«Studebaker» — обращение множества успехов в один большой провал

Серия: Корпорация Студебекер

"EMF Studebaker" 1912 год (Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. )
«EMF Studebaker» 1912 год (Источник: Наталья Болдырева специально для Tech&life 2018 ©. )
«Studebaker» – подъём и падение

«Studebaker Corporation»(подробнее об этом у меня тут) была сильна и славна с середины XIX века. Расцвела она на крупных заказах на гужевые средства в эпоху Гражданской войны в США и освоения Дикого Запада. Её кареты закупались Президентами США, а конную упряжь закупали все армии Антанты в Первую Мировую Войну. В XX веке из первого производителя в мире карет, фургонов и других гужевых средств она превратилась в старейшего производителя автомобилей в США. Первые электромобили США были производства «Studebaker». Она их производила вместе с «General Electric» Томаса Эдисона (Thomas Edison). Выпуск был начат еще до запуска Генри Фордом (Henry Ford) своего первого конвейера. В 1904 году «Studebaker», вовремя заметив закат электромобилей, освоил производство бензиновых автомобилей. Из компаний, производивших гужевые повозки и принадлежности к конной упряжи, сумел перестроится только «Studebaker».

В 1952 году корпорация отпраздновала 100-летие. Она уже не была столь крута и серьёзна, как в годы после I-ой Мировой Войны(подробнее об этом у меня тут), но с её конвейера продолжали выходить шедевры. Продукты, разработанные её инженерами и дизайнерами, снова и снова, получали овации экспертов и журналистов. Покупатели же, восхищались изяществом линий продукции «Studebaker» и новациями(подробнее об этом у меня тут) в конструкциях, невиданным для автомобилей даже заводов «Большой тройки».

"Studebaker Champion" 1939 г.(Wikipedia.org)
«Studebaker Champion» 1939 г.(Wikipedia.org)

Но руководство и владельцы контрольного пакета акций «Studebaker Corporation» были не столь довольны и жизнерадостны. Они знали, что компания не сумела до конца оправиться от последствий «Великой депрессии». Тогда компания, бывшая, ранее, на пике своего развития, чудом избежала банкротства в 1933 году(подробнее об этом у меня тут).

В бизнесе мало произвести лучший товар, надо ещё понять и необходимость в нем у покупателей. Отдел маркетинга для бизнеса, что отдел разведки в штабе армии. И это ярко видно на истории «Studebaker Corporation». В конце XIX начале XX веков фирма, вовремя заметила начало эпохи автомобилей, и, следом, быстро поняла необходимость ставки на автомобили с двигателями на жидком топливе. В 1913 году корпорация отказалась от электромобилей, а в 1919 году от производства гужевого транспорта. Производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания себя оправдало. Корпорация стала стремительно развиваться. Особенно в Первую Мировую и после неё. Она росла, вместе со всей экономикой США. Но крах рынка публичных акции в 1929 году, означал и начало «Великой Депрессии», и начало проблем «Studebaker». Руководство не сразу поняло, что ставка по-прежнему на большие люксовые автомобили устарела в условиях сокращения покупательной способности населения. Платой, за спасение фирмы, была смена владельцев и продажа части производственных мощностей. Владельцы фирмы теперь были не семья Студебекеров (Studebaker), а совсем другие люди. Новые владельцы сделали ставку на запуск в производство новинок разных классов, опережающих продукцию конкурентов по всем параметрам. Новые модели должны были опережать конкурентов и по времени запуска, и по технологии, и по дизайну. Упор был сделан на относительно небольшие по размерности модели. В 20-е фирма выпускала исключительно мощные и дорогие автомобили. В условиях слабости «Studebaker» после «Великой Депрессии» по сравнению с конкурентами из «Большой Тройки» по финансовым капиталам и производственным мощностями, это виделось менеджменту фирмы единственной возможностью выстоять и победить. В 30-е годы это оказалось верным. Ряд моделей тех лет, особенно «Champion» 1939 года(подробнее об этом у меня тут), позволили фирме устоять и развиться, хотя она не вернула себе то значение, бывшее у неё до 1929 года. Вторую мировую войну «Studebaker»(подробнее об этом у меня тут) работал целиком на оборону, включая поставки для «Ленд-лиза»(подробнее об этом у меня тут). Но собственные разработки фирмы, практически все, не были одобрены из-за их сложности и непрактичности.

The Champion Coupe 1947г.
The Champion Coupe 1947г.(Wikipedia.org)

 

 

 

 

 

После окончания войны, «Studebaker» не почивал на лаврах тучных военных заказов 40-х.

Уже в конце 1945 года фирма вернула на конвейер довоенные гражданские модели. В 1946 году были представлены новые модели. По сути, стратегия 30-х была повторена ещё в более жестком варианте по срокам, опережения конкурентов, и количеству новинок дизайна и технологий в новых продуктах фирмы. Но в начале 50-х такая стратегия стала создавать проблемы. Новые модели 1953 года «Starliner», «Starligh» и получивший в том же году общую с ними платформу «Studebaker Land Cruiser»(подробнее об этом у меня тут), имели ряд серьезных недостатков.

"Studebaker Commander Starliner Six" 1953 г.
«Studebaker Commander Starliner Six» 1953 г.(Wikipedia.org)

В сочетании и с чисто маркетинговыми ошибками, это привело к серьезному обвалу продаж и прибыли. Но новые модели требовали больших вложений. С учетом стратегии на опережающий запуск, вложение больше, чем у конкурентов. В добавок «Studebaker» стремился продавать модели ещё и дешевле чем конкуренты. И первые серьезные неудачи оказались фатальными. Тяжелые убытки привели фирму к кризису, который она не сумела преодолеть. В 50-е «Studebaker» ещё не сдался. По сути, он продолжал следовать той же стратегии, что и ранее, с небольшими корректировками. В то время в США дошла европейская мода на небольшие автомобили. Фирма решила этим воспользоваться. В число новых, снова авангардных по своей концепции, моделей входил «Lark» (Жаворонок) 1959 года. На нем завершилась фактически самостоятельная история корпорации. Но это было блистательное и поучительное завершение.

«Lark» – последний успех «Studebaker Corporation»

"Studebaker Lark" 1959 г.
«Studebaker Lark» 1959 г.(Wikipedia.org)

Разработка «Lark» началась, когда «Studebaker» выбирался из очередной финансовой ямы.

«Lark» должен был быть новым «Champion». « Studebaker Champion» 1939 года спас компанию от очередного возможного краха. Поэтому, новую модель задумали как воплощение самых лучших идей дизайна и инженерии компании «Studebaker». Выпуск первого поколения нового автомобиля начался в 1959 году. В основу конструкции кузова и дизайна модели были положены решения полноразмерных легковых автомобилей «Studebaker» 1953-1958 гг.

Его внешность сумела сохранила фирменную «летучесть». Что выгодно его отличало от более грузных моделей «Большой Тройки». «Lark» выпускался в нескольких вариантах, отличных по конструкции, комплектации салона и типам кузовов. В линейке были двух и четырех дверные седаны, двухдверный хартоп и двухдверный универсал, к которым в 1960 году добавили еще несколько вариантов. Автомобиль отличался выдающимся интерьером. Выпускался специальный вариант для такси с удлиненным вариантом кузова универсал. Модель стала первой в США, среди автомобилей данного класса, оснащенной V-образной «восьмеркой» в моторном отсеке. Её оснащали автоматической трансмиссией и кондиционером. Двигателей было двое: рядный, 6-цилиндровый, объемом 2,8 литра, мощностью 90 л.с. и V-образный, с 8 цилиндрами, объемом 4,2 литра, мощностью 289 л.с. Оба двигателя бензиновые, карбюраторные. С V-образным мотором «Lark» потрясал разгоном до 100 км за 10 секунд, превосходя свои аналоги от других производителей, бывшие в лучшем случае в два раза медленнее («Plymouth Valiant» имел разгон до 100 км за 20 секунд). В тоже время название было не очень удачное: на сленге «Lark» — «проказа». Как и прежде, на маркетинге экономили. 1959 год был удачным для новинки и «Studebaker» впервые за долгие годы имел прибыль.

Но конкуренты в 1960 году запустили в продажу ряд принципиально новых моделей и продажи «Studebaker» упали. Фирма в следующем году модернизировала «Lark», но его продажи всё равно упали.

"Studebaker Lark VIII" 1961 г.
«Studebaker Lark VIII» 1961 г.(Wikipedia.org)

В следующем, 1962-ом году, на конвейер поставили новое поколение модели. По сути, был модернизован кузов и интерьер салона. В 1963 году модернизовали техническую начинку автомобиля, он был теперь доступен и с дисковыми тормозами. Технически и дизайнерский автомобиль был среди первых автомобилей своих лет, но продажи продолжали падать, фирма несла и дальше убытки. В том же году «Studebaker» закрыл свой легендарный завод в Саут-Бенд (South Bend) и перенес производство в город Гамильтон штата Онтарио соседней Канады (Hamilton, Ontario, Canada). Рассчитывали на падение издержек производства, за счёт сборки в Канаде. Так же с 1964 года «Lark» в зависимости от модификации, сменил шильдик, на «Commander», «Daytona» или «Cruiser». Двигатели были производства «Chevrolet». Даже поклонники марки отныне её продукцию называли «Chevybaker» и не считали автомобили канадской сборки истинными «Studebaker».

Продажи от новаций в итоге только упали. Это была очередная ошибка маркетинга. В 1966 году руководство и владельцы «Studebaker Corporation», сочли продолжение борьбы бесполезным, и закрыли производство автомобилей. Последний серийный «Studebaker» был модели «Lark Cruiser», и он находится в музее «Studebaker National Museum» в Саунт-Бенд (South Bend) штат Индиана, США.

Последний выпущенный "Studebaker" модели "Lark Cruiser" 1964г.
Последний выпущенный «Studebaker» модели «Lark Cruiser» 1964г.(Wikipedia.org)

Есть маркетинг — есть прибыль, нет маркетинга — нет ни прибыли, ни фирмы

Когда «Studebaker», перед запуском продукции изучал тщательно рынок, то компания шла от успеха к успеху. Точный маркетинг фирма дополняла талантом своих разработчиков. Начиная с конца 20-х годов XX века, всеми своими успехами «Studebaker» был обязан своим гениальным инженерам и дизайнерам. А неудачи были от невнимания к изучению рынка. Скорей всего после 1933 года, руководство фирмы, как часто бывает в случаях недостатка ресурсов, экономило на тех расходах, что считала не столь важным для успеха. Ранее с момента, основания компании братьями Студебекер (Studebaker) в 1852 году, технологичности продукта и изучению возможностей его сбыта уделялось одинаковое внимание. Отказ от этой стратегии привел «Studebaker Corporation» к краху. Нельзя пренебрегать разведкой, ни в армии, ни в бизнесе.

Федор Болдырев 2019 ©

Первая публикация была в 2019 году в блоге «Техника и жизнь».

Источники:

https://www.kolesa.ru/article/legendarnyj-studebaker-neizvestnaya-voennaya-tehnika-znamenitogo-proizvoditelya,

https://kak-eto-sdelano.ru/istoriya-sozdaniya-i-ischeznoveniya-studebekkera/,

https://studebakermuseum.org/archives-and-education/the-studebaker-history/,

https://www.chayka.org/node/2016,

https://www.brandpedia.ru/brand-744.html;

Еще мои статьи по теме:

«Studebaker Land Cruiser»
«Studebaker» – часть V, финал (1945-1966гг.)
«Американец», ставший русской легендой.
Первый раз было опубликовано на «Техника и жизнь»

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Яндекс-Дзене — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ВК — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ТГ — тут

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *