Юрий Гагарин и его автомобили



Майя Кристалинская(Wikipedia.org)
Майя Кристалинская (Wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

 

В 1965 году Майя Кристалинская спела первый раз свой хит «Плачет по тебе земля».

Песня, изначально посвященная аристократу, лётчику и солдату Антуану де Сент-Экзюпери(подробне о нем  -тут), стала любимой песней Юрия Гагарина.

Юрий Гагарин (Wikipedia.org)
Юрий Гагарин (Wikipedia.org)

После его гибели в облачном небе над Киржачом, эта песня, словно в память о нём, стала ассоциироваться с ним самим, который «не обычный, земной человек, а небесный» — слова Королевы Соединённого Королевства Англии, Шотландии и Северной Ирландии Елизаветы II-ой. Что ж, есть общее в жизни и характере Графа по праву крови Антуана де Сент-Экзюпери и сына сельского плотника Юрия Гагарина – сказавшему: «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал». В жизни их сближало не только полёты и авиация, но и общие черты личности. Они оба любили скорость, и техническое совершенство не только в полетах над облаками и под звёздами. Ступая по земле, оба лётчика-аса были скромными в общении и быстрыми за рулем своих автомобилей.

Антуан де Сент-Экзюпери(Wikipedia.org)
Антуан де Сент-Экзюпери(Wikipedia.org)

В том же 1965 году Юрий Гагарин во время визита во Францию получил в подарок свою будущую любимицу — автомобиль Matra Djet- VS. Она была произведена известной корпорацией MATRA (Mécanique Avion Traction), более известной как производитель авиационного ракетного вооружения и авиационных компонентов для боевой и гражданской авиации. В те годы она пыталась занять свою нишу на пьедестале автомобильной промышленности и не без успехов. В автомобильной жизни самого Юрия Алексеевича изящная французская красотка была, уже, не первой. Сразу после полёта в космос на «Востоке-1», ему предоставили первый служебный автомобиль – ГАЗ-69(подробнее  о нем —тут) с прикреплённым армейским шофёром. Водительские права он получил немного позже, уже, будучи известным во всем мире — «Первым Космонавтом Планеты». Сдавал экзамены на право вождения транспортного средства на общих основания, не давая себе поблажек. Он был честен во всём и со всеми и прежде всего с самим собой. Уже позже, даже попадая в аварии по своей вине, он полностью признавал свою вину в них, имея полную возможность быть «отмазанным». Как у его французского коллеги по небу – Антуана де Сент-Экзюпери — самая частая причина его аварий была одна: любил погонять за рулем. Есть версия, что Юрий Гагарин в процессе сдачи прав брал для учебных поездок автомобили ЗИМ(подбробнее о нем тут), причем различные, но детали «история умалчивает». После получения водительских прав он купил свой первый личный автомобиль – гордость промышленности СССР ГАЗ-21 «Волга», тогда бывшая популярная и за рубежом, мы её успешно продавали, порой, и в «развитых странах капиталистического лагеря». К тому времени он, уже, жил и служил в Москве. Вскоре его премировал Совет Министр СССР ещё одной машиной – ГАЗ-21 «Волга» «правительственной» сборки. Так же ему выделили, в качестве служебной новенькую ГАЗ-13 «Чайка»(подробнее о ней тут) черного цвета. Вопреки легенде открытый лимузин, на котором его везли во время торжественной встречи в Москве по случаю его полёта вокруг Земли это был не ГАЗ-13Б «Чайка», а ЗИЛ-111В(подбронее о нем тут). ЗИЛ-111В был автомобилем рангом выше «Чайки». Формально ЗИЛ-111 был предназначен для чинов не меньше Генерального Секретаря КПСС, Главы Совета Министров СССР, Министра Обороны СССР, Руководителя Парада на Красной Площади (Практически всегда это Командующий Московским Округом Советской Армии). О «Matra Djet» следует рассказать подробнее.

Matra Djet V.S (Wikipedia.org)
Matra Djet V.S (Wikipedia.org)

Её не сразу стали выпускать под брендом «Matra». Изначально с 1962 года автомобиль выпускался фирмой Automobiles Rene Bonnet под именованием Djet, это был среднемоторный спортивный автомобиль с независимой подвеской всех колёс и дисковыми тормозами на всех осях. В те годы для спорт-каров тех лет барабанные тормоза и зависимая подвеска ещё были нормой. Кроме передовых решений в движителе и в тормозной системе, он имел модный тогда стеклопластиковый кузов, разработки и производства как раз Matra. Моторы стояли производства Reno, их мощность даже на форсированных версия данной модели не превышало 90 л.с, что в 1962 году для машин данного класса было обычным делом. Более мощные моторы конкуренты получили уже во второй половине 60-х, что стало причиной коммерческого провала модели в будущем. Тем временем в 60-е годы корпорация Matra решила выйти на автомобильный рынок, одним из её первых шагов стало покупка Automobiles Rene Bonnet в 1964 году. Новые владельцы фирмы модернизировали машину, в частности коэффициент обтекаемости достиг очень неплохой величины 0,25, что неудивительно с учетом основной специализации Matra. В 1966 году модернизированная модель стала именоваться Matra Bonnet Djet, затем сократившись до Matra Djet. Выпуск был прекращен в 1967 году незадолго до гибели самого именитого поклонника модели в родных ему русских небесах.

Сама история получения самым известным в Мире советским и русским человеком Matra Djet весьма незаурядна и отражает, и дух эпохи, и насколько порой обременительна известность.

В 1965 году Юрий Алексеевич Гагарин в составе официальной делегации СССР побывал на авиационном салоне в Ля Бурже. В числе прочих пунктов официально программы он побывал на экспозиции Matra, представившей там свои автомобили. Интерес Юрия Гагарина к французскому авто был столь неподдельный, что по приезду в Москву во дворике Посольства Республики Франции его ожидал подарок – цвета ясного неба (небесно-голубая) Matra Djet-VS. Во Франции царствовал и правил, но не президентствовал аристократичный гордец Генерал Де Голль, взявший курс на независимость политики Пятой Республики от прочих Держав (Официально это называлось вплоть до 90-годов XX века – «оборона по всем азимутам), и поэтому отношения с Францией у нас были лучше, чем со многим другим крупными и влиятельным странами капиталистического блока. Заодно официальный Париж пиарил свои космические амбиции. Акт дарения был уместен в глаза обоих стран. Но возник казус. Имя ему: «завистники не дремлют». Югославские журналисты сфотографировали Юрия Гагарина еще в Париже, когда он увлеченно разглядывал Matra Djet. Снимки были опубликованы с изъявительным комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом». Что ж это неудивительно – «братские» компартии: КПСС в нашей стране и КПЮ в Югославии между собой соперничали со времён Сталина и отношения не были безоблачные и в 60-егоды XX века. Мы обвиняли СФРЮ (Югославию) в сильном влиянии капитализма, а они нас в «советском империализме». Публикация попала на стол главному блюстителю морали в СССР – тов. Михаилу Андреевичу Суслову. Но начальник космонавтов Николай Каманин ответил звонившему ему Секретарю ЦК КПСС по идеологии Михаилу Суслову, что подарок приняли по совету министров Дементьева и Смирнова и Посла СССР в Париже Зорина ради укрепления связей между СССР и Французской республикой. Инцидент был исчерпан, пусть и не без морального осадка для Юрия Алексеевича.

Болдырев Фёдор 2019 ©

Источники: http://5koleso.ru/articles/obzory/garazh-yuriya-gagarina-avtomobili-pervogo-kosmonavta,

https://www.drive2.com/b/499601866938646721/.

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *