«Юность» — автомобиль мечты о несбывшемся

ЗИЛ-32071 -поздняя версия ЗИЛ-118 "Юность"
ЗИЛ-32071 -поздняя версия ЗИЛ-118 «Юность»

С полетом «Спутника» в 1957г. народы, населявшие СССР, решили, что многовековые грезы о жизни без голода и войн начинает сбываться. Голод, столь привычный нам задолго до рождения «Героев гражданской», к 1951 г. исчез. Наш мир берегла лучшая армия мира, теперь и с атомной бомбой. Исчезло наследие гражданской – массовые репрессии. Регулярно поступали новости о новых заводах, о массовом домостроительстве. Жить в бараках люди устали. На улицах все больше и больше не только государственного автотранспорта, но и личного. Как будто наступила эпоха вечной молодости.

И вот в 1959г. началась история автомобиля – воплощения этих грез. С названием «Юность». У машины была и прозаическая причина разработки. Новый лимузин ЗИЛ-111 выпускался в количестве 10-15 единиц в год. Это давало очень малую нагрузку на производство. Что сказывалось на себестоимости и приводило к утечке специалистов. Возникла идея на базе его узлов и агрегатов создать массовый современный автомобиль. Это была инициатива «снизу» разработчиков Завода имени Лихачева. В начале 1960г. молодежный коллектив во главе с Николаем Гринчаром приступил к созданию легкового автомобиля современного дизайна и отделки. Работы изначально велись полуподпольно и могли привести к увольнению участников. В начале 1962г. первая «Юность» стала проходить испытания на улицах Москвы. Получилась оригинальная и красивая машина с действительно высоким уровнем комфорта. Машина, получив индекс ЗИЛ-118, начала в марте 1962г. пробеговые испытания. Машина получила в целом положительную оценку. Особенно после показа руководству СССР, когда Никита Хрущев заявил: «Вот это народный автомобиль!» В 1967г. автомобиль произвел фурор на ХVIII Международной автобусной неделе, в французской Ницце. Машина увезла на родину 12 наград. В конце 60гг. фирма Форд хотела купить лицензию на его производство.

Машина действительно была очень интересна и по дизайну и уровню комфорта, по своей концепции. Технически это был современный автомобиль оригинальной конструкции. Он имел вагонную компоновку с несущим кузовом. При этом использование узлов ходовой части и трансмиссии от ЗИЛ-111 определило одинаковую колесную базу и колею с лимузином. Двигатель был взят от ЗИЛ-130, ради возможности использования бензина АИ-76, бензин для двигателя ЗИЛ-111 (АИ-93) не был распространен в те годы. При этом отличие моторов было, по сути, только в мощности. В передней части машины использован модульный принцип: «силовой агрегат, передняя подвеска с тормозами и рулевой механизм монтировались на легко отсоединяемом подрамнике, который крепился к основанию кузова с помощью резиновых подушек». Как и на лимузине была использована двухступенчатая автоматическая коробка передач и гидроусилитель руля. Подвеска аналогичная правительственному лимузину обеспечила превосходный плавность хода и комфорт. Именно это произвело такое впечатление на жюри в Ницце в свое время. Удобства мест пассажиров и водителя был высоким и по сравнению с американскими и европейским машинами. У пассажиров были: «удобные сиденья, индивидуальное освещение, радиоприемник с четырьмя динамиками, пепельницы, крючки для верхней одежды, эффективные системы отопления и вентиляции и даже огромный (680х1830 мм) сдвижной люк в крыше. Для лучшей термо- и звукоизоляции салона пространство между наружными и внутренними панелями кузова заполнялось пенополиуретаном.» Водитель непривычно для тех лет в СССР имел: «регулируемое в продольном и вертикальном направлениях сиденье, электрические часы, микрофон».

Но, к сожалению, ввиду особенностей плановой экономики тогдашнего СССР, завод не сумел наладить производство «Юности» в количестве необходимом для выхода на рентабельности данной модели. Не было налажено и производство на экспорт, хотя интерес за рубежом изначально был высоким. Хотя мелкосерийное производство теплилось с 1974г. по 1994г. Это была машина второго поколения с узлами уже от ЗИЛ-114, приемника ЗИЛ-111, и с некоторым дизайнерскими отличиями. Индекс был ЗИЛ-118К или ЗИЛ-119. Производили для «кремлевского гаража», телевидения, внутренних нужд завода и некоторых других заказчиков. С 1991 г. носил индекс ЗИЛ-3207.

Технические характеристики.

Количество мест: 17;

Двигатель: бензиновый, карбюраторный, V-образный, 8-цилиндровый;

Мощность: 180 л.с. при 3 600 об/мин;

Рабочий объем: 7 литра;

Коробка передач – автоматическая, 2-ступенчатая, с 1975г. 3-ступенчатая;

Колесная база: 3, 760 м.;

Масса снаряженного: 3 650 кг.;

Максимальная скорость: 140 км/ч.;

Средний расход: 23л./100км.;

Топливо: АИ-76.;

Федор Болдырев 2018г. ©

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *