И-1 – первый советский истребитель



Введение

И-1 — это, ещё, и первый самолет «короля-истребителей» Николая Поликарпова, поднявшийся в воздух. Он стал тренировочной площадкой для советских авиаконструкторов.

20-е годы — это время поисков и открытий в Советской России. Время больших надежды и ожиданий в молодом, тогда ещё, государстве. Ожиданий и от современности, и от будущего.

В 1922 году гражданская еще полыхала на Дальнем Востоке, но в Москве молодой инженер Николай Николаевич Поликарпов (ему в том году исполнилось 30 лет) начал инициативную проработку первого советского истребителя в двух вариантах. Один (ГУВП-23) предусматривал создания самолета по схеме биплан. Николай Поликарпов накопил опыт работы над бипланами еще до революции. До неё он проработал, определенное время, у Игоря Сикорского, разработчика многих дореволюционных истребителей. Игорь Сикорский звал его с собой за рубеж, но Н.Н. Поликарпов предпочел проявить «красный патриотизм». Другой проект был до определенной степени революционен. Он предусматривал создание истребителя по схеме моноплан с нижним расположением крыла. Тогда монопланы, вообще, были редки. В том, числе и в передовых авиационных державах того времени: Франции, Англии, Германии, США. В 1923 году, после реорганизации советской авиационной промышленности, разработка истребителя началась официально. Выбрали схему моноплана и решили использовать американский двигатель «Либерти», благо последний сумели не только закупить за границей, но и «пиратски» скопировать под названием М-5 для собственного производства. Впоследствии, тот же, двигатель ставили на поликарповский Р-1(подробнее об этом тут). Название было символично. СССР, как и США, мыслил себя как страну «свободы». Вообще, влияние США на ранний СССР, пожалуй, в массовом сознании недооценено. Мы очень взяли многое в государстве, технологиях и массовой культуре от США тех лет. Впрочем, «Либерти» был, и без учета названия, очень удачным авиационным мотором в те годы.

Самолет

Истребитель получил, первоначально, наименование ИЛ-400 (Истребитель, мотор «Либерти», мощность 400 л.с.)

Его тоже в начале проектировали в инициативном порядке с марта 1923 года. Проектирование велось после работы, и лишь с мая 1923 году было принято официальное решение по разработке данного самолета. Была выделена сумма в 18 тысяч рублей золотом на его разработку. За лето истребитель был готов. В порыве энтузиазма его разрабатывали даже ночью. 15 августа был произведен первый полет. Но самолет, пилотируемый опытным пилотом Константином Арцеуловым, разбился. Пилот, по счастью, выжил. Сказалось отсутствие опыта и отсутствие продувки в аэродинамической трубе из-за сложных отношений Николая Поликарпова и начальника ЦАГИ Андрея Туполева. Было нарушено, ныне, незыблемое правило центровки самолетов. Самолет в полете, попросту говоря, «ложился на хвост» с фатальным для него последствиями. Началось проектирование нового варианта самолета под обозначением ИЛ-400б. Он был сильно изменен. Кроме изменения центровки, была улучшена обтекаемость самолета, увеличена площадь крыльев и оперения, стало больше металлов в конструкции. 18 июля 1924 года был совершен первый полет на ИЛ-400б. Его опять совершил Константин Арцеулов. Был решено запускать машину в серию, не дожидаясь исправления всех недостатков и официального принятия на вооружение. В серию он пошел, как И-1 и под этим же имянем он вошел в историю. Головной И-1 был построен в феврале 1926 года. В конструкции были внесены изменения, в частности, крыло стало деревянным с фанерной обшивкой, без дюралюминия. Это было обусловлено технологическими и экономическими возможностями советской промышленности. Но прочность такой конструкции оказалась ниже ожидаемой. Произошло ряд катастроф, в которых погибли люди. Так же, оставалась проблема сваливания самолета в штопор и проблема выхода из него. В ходе одного из такого сваливания прославленный летчик-испытатель Михаил Громов впервые в России покинул самолёт с использованием парашюта. Эта авария привела к решению командования РККА весной 1926 года отказаться от работы по принятию на вооружение И-1 и машин на его базе.

На его базе к тому времени Н.Н. Поликарпов разрабатывал целое семейство боевых машин. В этом семействе базовым должен был стать одноместный истребитель ИЛ-4, он ИЛ-400в. Кроме него в семействе должны были быть: двухместный истребитель с тем же обозначением, двухместный разведчик Р.Л.400в, и штурмовик ОЛ-1 «Боевик». Одноместный истребитель имел следующие основные доработки: улучшение обзора пилота и улучшение центровки, увеличенная площадь крыла, новой, более живучей в бою конструкции.

На судьбу самолета сказались не только его конструктивные недочеты, которые были устранимы, но наличие у Николая Поликарпова врагов-интриганов среди его же коллег. Впрочем, учитывая его неординарный характер и личность — это неудивительно. Но теперь схема низкоплана стала одной из ведущих в авиастроение мира.

Летно-технические характеристики

Размах крыла, м 10.80

Длина, м 7.32

Высота, м

Площадь крыла, м2 20.00

Масса, кг

пустого самолета 1112

нормальная взлетная 1510

Тип двигателя 1 ПД Либерти М-5

Мощность, л.с. 1 х 400

Максимальная скорость , км/ч

у земли 148

на высоте 264

Крейсерская скорость , км/ч 198

Практическая дальность, км 650

Продолжительность полета, ч 2.5

Максимальная скороподъемность, м/мин 526

Практический потолок, м 6750

Экипаж, чел 1

Вооружение: два 7.62-мм пулемета «Виккерс» или ПВ-1 на синхронной установке ПУЛ-9

Источники:

http://www.airwar.ru/enc/fww1/i1.html,

http://www.airwar.ru/enc/other1/r1.html,

http://www.sovplane.ru/readarticle.php?article_id=13,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,

https://aif.ru/society/history/tragediya_nikolaya_polikarpova_posledniy_samolet_korolya_istrebiteley,

Федор Болдырев 2019©

Первая публикация была в блоге:«Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *