Перспективный основной боевой танк Турции «Алтай» — заменитель «Леопардов»



Основной боевой танк "Алтай" (Wikipedia.org)
Основной боевой танк «Алтай» (Wikipedia.org)

Введение

Турция традиционно обладает сильными вооруженными силами, но вплоть до начала XXI века они оснащались почти полностью вооружением и военной техникой импортного производства.

В данный момент Турция добилась немалых успехов в создание различных видов вооружения и военной техники. Это не только нашумевшие в различных конфликтах последних лет различные БПЛА — например «Bayraktar TB2» , о нем подробнее у меня тут.  Это и более традиционные системы вооружений. В том числе ожидается поступление на вооружение перспективного основного боевого танка «Алтай» (Altay).

История создания

В середине 90гг. XX века в Турции задумались об обновлении своего танкового парка. На тот момент он состоял в основном из устаревших М-48, М-60 различных модификаций и Леопард-1.

М-48А5 "Паттон" (Wikipedia.org)
М-48А5 «Паттон» (Wikipedia.org)

Был объявлен конкурс на поставку основных боевых танков вооруженным силам Турции с последующей передачей технологии его производства стране-заказчику в рамках программы «National Tank Production Project». Одним из условий для допуска к конкурсу была передача полного пакета документации участниками конкурса на представленные ими танки Турции. Россия отказалась участвовать в конкурсе, зато в нем приняли участие представители США (М1А2 «Абрамс»- подробнее  о нем  у меня здесь), ФРГ (Леопард-2А6), Франция («Леклерк» ), Украина (Т-84 «Ятаган»). В итоге проведенного в 2000 году конкурса Турция не стала закупать танки участники тендера. Но пакеты документации остались в Турции. Танковый парк Турции обновлялся в те годы за счет модернизации с помощью Израиля старых американских танков М-48 и М-60, немецких Леопард-1 и закупок в ФРГ бывших в употреблении Леопард-2А4.

Леопард-2А4 - самый современный основной боевой танк в вооруженных силах Турции в настоящее время (Wikipedia.org)
Леопард-2А4 — самый современный основной боевой танк в вооруженных силах Турции в настоящее время (Wikipedia.org)

В 2004 году Турция объявила о начале разработки собственного основного боевого танка. В 2007 году победителем тендера на его создание и производство стала национальная турецкая компания «Otokar». В том же году, учитывая почти полное отсутствие опыта создания какой-либо бронетехники турецкими инженерами, было решено привлечь к созданию своего танка иностранных специалистов. Выбор пал на южнокорейскую фирму Hyundai Rotem, создавшую к тому времени уже два основных боевых танка: К1 на базе американского «Абрамс» М1(подробнее о нем у меня тут), выпускаемый с 1984 года, и К2 «Black Panther»(подробнее о нем у меня тут) официально самостоятельной разработки, испытания которого начались в 2006 году, а серийный выпуск в 2014 году. Именно К2 был положен в основу нового турецкого танка, получившего название «Altay» (Алтай) по официальной версии в честь генерала армии Фахреттина Алтая — героя войны 1919 – 1923 года за независимость Турции.

К2 «Black Panther» (Wikipedia.org)
К2 «Black Panther» (Wikipedia.org)

Описание конструкции

В основе конструкции танка «Алтай» корейский танк К2 «Black Panther». Также отмечается сходство с «Леопард-2». Но точной копией ни того, ни другого танка «Алтай» назвать нельзя.

Леопард-2А6, именно эта модификация участвовала в тендере по поставками и производству в Турции новых основных боевых танков (Wikipedia.org)
Леопард-2А6, именно эта модификация участвовала в тендере по поставками и производству в Турции новых основных боевых танков (Wikipedia.org)

Компоновка танка классическая с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части танка, боевого отделения в центре боевой машины и отделения управления в носовой части танка. Экипаж четыре человека, его состав стандартный для танков без автомата заряжания.

Башня «Altay» спроектирована в Турции. Она отличается от башни его корейского прототипа большими размерами ради дополнительного члена экипажа и усилением бронезащиты. Комбинированная бронезащита включает в себя динамическую защиту и пассивную композитную броню. Это стало главной причиной значительного увеличения массы танка по сравнению с корейской разработкой. Она достигла 60т, а по некоторым данным и около 65т. Вместе с тем, нельзя говорить, что это очень много на фоне новейших конструкций танков. Танки без автомата заряжания последних версий практических во всех странах, их производящих, весят еще больше. К примеру, M1A2C «Abrams» весит 68т. К нему близко значение Leopard-2A7+ — 67т. Меньше «Алтая» весят танки только с автоматом заряжания орудия и соответственно с экипажем из трех человек. Это относится и к французскому «Леклерк», и к российским Т-90М «Прорыв»(подробнее о нем у меня тут) и Т-14 «Армата», и даже к китайскому «99А2»(подробнее о нем  у меня тут), который со своими 58 тоннами считается относительно габаритным и тяжелым по массе. К2 «Black Panther» с автоматом заряжания также весит меньше – 55 т. При этом изолированная боеукладка на турецком танке на данный момент отсутствует. Боевую машину оснастили системой защиты от оружия массового поражения. Она оснащена 120 мм пушкой национального производства, выпускаемой по технологии немецкой танковой пушки — Rheinmetall Rh-120 L/55, аналогичной установленной на К2 «Black Panther» и на «Леопард-2А6».

120мм выстрелы к орудия танка "Алтай" (Wikipedia.org)
120мм выстрелы к орудия танка «Алтай» (Wikipedia.org)

Систему управления огнем Volkan-III (она же National Cannon Fire Control System for Naval Platforms (TAKS)) турки создали самостоятельно изначально для военно-морских сил страны. Командир и наводчик имеют в своем распоряжении дневно-ночные прицельно-наблюдательные комплексы (ПНК) со стабилизацией в двух плоскостях. Командирский ПНК панорамический, с возможностью независимого от вращения башни обзора на 360 градусов. Это позволило реализовать концепцию «hunter — killer» (охотник — убийца). Также установлена система активной защиты национальной разработки. Вспомогательное вооружение состоит из 12,7 мм пулемета с дистанционным наведением на крыше башни и 7,62 мм спаренного с орудием пулемета. Имеются дымовые гранатометы. Также была усилена по сравнению с корейским танком бронезащита корпуса, и его удлинили. Большая масса танка повлекла необходимость усиления ходовой части. Она получила дополнительный седьмой опорный каток. В остальном она аналогична корейской разработке, включая гидропневматическую подвеску. Испытания танка были завершены в 2017 году. Они производились с двигателем и трансмиссией производства ФРГ. После этого планировалось начать серийное производство. Но с ним возникли проблемы. На первые серийные танки собирались поставить дизельный двигатель (1500 л. с.) и автоматическую трансмиссию немецкого производства, аналогичные установленными на первый вариант К2 «Black Panther», они же стоят на опытных образцах танка «Алтай».

Силовой моноблок с двигателем MTU MB 873 - он установлен на опытных образцах танка "Алтай" (Wikipedia.org)
Силовой моноблок с двигателем MTU MB 873 — он установлен на опытных образцах танка «Алтай» (Wikipedia.org)

В последующем Турция планировала создать свою двигатель и трансмиссию. Вначале Турция вела переговоры о помощи в создании своего двигателя с японской Mitsubishi Heavy Industries. После их провала был заключен в 2015 году контракт на содействие в создании мотора с австрийской фирмой AVL List GmbH. Но отношения Турции с Евросоюзом ухудшились, были введены санкции на военное сотрудничество, и AVL List GmbH в 2017 году разорвала контракт. Также оказались сорваны поставки из Германии силовых агрегатов. В итоге Турция сама стала создавать свой двигатель мощностью 1800 л. с., что разумно с учетом большой массы танка. Также прорабатывался вариант установки дизелей иностранного производства, в том числе Украина предлагала свой новейший двухтактный дизель со встречным движением поршней 6-ТД3 мощностью 1500 л. с. Но данный двигатель до сих пор не запущен в производство(Статья была написана и опубликована первый раз  в 2020 году в блоге «Техника  и жизнь»). В данный момент усилия разработчиков «Altay» сейчас сосредоточены на создании двигателей для своего танка. Согласно заявлению от мая 2020 года главы оборонной промышленности Турции Исмаила Демира прорабатывается сразу два варианта силовой установки. Что за второй вариант неизвестно. Замечу, были сообщения ранее о возможном создании электрической силовой установки для данного танка. Но, учитывая малый запас ход на таком типа двигателя, это вызывает сомнения, несмотря на некоторый опыт Турции в создании гражданских транспортных средств с таким двигателем. Из-за проблем с созданием силовой установки для «Алтая» недавно(на момент написания статьи в 2020 году) Пакистан отказался от его закупки в пользу китайских VT-4(подробнее  о нем у меня тут).

В будущем запланированы два этапа модернизации данного танка. В рамках первого этапа машины получат усиленную бронезащиту, изолированную боеукладку, новые электронные системы, способность вести огонь управляемыми боеприпасами, а также специальную систему маскировки танка. В рамках второго этапа турецкий танк получит необитаемую башню, оснащенную пушкой с автоматом заряжания.

Источники:

https://pakstrategic.com/2020/06/13/turkish-altay-mbt-problems-with-altay-mbt-why-pakistan-army-rejected-altay-mbt/,

https://iz.ru/814573/aleksei-tarasov/da-budet-tank-turtciia-zapuskaet-altai-v-seriinoe-proizvodstvo,

http://bastion-karpenko.ru/altay/,

https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201512080724-j9bs.htm?utm_source=tvzvezda&utm_medium=longpage&utm_campaign=longpage&utm_term=v1,

http://oruzhie.info/tanki/817-altaj,

https://www.armyrecognition.com/may_2020_news_defense_global_security_army_industry/engine_problem_on_turkish_altay_main_battle_tank_mbt_about_to_be_solved.html,

https://nplus1.ru/news/2017/03/30/altay,

https://www.army-technology.com/projects/altaymainbattletank/,

https://bmpd.livejournal.com/2519352.html,

https://bmpd.livejournal.com/1862164.html,

Федор Болдырев 2020©

Первый раз раз данная статья была опубликована в 2020 году в блоге «Техника и жизнь».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *