«Studebaker» – начало — часть I

На территории СССР и государств, расположенных на его бывшей территории, «Студебекер» это в первую очередь модель грузовика US6 (подробнее о нем тут), ставшая у нас символом армейского автомобиля в годы Великой Отечественной Войны. И он же с 1943 единственное шасси для знаменитых Гвардейских Минометов «Катюша». С учетом до сих пор не забытого ЗИЛ-157 «Колун»(подробнее о нем тут), бывшего под сильным его влиянием, через посредство послевоенного ЗИС-151 это не дает забыть название марки. Но, думаю, не все знают, что фирма была не сколько производителем армейской техники, сколько очень именитым производителем легковых  и не только легковых машин. И она оставила серьезный след в истории американской промышленности и промышленного дизайна. История фирмы началась еще в эпоху конских экипажей и освоения Дикого Запада. Студебекеры (Studebaker’s) были потомственными кузнецами немецкого происхождения. Они прибыли в США еще в 1736 году. Будущие США тогда еще были английской колонией.

EMF Studebaker, 1912 год(Наталья Болдырева и Tech&Life 2017©)
EMF Studebaker, 1912 год(Наталья Болдырева и Tech&Life 2017©)

Впоследствии в эпоху освоения прерий и приисков Калифорнии переселенцами на конских фургонах, они основали лавку скобяных изделий. Один из братьев сам их и ковал. Первый заказчик заплатил 1 доллар 25 центов за подковку его лошади. Вскоре они перешли к производству фургонов и карет. В то же время другой их брат во время «Золотой Лихорадки» в Калифорнии, заслужил прозвище «Джонни-тачка (Wheelbarrow Johnny)», за успехи в их производстве и продаже. После ее завершения, он присоединился к фирме родственников. Гражданская война обогатила бизнес Студебекеров. В 1868 году их фирма стала называться «Studebaker Brothers Manufacturing Company». 1875 году она стала крупнейшим производителем экипажей на конной тяге в мире. Ее продукцию покупали не только рядовые кучера и фермеры. Владельцами ее карет были 4 американских президента. Ассортимент был разнообразный. Там были и санитарные кареты, и армейская продукция, включая конные лафеты для артиллерийских орудий. Но основную массу составляли гражданские фургоны, телеги и кареты. Порой весьма шикарные.

Пришел век электричества и жидкого топлива. 20 век. Производители таких экипажей канули в лету. Большей частью, во всяком случае. Но «Studebaker Company» не только не исчезла. Она стала единственный фирмой такого рода, перешедшей к производству автомобилей и ее автомобильное производство было и успешным, и передовым.

Первые машины корпорации были электрическими. И разработаны они были совместно с Томасом Эдисоном (Thomas Edison). Еще до того, как родился Илон Маск (Elon Musk), и тем более до появления первой «Tesla», электромобили были серьезными конкурентами машинам с двигателями на жидком топливе. Производство таких автомобилей фирма «Studebaker» начала в 1902 году. Продолжалось оно до 1911 года. Поставки шли и на американский флот для перевозки грузов. Они стали первыми автомобилями американского военного флота. Но будущее на тот момент было у двигателей внутреннего сгорания. В 1904 году фирма начала выпускать автомобили на бензиновых двигателях под брендом «Studebaker-Garford». Разработка и производство машин с такими двигателями велась совместно с компаниями Garford и Everitt-Metzger-Flanders (E-M-F) Company. Эти две компании уже имели опыт производства таких автомобилей. Первыми стали: «Studebaker-Garford model A» и «Studebaker-Garford model B».

В 1910 году компания была реорганизована. Она стала «Studebaker Corporation». Теперь производство всех видов автомобилей было самостоятельным и под брендом «Studebaker». Его продукция имела в зависимости от модели двигатели от 2 до 6 цилиндров. На машины ставились трёхступенчатые коробки передач. Максимальная скорость как правило была 40-45 км/ч.

EMF Studebaker, 1912 год(Наталья Болдырева и Tech&Life 2017©)
EMF Studebaker, 1912 год(Наталья Болдырева и Tech&Life 2017©)

Продолжении истории корпорации и ее автомобилей следует — тут.

Использованные источники: https://www.kolesa.ru/article/legendarnyj-studebaker-i-krasnaya-armiya-chto-by-stalo-kaby-ne-bylo-tebya,

https://www.american-automobiles.com/Studebaker-Garford.html.

Автор: Федор Болдырев 2018©

Первая публикация была в блоге «Техника и жизнь»   в 2018 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *