Ми-24 – главный «крокодил» Советского Союза




Ми-24А
Ми-24А

Введение

Шел 1967 год. Леонид Ильич Брежнев был еще бодр и мудр. Времена «застоя» еще не наступили. Страна вводила в строй новые заводы, угольные разрезы и новые модели самолетов и автомобилей. Меж тем, США продолжали во Вьетнаме бороться с «русской угрозой». С 1967 года против сил «красного» Вьетнама стали применяться с большим успехом вертолеты фирмы Bell AH-1 Cobra.

Bell AH-1 Cobra
Bell AH-1 Cobra

Это был первый вертолет в мире, спроектированный именно как боевой вертолет. Он стал родоначальником класса ударных вертолетов. Его успехи против регулярной армии Северного Вьетнама и партизан Южного Вьетнама заставили задуматься наших генералов, до это весьма равнодушных к боевым вертолетам. Михаил Леонтьевич Миль предлагал в свое время вооружить еще своего первенца Ми-1.

Ми-4
Ми-4

Потом он создал боевой вариант Ми-4 – Ми-4АВ. До появления докладов из сражающегося Вьетнама наших советников и разведчиков большого энтузиазма эти проекты не вызывали. Доклады проломили лед равнодушия и неприятия к боевым вертолетам. Большую роль сыграла и умелая агитация за боевые вертолеты самого Михаила Леонтьевича.

Был объявлен конкурс на первый советский специализированный боевой вертолет. Вертолетных КБ было всего два. Миля и Николая Ильича Камова. Особенность советской концепции ударного вертолета было задумка его как летающего аналога боевой машины пехоты. Как раз в те годы в войска активно поступали БМП-1 и БМД-1. Одни из первых таких машин в мире, а БМД-1 безусловно первая боевая машина десанта. Поэтому кроме вооружения и брони вертолет должен был еще нести штатное отделение десанта со всеми их аксессуарами. Для этого в обоих проектах от соперничающих «фирм» были предусмотрены десантно-транспортные отделения.

«Камовцы» предложили сухопутную модификацию своего корабельного Ка-25 – Ка-25Ф. Он оснащался 23-мм подвижной пушкой, шестью ПТУРами «Фаланга», шестью блоками НАР и авиабомбами, имел броню и десантно-транспортное отделение на восемь десантников. При этом режимы работы такой машины были на пределе возможностей базового вертолета, что было не очень хорошо в плане надежности и возможностей модернизации в дальнейшем.

«Милевцы» пошли другим путем. Они стали создавать уникальную разработку, известную как В-24, пусть и с использованием двигателей изначально разработанных для амфибийного варианта Ми-8 – Ми-14. Это исключало эксплуатацию машины на предельных режимах работы. Повышало надежность и резервы для модернизации.

Он также изначально должен был оснащаться пушкой, ПТУР «Штурм», блоками НАР и авиабомбы, имел броню и десантно-транспортное отделение на восемь десантников.

Победил проект Миля. Он стал разрабатываться как Ми-24.

Конструкция Ми-24 и его основные модификации.

Испытания машины начались в июне 1970 года. В ходе разработки по предложению военных пушку сменили на 12,7 мм пулемет и предусмотрели установку новейших сверхзвуковых ПТУР «Штурм-В». Но из-за неготовности этих ПТУР на вертолеты решили ставить противотанковые ракеты «Фаланга-ПВ».

В 1971 году началось производство первой версии вертолета, известной как Ми-24А.

Вертолет был построен по классической одновинтовой схеме с расположением хвостового винта справа от балки. Был первым советским вертолетом с убирающимся шасси. Силовая установка включала два двигателя ТВЗ-117 мощностью 2200 л.с. каждый. Вскоре началась разработка модернизированной версии с четырехствольным пулеметом ЯкБ-17,7 калибром 12,7 мм и полуавтоматическим управлением ПТУР вместо ручного. Ее индекс был Ми-24Б. Но в ходе эксплуатации Ми-24 выяснились недостатки кабины экипажа с плоским остеклением. Она часто слепила пилотов. В итоге, в 1974 году начались испытания Ми-24Д, имевшего вооружение от Ми-24Б, но новую кабину пилотов, ставшую на долгие годы отличительным признаком Ми-24. Из-за нее его прозвали «крокодил».

Кабина Ми-24Д
Кабина Ми-24Д

Его выпуск был налажен еще раньше в 1973 году. Был разработан экспортный вариант, получивший индекс Ми-25. Он имел упрощенную радиоаппаратуру и противотанковые ракеты «Скорпион», экспортный вариант ПТУР «Фаланга». В 1977 году Ми-24Д на конвейере сменил Ми-24В со сверхзвуковыми противотанковыми ракетами «Штурм-В».

Ми-24В
Ми-24В

На нем также сменили расположение рулевого винта на левую сторону хвостовой балки. Его экспортный вариант получил индекс Ми-35. В 1981 году создали модификацию Ми-24П с неподвижной 30 мм пушкой.

Ми-24П
Ми-24П

Но ее эффективность ввиду неподвижности оказалась недостаточна. Был разработан Ми-24ВП с подвижной пушечной установкой калибром 23 мм, новыми ПТУР «Атака», ракетами «воздух-воздух», новым комплексом бортового оборудования, обеспечившим эффективность действий ночью. Выпуск был начат в 1989 году и продолжался до развала СССР.

В ходе ведение боевых действия «ограниченным контингентом» советских войск в Афганистане в конструкцию вносились дополнения. Они были направлены на повышение высотности вертолета, повышения защиты от пыли и ПЗРК.

В 1999году стали испытывать Ми-24ВМ. Он имел несущий и рулевые винты, заимствованные от Ми-28. ПТУР «Атака» вместо «Штурм», подвижная пушечная установка от Ми-24ВП, установили станцию постановки помех от ПЗРК. Поставили неубирающиеся шасси, улучшили радиоаппаратуру, предусмотрели установку ПЗРК «Игла» в качестве оружия против летательных аппаратов противники. С 2011 года в эту модификацию модернизируют ранее поставленные вертолеты. В 2000 году модернизировали двигатели для повышения высотности вертолета.

Были также разработаны его модификации для разведки и корректировки артиллерийского огня. Для радиационной и химикобиологической разведки. Для органов внутренних дел, учебные и некоторые другие.

Сравнение с Bell AH-1 Cobra

Ми-24А наиболее близкая хронологически серийная модификация Ми-24 к годам выпуска Bell AH-1 Cobra. Наш вертолет крупнее, что большой минус, но это частично компенсируется лучшими скоростными характеристиками, очень важными для винтокрылых боевых машин с точки зрения их живучести. Более крупные размеры советского вертолеты обусловлены установкой десантного отсека, практически бесполезного. Штатное вооружение «американца» слабее, впрочем, противотанковые ракеты на нем тогда стояли более совершенные. Также была предусмотрена на нем установка подвесных 20мм пушек и ракет «воздух-воздух». Но на последующих модификациях Ми-24 мы отставание по этим параметрам преодолели. Ми-24ВП превосходил даже новейший американский AH-64 Apach, по боевой мощи и возможностям круглосуточного применения.

Заключение

Советским вертолетостроителям удалось создать вертолет не хуже машины законодателя технической моды – США, а в чем-то даже лучше. Причем, мы опередили Европу в деле создания специализированных ударных вертолетов. Ми-24 поставлялся активно за рубеж. С конца 70-гг. активно воюет и по сей день. Он служит в Латинской Америке, Европе, Азии. Служат он и в Российских ВКС. Его модернизированные варианты активно используется в ходе конфликта в Сирии российским контингентом. На рынке вооружений его единственные достойные соперники по-прежнему только вертолеты, произведенные в США – Apach и Super Cobra.

AH-64D Apach Longbow
AH-64D Apach Longbow
AH-1 Super Cobra
AH-1 Super Cobra

Европейский Tiger, например, с ним практически не конкурирует.

Tiger
Tiger

Источники:

Авиаколлекция №9 2010, Ми-24, приложение к журналу «Моделист-конструктор»,

http://airwar.ru/enc/ah/mi24a.html,

https://ru.wikipedia.org/wiki/Bell_AH-1_Cobra,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8-24,

Болдырев Федор 2020©

Первая публикация данной статьи была в 2020 году в блоге «Техника и жизнь».


Ми-24 – главный «крокодил» Советского Союза: 1 комментарий

  1. Сессия «Сделано в России» на ПМЭФ’22

    Теперь не только бренд и символ: новые вызовы привели к созданию всероссийского движения «Сделано в России». Тысячи предпринимателей и сотни тысяч граждан подняли общий лозунг «Сделано в России». Сегодня производителям и потребителям уже доступна единая информационная система «Сделано в России»: свою работу начинают десятки цифровых сервисов и специальных проектов. На создавшиеся вызовы для российской экономики бизнес, граждане и государство ответили широким подъемом бизнес-патриотизма по всей стране.

    Приглашаем присоединиться к проекту «Сделано в России».

    В чат-боте информация о том, как получить право использования логотипа «Сделано в России», инструкция по тому как стать членом ассоциации, запись на бесплатные онлайн-курсы и информация об акциях.
    https://t.me/SdelanovRossiiBot

Добавить комментарий для Дарья Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *