ЗИМ: второй после ЗИС
После войны, начав производства ЗИС-110, наша страна обеспечила своими лимузинами высший слой государственной элиты. Но были не только члены Политбюро и члены Совета Министра СССР. Были и руководители рангом пониже. До войны выпускался ЗИС-101, именно он шел в гаражи тех, кто был на одну ступеньку ниже вышеупомянутых кремлевских небожителей. ГАЗ-М20 «Победа» была машина в том числе и для розничной продажи. По негласному рангу она была на уровне ГАЗ-М1, уступая ЗИС-101. Было принято решение разработать на ГАЗ лимузин, по классу между ГАЗ—М20 и ЗИС-110.
Тогда завод полностью назывался «Горьковский автомобильный Завод им. Молотова». Новой машине – первой представительской машине ГАЗ дали индекс ЗИМ. По аналогии с ЗИС. Все логично: как и Сталин занимал первое в иерархии, а Молотов второе, так и заводы, названные их именами, занимали соответствующие места. Что видно и по их остальной продукции, и не только легковым автомобилям.
Разработка началась в 1948 году. На нее дали 29 месяцев, привычка еще военных лет. Все делать и быстро, и качественно. Руководство министерства автомобильной промышленности предложило скопировать «Бьюик» 1948г. Собственно ЗИС, поставщик кадров для министерства, как правило, тогда копировал с изменениями иностранные разработки. Но на ГАЗ, уже вдохновленные, успехом ГАЗ-М20 «Победа», и удачным ГАЗ-67Б, решили создать свою конструкцию. Но, с учетом, дефицита не только времени для разработки, но и ресурсов в стране, максимально старались использовать узлы и решения от уже запущенных в серию и разрабатываемых автомобилей. Основные узлы будущего ЗИМ были от «Победы», грузовика ГАЗ-51 и будущего армейского ГАЗ-69. Производство началось в 1949 году. Завершилось оно для пассажирских вариантов в 1959г., а для санитарного в 1960г. В 1956г. в связи с политическими изменениями, индекс ЗИМ для автомобиля отменили. Он стал официально называться ГАЗ-12. Ранее это было внутризаводским индексом.
Слово ЗИМ стало нарицательным синонимом комфортной и обеспеченной жизни. Как в 90-е «шестисотый» мерседес. В отличии от последующих представительских машин СССР ЗИМ продавался в розницу, и в соответствии с общей традицией представительских машин сталинской эпохи использовался в такси и в «скорой помощи». Была до прихода к власти Н. Хрущева и традиция давать ветеранам Советской Армии за 25 лет «безупречной» службы, кроме ордена Ленина, еще и ЗИМ в правительственном исполнение. Правительственное было лучше и розничного, и таксомоторного. Стоил он в розницу 40 000 рублей и могли их себе позволить только культурная и научная элита страны. После схода с конвейера они оставались популярными на рынке подержанных автомобилей. И не только как комфортабельная, но и как практичная машина. В нее помещалась без разборки и детская коляска и остальные члены семьи с их пожитками. Новые машины в рознице таким полезным объемом похвастаться не могли в те годы вплоть до развала СССР. ЗИМ был первым и последним представительским автомобилем в Советском Союзе, который продавали в розницу.
Конструкция автомобиля и ее основные особенности.
Технические характеристики:
Число мест: 5+2.;
Двигатель: ГАЗ-12 – бензиновый, карбюраторный, четырехтактный, объем 3,48 литра, мощность 90 л/с.;
Топливо: А-72;
Максимальная скорость: 120 км/ч.;
Расход топлива: 15,5 л/100км.;
Объем топливного бака: 80 л.;
Трансмиссия: коробка передач – механическая с гидромуфтой и синхронизацией передач. Число передач: 3 (первая передача для движения на подъемах и на плохих дорогах), начало движение на второй. Третья передача – прямая.;
Тормоза: без усилителя;
Рулевое: без усилителя;
Федор Болдырев 2018г. ©
Иллюстрации: (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей «Московский транспорт» за предоставленную возможность сделать снимок)
Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИМ_(ГАЗ-12),
https://www.zr.ru/content/articles/528375-gaz-12_zim_partijnaja_klichka/,
https://www.kolesa.ru/article/gaz-12-zim-stoit-li-pokupat-chastitsu-istorii-za-4-milliona-rublej,