоследствии из-за низкой надежности орудия его заменили на третий 12,7 мм пулемет. От использования мотора М-105ТК-2 решили отказаться.

Летно-технические характеристики

14 июня 1940 года самолет отправили на государственные испытания. К тому времени в конструкции внесли ряд изменений. Самолет получил закрытый фонарь кабины. 29 июля 1940 года приняли решение о его серийном производстве. В конце 1940 года истребитель переименовали в ЛаГГ-1. По требованию ВВС увеличили запас топлива. После этого он стал именоваться ЛаГГ-3. В новом самолет дерево использовалась больше, чем даже в более старых И-16 и И-153.

ЛаГГ-3 на Кавказском Фронте. 1942 год.(wikipedia.org)
ЛаГГ-3 на Кавказском Фронте. 1942 год.(wikipedia.org)

 

 

 

 

 

В январе 1941 года в части поступили первые серийные ЛаГГ-3. Первыми новую технику получили авиаполки на границе с Монголией и Китаем, где возможно было столкновение с Японией. На серийных самолетах три пулемета УБС дополнили двумя пулеметами 7,62 мм ШКАС, разместив их в крыльях. Серийные ЛаГГ-3 получились тяжелее опытных, как из-за усиленного вооружения, так и из-за перехода на немного другую, чем на опытных образцах технологию производства. Это ухудшило их тактико-технические характеристики. Были и прямые дефекты сборки, влиявшие на надежность ключевых систем и агрегатов. Аппарат был сложен в пилотировании. Отношение к нему в армии было не лучшее. С началом Великой Отечественной Войны части, оснащенные ЛаГГ-3, стали перебрасывать на немецко-советский фронт, а также отправлять на него новые машины. В ходе выпуска в годы войны в конструкцию самолета стали вносить изменения. Мотор М-105П стали менять на М-105ПА и М-105ПФ. Стрелявший через кок винта третий пулемет УБС стали заменять на 20 мм пушку ШВАК. Также демонтировали один из фюзеляжных пулеметов УБС. Вооружение таким образом состояло из одной пушки ШВАК, одного пулемета УБС и двух пулеметов ШКАС. В годы войны сильно пострадало качество сборки ЛаГГ-3. Он еще  больше, чем раньше стал уступать по своим характеристикам своим немецким соперникам. Проводились мероприятия по уменьшению его взлетного веса, но они не сумели сыграть принципиальной роли. Некоторое количество ЛаГГ-3 попало в качестве трофеев в армию Финляндии, где использовались против советских ВВС.

Финский ЛаГГ-3(wikipedia.org)
Финский ЛаГГ-3(wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

 

Меж тем, в советские ЛаГГ-3 стали вносить дальнейшие улучшение. В связи с малой эффективностью в бою решили отказаться от крыльевых пулеметов ШКАС 7,62 мм, заодно облегчив машины. Сочетание большого веса машины с малой мощностью мотора приводила к плохим летным характеристикам самолета. Некоторые машины получали 23 мм пушку ВЯ-23 вместо ШВАК. Она была эффективнее ШВАК и в сочетании с высокой живучестью истребителя делала его удачным самолетом поддержки сухопутных войск.

11-ая производственная серия ЛаГГ-3 была ориентирована на задачи поддержи войск на земле. Поэтому эти самолеты оснастили бомбодержателями, направляющими для пуска реактивных снарядов, а также узлами крепления подвесных топливных баков. Начиная с 29-ой производственная серии стали ставить моторы М-105ПФ 1210л.с. Это повысило скоростные качества самолета. 34 -ая серия была предназначена для борьбы с бронетехникой противника. На ней вместо 20 мм пушек ШВАК ставили пушки НС-37 калибром 37 мм. При этом разные заводы выпускали свои варианты боевой машины, несколько отличные друг от друга. Выпуск машины прекратили в 1944 году. Но он стал основой для создания Ла-5. Причем первые Ла-5 строили из задела по ЛаГГ-3.

ЛаГГ-3(wikipedia.org)
ЛаГГ-3(wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

Источники:

Война в воздухе № 68. 2001 год. Авиаколлекция. Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР». №5 2005. Авиация и время. №1 2019. Детище триумвирата (Истребитель ЛаГГ-3), http://airwar.ru/enc/fww2/lagg1.html

Федор Болдырев 2020©

Первая публикация была  в блоге: «Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *