«ЛЕНИН» — объединитель Арктики

Ленин
Ленин
Ленин

 

 

 

 

 

 

Серия: Суда и корабли

Еще в 30 гг. XX века в СССР начали реализовывать идею Д.И. Менделеева – химика и социолога об освоении Русского Севера. Первые же проходы по будущему Северному Морскому Пути показали сложность его прохождения тогдашними судами и кораблями. «Сибиряков» прошел, «Челюскин» уже нет. Сначала решили построить железную дорогу вдоль Северного Ледовитого Океана. Но после смерти Сталина ее постройку остановили. Это поставило под угрозу освоение севера СССР. Альтернативой было только море. Нужны были мощные ледоколы, способные ходить через льды с караванами судов, если нужно и круглый год. Традиционные силовые установки на жидком топливе не позволяли создать такие ледоколы. К тому времени, уже достраивалась первая атомная электростанция в Обнинске. Прорабатывались планы использования атома на боевых кораблях. И в конце 1953 г. было начато проектирование первого атомного ледокола в мире «Ленин». Атомное сердце гарантировало мощь, необходимую для поставленной задачи.

Работы были начаты 20 ноября 1953 года в соответствии с решением Совета Министров СССР. Разработчиком было ЦКБ-15. Научным руководителем был Академик Академии Наук СССР А.П. Александров. Специально для «Ленина» были разработаны новые марки корпусной стали. Уже к 1956г. разработка была закончена и 25 августа 1956 года на стапеле состоялась закладка первого в мире гражданского атомохода. Исполнитель -судостроительный завод им. А. Марти в Ленинграде уже 5 декабре 1957 года спустил судно на воду. Адмиралтейский завод смонтировал реактор, его первый пуск состоялся 6 августа 1958г. 12 сентября 1958г. под командованием П.А. Понамарева начались ходовые испытания ледокола. В 1960г. прошла первая навигация Мурманского пароходства с участием «Ленина». К навигации 1970г. реакторы ОК-150 заменили на более надежные ОК-900. Судно полностью оправдало возложенные на него задачи – время и география навигации на Советском севере была увеличена. В случае необходимости атомные ледоколы обеспечивают проводку судов и круглый год, за пределами официальной навигации. Первенцем круглодичной навигации был «Ленин». Сейчас если надо грузы ледоколы проводят от Мурманска до Бухты Провидения (находится напротив Аляски). Но к 1989г. сталь корпуса атомохода была стерта до недопустимых значений на судах такого класса. Сказалась неутомимая работа судна в Артике.

В 1989 г. ледокол вывели из эксплуатации. В 2009г. «Ленин» прошел консервацию и стал музеем в Мурманске.

Ленин
Ленин

«Ленин» сумел выполнить поставленные на него задачи, благодаря конструктивным решениям, уникальным и сейчас. Сердце ледокола ядерный реактор. Если бы использовали традиционные силовые двигатели на жидком топливе – то была проблема дальности хода. Для прохода сквозь лед кораблю нужен корпус особой формы, немного похожей на перевернутый утюг. Судно, как бы, залезает на лед с разбега и ломает его своим весом. И для этой цели судно должно иметь мощную силовую установку, тем более для северных широт. Лед Арктики — суровый лед. Если за ее пределами «белый лёд» толщиной 30-70 см это верхний рубеж его толщины, то в Арктике существуют многолетние льды, включая «паковые» толщиной свыше 2 метров. Оперативное пополнение топлива и других припасов с берега не всегда возможно. Ледокол в этих широтах обязан быть способен к «автономке» в случае необходимости. Атомный же реактор сочетает огромную мощь с малым расходом ядерного топлива. «Ленин» имеет реактор мощностью в 44 т. лошадиных сил. И при этом в сутки ему нужно 45 граммов ядерного топлива – объем спичечного коробка. Была предусмотрена возможность доставки топлива вертолетом и замены ТВЭЛ ректора, непосредственно его содержащих, непосредственно в море. При этом дальность хода позволяла за один рейс посетить и Арктику, и Антарктику. Обводы корпуса позволяют создать ледовый проход и задним ходом. Если же все-таки судно была зажато льдом, то система водных цистерн позволяет раскачивать судно, вызволяя его из ледового плена. На борту базируется Ми-2 ледовой разведки.

 Каюта главного механика (Фото Филиппа Терехова)
Каюта главного механика (Фото Филиппа Терехова)

Особый шиком, редко бывшим в СССР, отличались жилые помещения ледокола. Каюты высшего командного состава напоминали скорее двух, трехкомнатные квартиры. Даже каюты рядовых членов экипажа имели повышенную комфортность и были рассчитаны на одного или двух членов экипажа в каждой. Каюты, как и помещения общего назначения – столовая и другие был отделаны деревом, латунью, медью, следуя старинным морским традициям.

 Автор фото Филиппп Терехов
Автор фото Филиппп Терехов

Технические характеристики:

Водоизмещение: 16 тыс. тонн (без балласта);

Длина: 134,0 м.;

Ширина: 27,6 м.;

Высота: 16,1 м.;

Осадка: 10,5 м.;

Силовая установка: 2 атомных реактора, 4 турбины;

Мощность силовой установки: 32,4 МВт (44 тыс. л. с.);

Скорость хода: 18 узлов (33,3 км/ч) или 19,6 узлов (36,3 км/ч) по чистой воде;

Автономность плавания: 12 месяцев;

Федор Болдырев 2018г. ©

Первый раз было опубликовано в блоге   «Техника и жизнь» в 2018 году.  Это была первая публикация данного блога.

Ещё статьи этой серии:

«Арктика»- ледокол, исполнивший мирную мечту боевого адмирала

Трамвайчик эпохи побед

 

 

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Яндекс-Дзене — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ВК — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ОК— тут

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *