ЗИМ — предтеча «Чайки»

ЗИМ: второй после ЗИС

ГАЗ-12 (ЗИМ) (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей "Московский транспорт" за предоставленную возможность сделать снимок)
ГАЗ-12 (ЗИМ) (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей «Московский транспорт» за предоставленную возможность сделать снимок)

После войны, начав производства ЗИС-110, наша страна обеспечила своими лимузинами высший слой государственной элиты. Но были не только члены Политбюро и члены Совета Министра СССР. Были и руководители рангом пониже. До войны выпускался ЗИС-101, именно он шел в гаражи тех, кто был на одну ступеньку ниже вышеупомянутых кремлевских небожителей. ГАЗ-М20 «Победа» была машина в том числе и для розничной продажи. По негласному рангу она была на уровне ГАЗ-М1, уступая ЗИС-101. Было принято решение разработать на ГАЗ лимузин, по классу между ГАЗ—М20 и ЗИС-110.

Тогда завод полностью назывался «Горьковский автомобильный Завод им. Молотова». Новой машине – первой представительской машине ГАЗ дали индекс ЗИМ. По аналогии с ЗИС. Все логично: как и Сталин занимал первое в иерархии, а Молотов второе, так и заводы, названные их именами, занимали соответствующие места. Что видно и по их остальной продукции, и не только легковым автомобилям.

Разработка началась в 1948 году. На нее дали 29 месяцев, привычка еще военных лет. Все делать и быстро, и качественно. Руководство министерства автомобильной промышленности предложило скопировать «Бьюик» 1948г. Собственно ЗИС, поставщик кадров для министерства, как правило, тогда копировал с изменениями иностранные разработки. Но на ГАЗ, уже вдохновленные, успехом ГАЗ-М20 «Победа», и удачным ГАЗ-67Б, решили создать свою конструкцию. Но, с учетом, дефицита не только времени для разработки, но и ресурсов в стране, максимально старались использовать узлы и решения от уже запущенных в серию и разрабатываемых автомобилей. Основные узлы будущего ЗИМ были от «Победы», грузовика ГАЗ-51 и будущего армейского ГАЗ-69. Производство началось в 1949 году. Завершилось оно для пассажирских вариантов в 1959г., а для санитарного в 1960г. В 1956г. в связи с политическими изменениями, индекс ЗИМ для автомобиля отменили. Он стал официально называться ГАЗ-12. Ранее это было внутризаводским индексом.

Слово ЗИМ стало нарицательным синонимом комфортной и обеспеченной жизни. Как в 90-е «шестисотый» мерседес. В отличии от последующих представительских машин СССР ЗИМ продавался в розницу, и в соответствии с общей традицией представительских машин сталинской эпохи использовался в такси и в «скорой помощи». Была до прихода к власти Н. Хрущева и традиция давать ветеранам Советской Армии за 25 лет «безупречной» службы, кроме ордена Ленина, еще и ЗИМ в правительственном исполнение. Правительственное было лучше и розничного, и таксомоторного. Стоил он в розницу 40 000 рублей и могли их себе позволить только культурная и научная элита страны. После схода с конвейера они оставались популярными на рынке подержанных автомобилей. И не только как комфортабельная, но и как практичная машина. В нее помещалась без разборки и детская коляска и остальные члены семьи с их пожитками. Новые машины в рознице таким полезным объемом похвастаться не могли в те годы вплоть до развала СССР. ЗИМ был первым и последним представительским автомобилем в Советском Союзе, который продавали в розницу.

ГАЗ-12 (ЗИМ) (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей "Московский транспорт" за предоставленную возможность сделать снимок)
ГАЗ-12 (ЗИМ) (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей «Московский транспорт» за предоставленную возможность сделать снимок)

Конструкция автомобиля и ее основные особенности.

Машина была очень интересной для своего времени даже по стандартам стран «развитого капитализма». Ввиду отсутствия для машины подходящего по мощности двигателя, конструкторы сделали машину с несущим кузовом. Что для машины ее массы и размеров (масса сухого 1800кг, длина 5530 мм.) является достижением и по сей день. Ни до ни после нигде больше легковые автомобили таких габаритов не создавались с несущим кузовом. Автомобиль имел посадочные места по формуле 4+2. Дополнительные места были сделаны откидными и убирались в задние стенки передних сидений. Дизайн, хотя и выдержан в стиле современных ему американских авто, но разработан самостоятельно. Вплоть до «перестройки» все представительские машины отечественного производства выполнялись в американских дизайнерских традициях, как экстерьера, так и интерьера. Для своих лет машина имела современный и красивый дизайн. Двигатель ГАЗ-12 был создан на базе двигателя ГАЗ-11, бывшего модернизацией лицензионного «Додж-D5». В отличие от базовой конструкции, он имел большую мощность, надежность и требовал топливо лучшего качества. Трансмиссия была более совершенна, чем трансмиссия ГАЗ-М20, но и более сложной. Впервые в истории ГАЗ, автомобиль имел механическую коробку передач с синхронизацией всех трех передач переднего хода. Особенностью было наличие гидромуфты- тогда обычной и на американских машинах представительского класса. Впоследствии она исчезла с началом массового внедрения первых автоматических коробок передач. Играя роль второго (автоматического) сцепления, она обеспечивала невиданную плавность хода даже у неопытных водителей. Но позволяя трогаться с любой передачи и давая возможность полной остановки без переключения передач, она требовал обязательного использования на стоянке либо стояночного тормоза, либо специальных упоров под колеса. Как, впрочем, и многие первые коробки-автоматы, до внедрения режима Паркинг. Впоследствии его коробка передач (без гидромуфты), стала использоваться на Победе, так же, после модернизаций, ее выпускали для других моделей последующих лет. Многие узлы были заимствованы от «Победы».

Технические характеристики:

Число мест: 5+2.;

Двигатель: ГАЗ-12 – бензиновый, карбюраторный, четырехтактный, объем 3,48 литра, мощность 90 л/с.;

Топливо: А-72;

Максимальная скорость: 120 км/ч.;

Расход топлива: 15,5 л/100км.;

Объем топливного бака: 80 л.;

Трансмиссия: коробка передач – механическая с гидромуфтой и синхронизацией передач. Число передач: 3 (первая передача для движения на подъемах и на плохих дорогах), начало движение на второй. Третья передача – прямая.;

Тормоза: без усилителя;

Рулевое: без усилителя;

Федор Болдырев 2018г. ©

Иллюстрации: (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей «Московский транспорт» за предоставленную возможность сделать снимок)

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИМ_(ГАЗ-12),

https://www.zr.ru/content/articles/528375-gaz-12_zim_partijnaja_klichka/,

https://www.kolesa.ru/article/gaz-12-zim-stoit-li-pokupat-chastitsu-istorii-za-4-milliona-rublej,

http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-12.htm.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *