M-29 «Weasel»

М-29
Источник: https://upload.wikimedia.org (на условиях Creative Commons)

Источник: https://upload.wikimedia.org (на условиях Creative Commons)

Шел 1942г. Британская разведка получила информацию о заводе тяжелой воды в Норвегии. Тяжелая вода была необходимым компонентом для атомного проекта Германии. Нацисты с атомной бомбой станут не просто опасны, а очень опасны.

Было принято решение уничтожить данный завод. С учетом мощи немецких «люфтваффе» на тот момент, было принято решение использовать новый род войск –«коммандос». По замыслу союзников они должны были воздушным путем десантироваться в высокогорных районах Норвегии и уничтожить завод, попутно, развязав партизанскую войну против немцев с привлечением местного «сопротивления». Для данной задачи предназначались «1-ые специальные силы» (First Special Service Force) из состава 5-ой Американской Армии. С этого подразделения началась история диверсионных частей армий США и Канады. Горные районы Норвегии по своей географии очень специфичны. Требовалась не только особая подготовка подразделений и их личного состава, но и специальное оружие и техника. К разработке такой техники подключили «Studebaker Corporation»(о ней в  годы Второй Мировой у меня подробнее тут). В рамках подготовки к операции «Плуг» (Project Plough) был разработан гусеничный снегоход-транспортер M-29 «Визель» (Weasel). Операция была отменена и завод предпочли уничтожить стратегической авиацией союзников. Но транспортер поставили на конвейер он и воевал, и служил после войны. В армии США состоял на вооружении вплоть до 1958г. В армиях других стран еще дольше. Франция сняла его с вооружения, только, в начале 1970-х гг.  XX века, успев его применить в ряде конфликтов, включая войну в Индо-Китае. Особенно он был хорош в песках и болотах. В снегах ему пришлось воевать редко. Хотя горная пехота, в тоже время, была одним из частых получателей М-29.

М-29
М-29 Собственный архив автора. Снято в музее в Верхней Пыжме

Техническое описание:

По конструкции, это почти гусеничный трактор. С двигателем от предвоенного бестселлера «Studebaker» легковой автомашины «Champion»(подробнее о нем у меня тут). И с типичным особенностями гусеничных тракторов тех лет в конструкции и управлении, с поправкой на армейские задачи. Одна из его особенностей – возможность быстрой самоликвидации транспортера, дабы избежать превращения в трофей противника. В отличии от гражданских тракторов он имел большую скорость движения и возможность перевозки десанта с оружием в кузове. Была предусмотрена возможность установки вооружения вплоть до малокалиберной артиллерии и минометов. Имелся амфибийный вариант.

Технические характеристики:

Масса: снаряженная 3,8 т. Пустого – 1,7 т.;

Вместимость: 4 человека, включая водителя;

Двигатель: Студебекер Модель 6-170 Чемпион (Studebaker Model 6-170 Champion), мощность – 70л.с., имел 6 цилиндров, объем2,7 л., бензиновый, карбюраторный;

Трансмиссия: Механическая, трехступенчатая;

Тормоза: механические, раздельные для правой и левой гусеницы, совмещенные с механизмом поворота транспортера;

Максимальная скорость: 58 км/ч.;

Максимальный пробег на одной заправке: 266 км.;

Всего было выпущено 14,924 единиц данной техники различных модификаций.

Федор Болдырев 2018© 

Первая публикация данной статьи была в блоге «Техника и жизнь» в 2018 году.

Использованные источники: https://autoweek.com/article/car-news/1944-studebaker-m-29-one-trick-vet,

http://usautoindustryworldwartwo.com/studebaker.htm;

Ещё статьи по теме:

«Studebaker»– годы Второй Мировой. Часть IV. (1941-1945гг.)
«Champion» — Лебединая песня «Studebaker»
«Studebaker» — корпорация и ее автомобили. Часть III (1929-1941гг.)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *