ГАЗ-13 «Чайка» — машина молодожёнов и министров

ГАЗ-13 "Чайка" (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей "Московский транспорт" за предоставленную возможность сделать снимок)

ГАЗ-13 «Чайка» (Фото Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей «Московский транспорт» за предоставленную возможность сделать снимок)

ГАЗ-13 «Чайка»

«Над Волгой вьются чайки»

В 1953 году сменилась экономическая и политическая эпоха в СССР. Новым веяниям нужны были новые символы. В том числе и новые лимузины для руководителей СССР. Для верхнего эшелона заказали ЗИС-111 «Москва» — будущий ЗИЛ-111. А для руководителей рангом немного меньше ЗИМ-2 — будущий ГАЗ-13 «Чайка».

 

Как и в случае с московским ЗИЛ-111, запущенная в производство на ГАЗ машина сильно отличалась от изначальной задумки инженеров и дизайнеров Горьковского завода. То, что коррекции разработки и в Москве и Горьком совпали с последствиями событий на XX съезде КППС вряд ли случайно. Хотя обычно и пишут в обоих случаях, об отставании в дизайне от новейших американских моделей, как причине почти полной смены первоначальных замыслов разработчиков. Оба автомобили предназначались исключительно для госаппарата высшего эшелона. А значит были частью его политического имиджа. Политика тем самым была одной важнейших факторов их разработки. Сначала на ЗИМ (Завод им. Молотова) занялись модернизацией ЗИМ. В 1955г. был построен опытный экземпляр под заводским названием ГАЗ-12В «Чайка», кроме улучшения дизайна, предусмотрено было серьёзные новации в конструкции узлов и агрегатов автомобиля. В первую очередь это новый, более мощные двигатель, автоматическая коробка передач, аналогичная ГАЗ-21 «Волга», и новая, более эффективная тормозная система. Но быстро стало ясно ещё до решений XX съезда, что ЗИМ трудно модернизировать. К тому времени, так же, стало ясно, что несущий кузов ЗИМ слабоват для такой большой и тяжелой машины. Усиление мощности и веса лимузина было в этой ситуации рискованным решением. Машину стали проектировать с чистого листа, с рамной конструкцией, с использованием новых решений, опробованных на ГАЗ-12В. Новая машина сначала носила рабочий индекс ЗИМ-2 «Чайка». Но в свете разоблачений «культа личности», завод ЗИМ снова стал ГАЗ, а ЗИМ-2 стал ГАЗ-13 «Чайка». Был еще вариант название «Стрела», в духе стремительных, по тогдашней автомобильной моде, линиям кузова. Но по легенде было заявлено: «Представьте себе Волгу. Кто над ней летит? Чайка. Так и у нас: „Волга“, а над ней — „Чайка“». Как раз в 1956 году была запущена в производство ГАЗ-21 «Волга». Это была машина для частных лиц и таксопарков, и руководителям среднего и начального уровня. «Чайка» была машина для номенклатуры. Она полагалась министрам и первым секретарям обкомов (областной комитет КПСС). Ее класс был однозначно выше «Волги».

Первые ходовые прототипы вышли на испытания в 1957г. В 1958г. уже переработанный прототип Э-2 был продемонстрирован на Брюссельской выставке ЭКСПО-58, где произвел большее впечатление. А в 1959 году первые серийные «Чайки» уже возили своих пассажиров по улицам советских городов. ГАЗ-13 «Чайка» с небольшими модернизациями выпускалась вплоть до 1981 года. Став одним из рекордсменов СССР по длительности выпуска. Но это было неудивительно. Кроме великолепного дизайна она ещё обладала оригинальной конструкции, надежной и современной в те годы. Она стала первопроходцем в СССР многих технических решений. На «Чайку» поставили трехступенчатую коробку-автомат, гидроусилитель руля, тормозную систему с вакуумным усилителем. Столько широкое использование алюминия в конструкции мотора было новинкой не только у нас, в США такие двигатели появились на серийный моделях только в начале 60-хх. Оригинальна была Х-образная рама в сочетании с полунесущим кузовом. Это позволило на машине достичь хороших прочностных характеристик в сочетании с небольшим сравнительно весом. Что выгодно его отличало от ЗИМ, где малый вес сочетался с низкой прочностью несущего кузова. Машины кроме номенклатуры получали наши и иностранные дипломаты, ЗАГСы и «Интурист». В ЗАГСе и «Дворцах бракосочетания» их брали на прокат молодожены. В сочетании с флёром лимузина для номенклатуры это обеспечило этой модели ГАЗ ореол машины для роскошной и изящной жизни. «Машина Чайка» стало нарицательным выражением.

Особенности конструкции и характеристики:

Годы выпуска: 1959 – 1981гг.;

Размеры: Длина 5,6 м., ширина 2м., высота 1,62 м.;

Вес снаряженной: 2,1 т.;

Число мест: 7;

Тип кузова: седан;

Рама: Х-образная;

Двигатель: ГАЗ-13, V-образный, 8 цилиндров, с изготовлением из алюминия блока цилиндров, поршней, головок и выпускных коллекторов, карбюратор с 4 камерами, верхнее расположение клапанов;

Мощность двигателя: 195 л.с.;

Объем двигателя: 5,5 л.;

Максимальная скорость: 160км/ч.;

Расход топлива: 21 л./100км.;

Трансмиссия: гидромеханическая коробка-автомат с тремя передачами;

Тормозная система: колодочная с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем;

Рулевой механизм: с гидроусилителем руля;

Топливной бак: 80л.;

Фёдор Болдырев 2018г. ©

Источники: http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-13.htm,

https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-13.

Фото: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. Благодарим музей «Московский транспорт» за предоставленную возможность сделать фотографии экспонатов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *