Введение
29 сентября 2020 года пресс-секретарь армянского Минобороны Шушан Степанян заявил о сбитом армянском штурмовике Су-25 (подробнее о нем тут) турецким истребителем F-16, взлетевшим с аэродрома на территории Азербайджана.(Статья написано мной в 2020 году)
После этого разгорелся спор между противоборствующими сторонами, было ли это событие. Главный довод азербайджанской стороны – отсутствие обломков ракеты AMRAAM AIM-120, которые в таком случае были бы найдены, по их словам, если виновником действительно был бы турецкий F-16. Я не буду вдаваться в этот спор. Я расскажу о безмолвном участнике спора – ракете средней дальности класса «воздух-воздух» AMRAAM AIM-120 производства и разработки США, которой действительно вооружены истребители F-16 и не только они.
Создание и текущая эксплуатация AMRAAM AIM-120
История разработки в США этой ракеты восходит к 70гг. XX века. Тогда ВВС и ВМФ США приняли на вооружение несколько типов боевых самолетов нового поколения. Но состав вооружения «воздух-воздух» оставался у них в значительной мере прежний. В частности, в качестве ракет «воздух-воздух» средней дальности по-прежнему использовали ракету AIM-7 «Sparrow» разработки еще конца 50-гг. XX века. Эта была очень удачная ракета с полуактивной радиолокационной ГСН. Ее лицензионные варианты выпускали и за пределами США в некоторых странах НАТО, на Тайване, в Японии.
Но опыт боевых действий показал недостаточную эффективность ракет с такой головкой самонаведения из-за необходимости участия пилота самолета-носителя таких ракет на всей стадии ее полета. Это не только снижало эффективность поражения, но и приводило к повышенной уязвимости самолета-носителя, ограничивало возможности по увеличению дальности стрельбы. Ракеты с активной ГСН были гораздо эффективнее и в бою, и на полигонах. Поэтому было принято решение о создание новой ракеты средней дальности с активной радиолокационной ГСН. Прогресс в радиоэлектронике позволял надеяться, что данная задача будет решена с одновременным уменьшением габаритов новой ракеты по сравнению с ее предшественницей. Разработка концепции началась в 1976 году. Первоначально было пять фирм участников, но к началу практического начала создания ракеты в 1979 году из них осталось только два: Hughes Aircraft Co. и Raytheon Co. Они и стали создавать два прототипа ракеты на конкурсной основе. Программа ее создания получила название AMRAAM (англ. Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile).
Создание данной ракеты стало настоящим прорывом для американского ВПК и американской боевой авиации. До этого СССР превосходил США по боевым качествам своих ракет «воздух-воздух» средней дальности.
AIM-120A и ее более новые модификации включены в боекомплекты практических всех современных истребителей разработки США. Также ее устанавливали на ряд старых моделей производства США и некоторых других стран. В числе ее самолетов-носителей есть и новейшие F-22 «Raptor»(подробнее о нем тут) и F-35 «Lighting II». Также она включена в боекомплект новейших истребителей производства Европы, Швеции, Японии(подробнее о них тут), Тайваня(подробнее о них тут).
Несут ее и F-16C/D Block 50 «Fighting Falcon», состоящие на вооружение ВВС Турции. В процессе производства AIM-120 пережила не одну модернизацию конструкции, а также создан ее вариант, в качестве, противоракетного перехватчика авиационного базирования.
Самой новейшей версией является AIM-120D, принятая на вооружение в 2015 году. В данный момент создается ее улучшенный вариант AIM-120D SIP-3. Также ракеты AMRAAM используют в ЗРК средней дальности разработки США и Норвегии и в некоторых других ЗРК.
Конструкция AMRAAM AIM-120
Данная ракета построена по нормальной аэродинамической схеме. Расположение крыльев и рулей «Х» образное. Корпус имеет три отсека – головной, боевой части, хвостовой. Головная часть содержит систему управления и наведения WGU, боевая часть осколочная, в двигательном отсеке разместили твердотопливный ракетный двигатель.
Пуск ракеты происходит в следующем порядке. Сначала цель обнаруживается бортовой РЛС самолета-носителя. В случае наличия визуальной видимости цели ракета идет к цели по командам от своей активной ГСН. В случае отсутствия визуальной видимости цели первоначально AMRAAM идет к цели по командам собственной инерциально-навигационной системы, в случае необходимости летчик, выполнивший пуск, производит коррекцию направления полета радиокомандами. При приближении к цели на расстояние 16-18 км ракета переходит на режим наведения по командам собственной активной радиолокационной ГСН. На последних версиях в систему наведения добавлена система GPS. Радиоканал связи с самолетом-носителем стал двухсторонним.
Данная статья не о политике и не о вооруженном конфликте. Поэтому любые попытки устроить политические, национальные и религиозные споры в агрессивной манере будут пресекаться баном.(Статья 2020 года)
Первая публикация была в 2020 году в блоге «Техника и жизнь»