МиГ-15 – спаситель КНДР и самолет Юрия Гагарина



Введение

Шел 1947 год – СССР залечивал раны Великой Отечественной и вкладывал деньги и остальные ресурсы в науку – в рывок к новым высотам. США мечтала нанести опережающий удар последними достижениями американской науки и техники – атомными бомбами, несомых американскими стратегическими бомбардировщиками B -29 “ Суперкрепость». Истребительную авиацию США и Англии уже активно перевооружали на реактивные моторы. Мы только начали этот процесс. Главное проблемой было отставание в реактивных моторах. Их разработку в начале войны мы поставили «на паузу». Не до того было… Для ускорения процесса мы решили с одной стороны скопировать немецкие реактивные двигатели БМВ-003 и Jumo-004. С другой стороны, купить реактивные моторы в Англии, еще помнившей братство «конвоев». Английские двигатели мы купили. Благодаря этому появился первый серийный советский самолет со стреловидным крылом МиГ-15. Ему КНДР обязана своим существованием. И он же дал оставил свой след в жизни множества летчиков, включая самого знаменитого из них – летчика-космонавта Юрия Гагарина(подробнее о нем тут).

МиГ-15УТИ - на таком летал Юрий Гагарин. В данном случае трофейный арабский самолет в Израиле. (Wikipedia.org)
МиГ-15УТИ — на таком летал Юрий Гагарин. В данном случае трофейный арабский самолет в Израиле. (Wikipedia.org)

История создания и описание

Фактически истребитель начали проектировать сразу после возвращения Артема Микояна из Англии в самом конце 1946 года. Делегации, в которую входил Артем Иванович Микоян, удалось заключить соглашения о поставках в СССР реактивных авиадвигателей Роллс-Ройс Дервент V и Нин. Не дожидаясь правительственных решений и получения самих двигателей «в железе», ОКБ Микояна и Гуревича начало создание будущего МиГ-15. 11 марта 1947 года было дано задание четырем ОКБ: Лавочкина, Микояна, Сухого и Яковлева создать истребитель со следующими параметрами — максимальная скорость более 1000 км/час, продолжительность полета не менее одного часа, потолок 14000 м. Пушечное вооружение калибром от 23 до 45 мм. Новая разработка Микояна очень подходила под эту программу и стала развиваться уже официально. Первым создал по этой программе свой самолет Як-23 ОКБ Александра Яковлева. Но параметры выдержаны не были. Як-23 недолго производился и быстро был снят с вооружения Советской Армии. Их передали нашим союзникам в Восточной Европе: Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии. Где они были сняты с вооружения уже в конце 50гг. XX века.

Як-23 (Wikipedia.org)
Як-23 (Wikipedia.org)

Следующим создал свой самолет Микоян. Лавочкин поднял свой Ла-15 еще позже, и он оказался не слишком практичным. Хотя его выпускали серийно, но недолго.

Ла-15 (Wikipedia.org)
Ла-15 (Wikipedia.org)

Истребитель Павла Сухого не сделали в срок, что стало одной из причин расформирования его ОКБ.

Микояновскому же птенцу был уготована яркая и долгая судьба.

Первый полет состоялся 30 декабря 1947 года. Первоначальный индекс машины был: И-310.

МиГ-15 (Wikipedia.org)
МиГ-15 (Wikipedia.org)

Его оснастили реактивным двигателем РД-45Ф. Он представлял собой нелицензионную копию английского двигателя Роллс-Ройс «Нин».

МиГ-15 оснастили стреловидным крылом и выполнили по традиционной аэродинамической схеме. Он уже имел гермокабину. Фюзеляж полумонокок. Вооружение три пушки. Две калибра 23 мм и одна 37 мм. Его выпускали по лицензии в Польше и Чехословакии.

S-103 - так обозначался МиГ-15бис производства Чехословакии (Wikipedia.org)
S-103 — так обозначался МиГ-15бис производства Чехословакии (Wikipedia.org)

На базе МиГ-15 был создана учебный самолет для Юрия Гагарина и множества поколений советских и зарубежных летчиков МиГ-15УТИ. Его оснастили двухместной кабиной с дубляжом органов управления. Так же упростили вооружение. В ходе производства в конструкцию истребителя стали вносить модернизации. Вслед им запустили в серию модернизированный МиГ-15бис. Вместе с базовой версией МиГ-15 он стал не только героем корейского неба. Он был тем самолетом, на котором летал, получив назначение в строевой полк после выпуска, Юрий Гагарин.

Кабина МиГ-15 (Wikipedia.org)
Кабина МиГ-15 (Wikipedia.org)

МиГ-15бис получил более мощный мотор ВК-1, гидроусилитель органов управления, новые 23 мм пушки НР -23., некоторые другие изменения ради лучшей аэродинамики. ВК-1 был советской модернизацией английского мотора Роллс-Ройс «Нин- II », так же закупленного в 1946 году. По всем основным параметрам кроме радиуса полета МиГ-15бис превосходил базовый МиГ-15. Его выпускали, также, в Польше и Чехословакии. В Китае выпускали МиГ-15УТИ под обозначением JJ-2. МиГ-15УТИ также выпускали в Польше и Чехословакии. На базе МиГ-15бис был создан разведчик МиГ-15Рбис. Легендарный МиГ-17, так же, по сути, модернизированный МиГ-15бис.

Именно МиГ-15 и МиГ-15бис не дали «вбомбить в каменный век» Северную Корею во время войны 1950-1953 гг. Тем самым позволив сохранить КНДР как государство. Это заслуга и создателей нашего самолета-истребителя.

Летно-технические характеристики МиГ-15бис

Заключение

Истребитель МиГ-15 стал одним из доказательства правильности ставки советского государства на развитие образования и науки. Именно это позволило создать самолет, про который легендарный американский летчик Чак Егер говорил, что победа МиГ-15 или F-86 «Сейбр» друг над другом зависит  только от того какие летчики на самолетах. То есть, он был равен самолету, созданному в развитой технической державе в гораздо более благоприятной экономической обстановке. Последние боевые МиГ-15бис были сняты с вооружения СССР только в начале 70гг, так же как его вспомогательные варианты. И да, именно на МиГ-15УТИ погиб русская и советская легенда Юрий Гагарин. Но это не вина самолета. Все равно этот самолет с ним неразрывно связан. В Оренбурге выставлен МиГ-15УТИ, на котором летал Юрий Гагарин. По данным на 2016 год МиГ-15 еще состоит на вооружении ВВС КНДР. В Европе последний от него отказалась Албания в 2006 году. В Румынии эти самолеты еще были на вооружении в 90гг. прошлого века.

Страны в которых МиГ-15 и его модификации стояли на вооружении. (Wikipedia.org)
Страны в которых МиГ-15 и его модификации стояли на вооружении. (Wikipedia.org)

Источники:

https://naukatehnika.com/legendarnyij-mig-15-1.html ,

https://naukatehnika.com/legendarnyij-mig-15.-chast-2.html ,

https://topwar.ru/17109-mig-15-luchshiy-istrebitel-koreyskoy-voyny.html ,

http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig15bis.html ,

Федор Болдырев 2021-2022©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *