Сикорский «Raider-X» — вертолеты вперед!



«Raider-X» в бою - рисунок фантазия (https://www.lockheedmartin.com)
«Raider-X» в бою — рисунок фантазия (https://www.lockheedmartin.com)

Введение

Кроме ударных и транспортно-десантных функций боевые вертолеты активно используются для разведки. В американской армии для разведки используется ударный AH-64E Apache и специализированный разведывательный OH-58 Kiowa. Но Apache не совсем подходит для целей разведки, а Kiowa еще 60гг. разработки. Он самый старый боевой вертолет в мире. Вдобавок армия США задумалась о совмещении на вертолете функции разведчика с функциями заброски разведывательно-диверсионных групп. В итоге в 2018 году был объявлен конкурс Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA) – «Перспективный ударно-разведывательный летающий аппарат». Это конкурс по созданию такого скоростного разведывательного вертолета. При этом учли негативный опыт по созданию вертолета RAH-66 «Comanche». Он оказался слишком инновационным и тем самым очень дорогостоящим. Поэтому не столь высоки требования по малозаметности, да и не столь она нужна вертолетам, как боевым самолетам. Зато высоки требования по скорости полета и маневренности, а также действиям на больших высотах. На данный момент в конкурсе осталось два вертолета –«Raider-X» от Сикорского и Боинга и Bell 360 Invictus от Белл. Разработка последней по сути весьма традиционный вертолет. А вот разработка Сикорского (Боинг к ней позже присоедился), интереснее.Это возможно будет, первый американский серийный вертолет соосной схемы. Но ее реализация отличается от традиционной, как на нашей фирме Камов(пример такого вертолета  Ка-29 тут). Несущие винты только поднимают   и держат вертолет в воздухе, а движение по горизонтали обеспечивает отдельный толкающий винт. Сделано это ради скорости. Подробности ниже.

OH-58 Kiowa (Wikipedia.org)
OH-58 Kiowa (Wikipedia.org)

История создания

Конструкция «Raider-X» восходит к очень старой разработке «Сикорского» — к S-69 1972 года. На нем был установлен рекорд скорости в 500км/ч.

XH-59/S-69 (Wikipedia.org)
XH-59/S-69 (Wikipedia.org)

Для сравнения наш Ми-24(подробнее о нем тут) развивал 335 км/ч. Достигнуто это было следующим образом. Скорость вертолетов ограничивает следующий эффект — встречная по движению винта лопасть движется против направления потока воздуха и переходит на сверхзвук. При этом она не создает подъемной силы. Поэтому на данной машине американские инженеры применил два автомата перекоса, изменяющие углу атаки отступающих лопастей. Это система получила наименование ABC (Advancing Blade Concept — Концепция опережающей лопасти). Кроме того, в движение вперед вертолет приводился не несущими винтами, а двумя турбореактивными двигателями. Но он остался экспериментальным из-за высокого уровня вибрации. Тогдашний уровень технологий, не позволял с ним справится. Но на базе него в 2008 году подняли экспериментальный вертолет Сикорский X2.

Сикорский X2 (Wikipedia.org)
Сикорский X2 (Wikipedia.org)

Вместо турбореактивных двигателей он получил толкающий винт, приводимый от того же турбовального двигателя, что и несущие винты. Заодно сделали систему замедления несущих винтов с ростом скорости, что уменьшило их сопротивление воздуху. Все равно на больших скоростях полетах большие скорости несущих винтов уже не нужны. Так же применили впервые на вертолетах полностью электронную систему управления, таким образом сэкономив на массе и систему гашения вибраций. Подробнее о скоростных вертолетах у меня написано — тут. В 2010 году данная машина установила рекорд скорости для винтокрылых машин в 415 км/ч. Ранее максимальная скорость равнялась 400 км/ч, и достигнута она была британским «Lynx» в 1986 году. На базе X2 в 2015 году в воздух подняли S-97 «Raider», по сути, доработанный с учетом армейских требований Сикорский X2.

S-97 (Wikipedia.org)
S-97 (Wikipedia.org)

В частности, он получил возможности для оснащения вооружением и кабину на шесть десантников. Уже на базе X2 стали создавать «Raider-X». По сути увеличенный S-97. В марте 2020 году он вышел вместе с Bell 360 Invictus во второй этап конкурса по программе Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA). Еще трое претендентов был отсеяны. Первый полет прототипа состоится в 2022 году. В производство победитель пойдет в конце 20гг. этого века.

Bell 360 Invictus (Wikipedia.org)
Bell 360 Invictus (Wikipedia.org)

Описание

Вертолет сможет развивать скорость в 380 км/ч. Обеспечивать эту скорость будет турбовальный двигатель General Electric T901 мощностью 3000 л.с.

General Electric T901 (Wikipedia.org)
General Electric T901 (Wikipedia.org)

Он также планируется к установке на UH-60 Black Hawk и AH-64 Apache в рамках их модернизации. Но «Raider-X» будет однодвигательным. Экипаж два человека: с тандемным расположением. Десант шесть человек. Вооружение: 20мм пушка, 8 управляемых ракеты «воздух-поверхность». Есть версия, что разведывательное назначение вертолета фикция. На самом деле его главной задачей будет обеспечения высадки и огневой поддержки спецназа армии США. Роль спецназа, в отличие от танков, только возрастает в последнее время. Бронезащита не предусмотрена. Практический потолок должен быть в 2700м. Вес ожидается в 6400кг. Предусмотрена модульная установка бортовых систем для облегчения доработок и модернизаций. Так же возможен полностью автономный беспилотных вариант в рамках концепции БАСВ(подробнее о ней тут).

Заключение

С освоением в производстве «Raider-X» США станет второй страной в мире способной производить серийно вертолеты соосной схемы. Но важнее то, какие перспективы для вертолетостроения открывает «Raider-X». В первую очередь по скорости полета. Ранее она  у вертолетов по фундаментальным причинам уступала скоростям полета поршневых самолетов Второй Мировой Войны. Теперь закладываются основы для нового рывка вперед в мировом вертолетостроении.

Источники

https://topwar.ru/25118-sikorksy-s-97-raider-skorostnoy-mnogocelevoy-vintokryl.html, https://topwar.ru/63790-sikorsky-s-97-raider-i-nastupit-revolyuciya.html, https://www.defensenews.com/digital-show-dailies/ausa/2020/10/14/lockheed-bell-begin-forging-prototypes-to-compete-for-armys-future-armed-recon-aircraft/,

Федор Болдырев 2021©

Первая публикация была в блоге «Техника и  жизнь» в 2021 году.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *