«Арктика»- ледокол, исполнивший мирную мечту боевого адмирала

Арктика

Посвящаю российским полярникам и всем тем, кто причастен к освоению Российской Арктики

Атомный ледокол "Арктика" в Карском море. 1980 год. (Источник; https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:RIAN_archive_186141_Nuclear_icebreaker_Arktika.jpg)
Атомный ледокол «Арктика» в Карском море. 1980 год.

Вице-Адмирал Российского Императорского Флота Степан Осипович Макаров был знаменит за свою любовь к словам — «Помни о войне». Эту фразу перед русско-японской войной 1904-1905 гг. он выгравировал даже на своих запонках. Макаров в молодости срывал овации прекрасных дам невиданными ранее в мире минными атаками турецких броненосцев в Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов, а сразу после неё заслужил, уважение седой профессуры своими исследованиями Мирового Океана. В зрелости он стал признанным теоретиком морской войны и лучшим в России практиком развития боевого флота.

Адмирал Степан Осипович Макаров - дата неизвестна. (Источник; https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Макаров,_Степан_Осипович.jpg)
Адмирал Степан Осипович Макаров — дата неизвестна.

Уже почтенный и седой адмирал стал создателем первого линейного ледокола в мире – «Ермак». В создании и строительстве «Ермака» он получил поддержку и помощь Дмитрия Ивановича Менделеева, видного практика и теоретика не только химии, но и освоения Русского Севера и Северного Ледовитого Океана. Д.И. Менделеев был ещё видным русским экономистом и социологом. С.О. Макаров был из людей активных и думающих. Он вынашивал множество идей, одну из которых он сформулировал так — «К полюсу — напролом!». Адмирал не успел проверить возможности своего стального сына – «Ермака» в походе к Северному Полюсу.

Ледокол "Ермак" - дата фото неизвестна. (Источник; https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Yermak_icebreaker.jpg)
Ледокол «Ермак» — дата фото неизвестна. 

Две попытки пройти к полюсу на «Ермаке» под личным командованием С.О. Макарова были неудачные, а вскоре началась Русско-Японская Война 1904-1905 годов. С.О. Макаров погиб, уйдя под воду, на флагмане Порт-Артурской эскадры – эскадренном броненосце «Петропавловск» в 1904 году. Его мирную мечту помнили и не забывали. Большевики, вопреки легендам, придуманными их врагами, внимательно изучали опыт Российской Империи. Большинство идей Д.И. Менделеева и С.О. Макарова по развитию страны и её экономики реализовались именно в СССР. Советское руководство к замыслам Д.И. Менделеева и С.О. Макарова отнеслось внимательнее, чем Николай II и его доверенное окружение. Хотя уже Первая Мировая заставила вспомнить о правоте Д.И. Менделеева и С. О. Макарова, когда Архангельск и срочно отстроенный Рома́нов-на-Му́рмане (будущий Мурманск), оказались единственным окнами к союзникам России по Антанте. Пришлось срочно закупать за рубежом ледоколы и, кроме самого будущего порта Мурманск, срочно строить запланированную еще Александре III железную дорогу из центральных областей России до Романова-на-Мурмане .

Большевики учли «уроки истории». Строительство и закупка ледоколов, уже в период НЭПа, велось активнее, чем до революции 1917 года. В начале 30-годов XX века Советский Союз начал активное освоение Советского Севера, продолжив дело, начатое ещё ватагами новгородских охотников на соболей и моржа. Был создан Северный Флот в составе ВМФ СССР, стал активно развиваться в Арктике гражданский флот. Активно строились порты различного назначения и военно-морские базы.

Почтовая марка СССР. Ледокольный пароход "Александр Сибиряков" 1977 год. (Источник; https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:A_Sibirykov.jpg)
Почтовая марка СССР. Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» 1977 год.

В 1932 году ледокольный пароход «Сибиряков», впервые в письменной истории человечества, прошёл «Северный морской путь» за одну навигацию. В 1934 году ледокольный пароход «Челюскин» был на этом же маршруте раздавлен льдами, но люди на его борту были спасены усилиями полярной авиации СССР и это был важный и ценный опыт. Началось невиданное ранее когда-либо в истории научное исследование Арктики, включавшее, в том числе, создание дрейфующих станций «Северный Полюс». В 1938 году на север был переброшен дедушка линейных ледоколов – «Ермак». Изучалась возможность воздушных перелетов в Америку через Северный Полюс.

АНТ-25 в США (Источник; https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Tupolev,_ANT-25.jpg)
АНТ-25 в США

Первым совершил перелёт в США арктическим маршрутом в 1937 году на рекордном самолете АНТ-25 кумир советской молодежи и любимец советского руководства – Валерий Чкалов. Была поставлена задача освоить перелеты через Северный Полюс самого различного назначения. «Полярник» стало культовым словом, благодаря целенаправленным усилиям советской пропаганды. СССР понимал важность Арктики и как важного экономического ресурса, и как потенциально важного театра военных действий.

Всё это не прошло даром. В годы Великой Отечественной Войны мы сумели нейтрализовать все попытки нацистов захватить русскую Арктику. Через Мурманск шёл второй по масштабам поток поставок по программе «Ленд-Лиз». Благо, в отличие от эпохи правления Николая II, на советском севере были уже отстроенные порты, была значительно улучшена по сравнению с дореволюционной эпохой пропускная способность железных дорог, реализована давняя, еще времён Петра I, идея Беломорско-Балтийского Канала. Через Северный Полюс совершались не только перелеты высших должностных лиц стран антигитлеровской коалиции(подробнее об этом тут), но и перегон боевых самолётов для РККА. «Северный морской путь» исправно функционировал весь период Второй Мировой, обеспечивая как переброску грузов различного назначения, так и переброску между театрами боевых действий боевых кораблей советских ВМФ. Проводка боевых кораблей и эскадр по будущему «Северному Морскому Пути», С.О. Макаров считал одной из главных задач «Ермака» и подобных ему ледоколов. Адмирал «Помни о войне» — С.О. Макаров, был противником переброски боевых эскадр к Японии через Индийский Океан. Его предвидение сбылось через год после того, как он героически погиб на боевом мостике «Петропавловска». В 1905 году тяжкий переход через 2 океана русской эскадры Вице-Адмирала З.П. Рождественского, завершился гибелью нашего флота в акватории третьего океана – Тихого, во время Цусимского сражения.

«Ермак», помнивший шаги своего создателя по своим палубам и его руки на своём штурвале, во время Великой Отечественной Войны ходил по «Северному Морскому Пути», обеспечивая проводку караванов боевых кораблей и гражданских судов.

Великая Отечественная и война против Японии 1945 года завершилась общей победой СССР и его союзников. Но «сила вещей» естественным образом развела союзников по разные стороны уже других баррикад. «Фултонская речь» У. Черчилля 1946 года означала, что Запад снова бросил вызов нашему могуществу. Иосиф Виссарионович Сталин и его правительство вызов приняли и стали готовить страну к новой схватке.

Роль северных широт в конфликте с США и Британией была резко выше, чем в конфликтах с Германией и Японией. Освоение Арктики было форсировано. Началось масштабное строительство новых портов и железных дорог вдоль побережья советской Арктики. СССР в то время готовился, в том числе, к наступательным действиям на территории Северной Америки. Смерть И.В. Сталина в 1953 году внесла коррективы в планы. Новое руководство не хотело острого противостояния с НАТО и не видела смысла в мероприятияхи в столь масштабной подготовке к наступательной войне с США и НАТО. Строительство железной дороги вдоль «Северного Морского Пути», остановили. Отказались от размещения на Чукотке мощных подразделений ВДВ. Внесены были серьёзные коррективы в строительство боевого океанского флота. Но отказа от самой идеи освоения и развития советской Арктики, не было. Без стальной магистрали вдоль побережья Северного Ледовитого Океана потребность в мощном ледокольном флоте  стала только выше.

Картмаксимум с маркой «Атомный ледокол „Ленин“» (1958, художник Е. Буланова)(ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2271). (Источник; https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:USSR_1959_pc_Lenin.jpg)
Картмаксимум с маркой «Атомный ледокол „Ленин“» (1958, художник Е. Буланова)(ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2271).

В навигацию 1960 года прошла первая проводка каравана судов атомным ледоколом «Ленин»(подробнее о нем тут). «Ленин» стал первенцем гражданского надводного атомного флота в мире. Он стал гордостью Советского Союза – одним из доказательств его возросшей экономической и технической мощи. «Ленин» успел застать выходы дедушки современных ледоколов «Ермака» на проводку судов и кораблей. В 1964 году «Ермак» был выведен из состава гражданского флота. В том же году новым капитаном «Ленина» стал Юрий Сергеевич Кучиев. Его командирская карьера началась в 1946 году именно на «Ермаке», помощником капитана. Следующий атомный ледокол «Арктика» проекта 10520 был заложен только в 1971 году. Строительство самой массовой серии ледоколов проекта 10520 и его продолжения проекта 10521, совпало с периодом невиданного ранее в истории нашей страны наращиванием тоннажа боевого и гражданского флота. Одновременно, начиная с начала 70-годов XX века, СССР начал активное экономическое освоение Советской Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Потребность в проводке судов и боевых кораблей по северному Морскому пути возросла. Эти два фактора определили как возросшую мощь ледокола с более высоким ледовым классов, чем даже у ледокола «Ленин», так и массовость серии: вместе с кораблями проекта 10521 общее число построенных по нему судов составило 6 единиц. И по сей день это самая массовая серия атомных ледоколов в нашей стране. В 1972 году «Арктика» была спущена на воду, в 1975 году на нем был поднят Флаг СССР и атомоход, был принят в состав ледокольного флота Мурманского Пароходства. Его капитаном, с момента закладки был Ю.С. Кучиев. Ещё, будучи командиром атомохода «Ленин», он думал о проходе к Северному Полюсу. И стал к нему готовиться, изучая возможные способы прохода и потенциальные маршруты, в том числе во время проводок на «Ленине» под его командованием морских караванов в Арктике и отдельных рейсов самого «Ленина».

Ледокол "Арктика" 2006 года; (Источник; https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Russian_Nuclear_Icebreaker_Arktika.jpg)
Ледокол «Арктика» 2006 год

Уже в 1975 году атомоход показал свою мощь – им была осуществлена проводка по Северному морскому пути дизель-электрического ледокола «Адмирал Макаров». В октябре 1976 года им был вырван из ледового плена ледокол «Ермак» и сухогруз «Капитан Мышевский», а также ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин». Это были первые «звездные часы» новейшего атомохода, но не последние.

«Арктика» давала шанс исполнить мечту Адмирала С.О. Макарова о покорении русским кораблем Северного Полюса. Это был первый в мире линейный ледокол ледового класса «Icebreaker9» (ЛЛ1) – наивысшего среди ледовых классов морских судов. Он мог теоретические ходить по всей ледовой акватории Мирового океана. Поэтому, вскоре после поднятия на судне Флага СССР, команда судна стала готовиться к походу на Северный Полюс. Замысел капитанов дальнего плавания Ю.С. Кучиева и Г.О. Кононовича поддержали на самом высоком уровне. Руководителем будущей экспедиции стал Министр Морского Флота СССР Тимофей Борисович Гуженко. В подготовке экспедиции участвовали кроме собственно моряков, научные организации, в том числе как из числа организаций разработчиков «Арктики» и её компонентов, так и из числа организаций, занятых изучением Арктики и Мирового Океана в самых разных аспектах. Важен был и оборонный аспект. Министерство Обороны Советского Союза активно участвовало в подготовке экспедиции, и ее осуществлении. Проход к Северному Полюсу решили приурочить к 60-летию Великой Октябрьской Революции 1917 года. В том же 1977 году было намечено принять новую конституцию СССР. Походу на самую северную точку Земли в СССР была придана особая значимость. 9 августа 1977 года выходом из порта Мурманск началось покорение атомоходом «Арктика» Северного Полюса. На ледоколе лично находился руководитель экспедиции — Министр Морского Флота СССР Т.Б. Гуженко. «Арктика» шла в сопровождении воздушных и морских сил и средств Военно-Морского Флота СССР. По достижении ледового покрытия, под водой её продолжала сопровождать атомная подводная лодка К-438 проекта 671 «Ёрш». Она сопровождала в подводном положении «Арктику» на случай возникновения каких-либо нештатных ситуаций, готовая оказать помощь. Подводную радиосвязь нашим подводным лодкам Северного Флота в тот период уже обеспечивала радиостанция сверхнизких частот (СНЧ) «ЗЕВС»(подробнее о ней здесь), созданная при участии моего отца Ю.А. Болдырева и расположенная близ Мурманска. Мой отец часть детства провёл на Русском Севере, когда мой дед Александр Семёнович Болдырев работал в пушной промышленности.

На борту ледокола находился целый коллектив ученых и инженеров. Целью было изучение Арктики, как уникальной географической и климатической территории, понять особенности работы атомохода и его механизмов в нестандартных до того условиях для судов и кораблей. Так же изучались, и анализировались особенности прохода судна сквозь тяжёлые льды Ледовитого Океана. Поскольку данный проход был экспериментальным, на случай нештатной ситуации был взяты запасы провизии на 8 месяцев, подготовлены техника и материалы для создания ледового аэродрома. Так же на борт взяли второй вертолет Ми-2, как резервный в случае непредусмотренной ситуации со штатным вертолетом Ми-2. Судно сумело пройти точно в точку Северного Географического Полюса Земли. Во многом благодаря тому, что руководство экспедиции рискнула проверить на практику теорию «свободной воды» и создания долговременных ледовых прогнозов с использованием «солнечной матрицы», доктора наук В.Н. Купецкого. Это удлинило маршрут, но позволило избежать попадания в очень мощные льды на западе Арктике. «Арктика» прошла к полюсу с востока, из Моря Лаптевых. По прибытие в точку назначения — Северный Географический Полюс Земли 17 августа 1977 года на нём были установлены Государственный Флаг СССР и древко от флага экспедиции на собачьих упряжках Георгия Седова, погибшего в 1912 году, не дойдя, всего 100 км. до Северного Полюса. Тем самым, была подчеркнута преемственность Советского Союза Российской Империи, и к её предшественникам Московскому Царству и Русским Княжествам. А значит и к их усилиям и достижениям по освоению Арктики и крайнего севера. На дно Северного Ледовитого Океана спустили копию Герба СССР, текст гимна СССР и проект конституции СССР, впоследствии принятой в этой же редакции 7 октября 1977 года. Морякам прямо на Северном Полюсе зачитали поздравительную телеграмму от Генерального Секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. За данную экспедицию весь экипаж был награжден орденами и медалями. Четыре человека, включая капитана «Арктики» Ю.С. Кучиева и руководителя экспедиции Т.Б. Гуженко, получили звания Героя Социалистического труда.

 Почтовый блок СССР, посвящённый походу к Северному полюсу ледокола «Арктика», Номер в каталоге ЦФА — 4745. Художник — А. Аксамит. (Источник; https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Почтовый_блок_СССР_№_4745._1977._Поход_атомного_ледокола_Арктика_к_Северному_полюсу.jpg)
Почтовый блок СССР, посвящённый походу к Северному полюсу ледокола «Арктика», Номер в каталоге ЦФА — 4745. Художник — А. Аксамит.

 

Для современников похода проход «Арктике» к крайней точке Арктики был равен полету Юрия Гагарина в космос. СССР воплотил очень давнюю мечту многих людей.

В 1982 году 20 ноября умирает долголетний глава КПСС и фактически всего СССР – Леонид Брежнев. Его имя решили увековечить в одном из строящихся новых ледоколов проекта 10520, но была, как уверяют, совершена описка в документе, и имя Л.И. Брежнева было присвоено ледоколу «Арктика». Моряки было очень недовольны этим переименованием, — при поддержке Юрия Владимировича Андропова удалось вернуть ледоколу его вошедшее в историю освоения Арктики название. Уже после смерти Юрия Андропова атомоход в 1986 году снова стал «Арктикой».

«Арктика» прославилась спасением судов в 1983 году. Аномально теплое арктическое лето в навигацию 1983 года, привело, к попаданию 6 караванов судов «северного завоза» в ледовую ловушку в Айонском массиве. Среди затёртых судов была три ледокола, включая атомоход «Ленин». Теплоход «Нина Сагайдак» уже раздавали льды, под угрозой было и снабжение значительных территорий нашего севера и Дальнего Востока, для которых предназначались грузы, которые шли в этом караване. «Арктика» (в тот момент переименованная в «Леонида Брежнева»), уже стояла после навигации в доковом ремонте. Ремонт был завершен досрочно, и атомоход ушел в восточный сектор Арктики спасать суда. Эта была крупнейшая спасательная операция на морях в мире, было спасено 56 судов. Караваны в сопровождение «Леонида Брежнева» дошел до своего порта назначения Певек, расположенного на Чукотском полуострове. Северный завоз в 1983 году в восточной части Сибири и на Чукотке был выполнен. Капитан ледокола «Леонид Брежнев» Анатолий Алексеевич Ламехов за это получил звания Героя Социалистического Труда.

В зимнюю навигацию 1999-2000 годов «Арктика» провела ровно год в хождении по акватории наших северных морей.

Ледокол "Арктика" -2012 год. (Источник; https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Arktika_icebr.JPG)
Ледокол «Арктика» -2012 год

В августе 2008 года ледокол был выведен из состава Мурманского пароходства в связи с истечением срока службы и необходимостью подготовки его к утилизации.

Техническое описание и характеристики линейного ледокола «Арктика» проекта 10520

Линейный ледокол «Ленин» проекта №92, оказался удачным кораблем, о нём писали даже в советских энциклопедиях для детей дошкольного возраста. Следующий атомный ледокол проекта 10520 создавало тот же самое ЦКБ-15 (ныне «Айсберг»). Но строить было поручено другой верфи — «Балтийскому заводу имени Серго Оржоникидзе». Эта же верфь в те годы начала строительство первый боевых надводных атомоходов проекта 1144 «Орлан».

Корабли проекта 10520, как и все построенные в СССР атомные ледоколы, начиная с «Ленина», имели мобилизационные возможности в виде установки артиллерийского, ракетного и не только вооружений, для самообороны корабля в случае его мобилизации в военное время.

Особенности конструкции

Ледокол имеет 4 палубы, носовую и кормовую платформы и бак. Надстройка 5 — ярусная. Ввиду климатических особенностей полярных широт, перемещение экипажа между всеми помещениями возможно без выхода на открытую палубу. Кроме, стандартной для судов кают-компании имеются: столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская. Предусмотрена мощная медицинская база: медицинский блок включает в себя амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет. В этом суда проекта 10520 следовали традициям высокого комфорта и продуманной эргономики для экипажа, реализованными ещё на атомном ледоколе «Ленин» (Проект №92).

Водоизмещение ледокола составляет 25 840 тонн. Наибольшая длина ледокола составляет 148 метров, длина по ватерлинии составляет 136 метров. Конструктивная ширина 30 метров, ширина по ватерлинии 28 метров. Высота борта 17 метров

Силовая установка представляет собой паропроизводящую атомную силовую установку сердцем, которой является два атомных реактора водо-водяного типа ОК-900А, каждый мощностью по 171 Мегаватт. Атомный отсек находится в средней части судна, благодаря высокой степени автоматизации работа силовой установка возможно без присутствия в её отсеке персонала. Так же как и работа остальных ключевых узлов силовой и двигательных установок судна и его бортовой энергосистемы. Системы автоматизированного контроля способны автоматических замечать неисправности систем и сигнализировать о них экипажу судна. Паротрубинная установка «Арктики» состоит из двух независимых турбогенераторов мощностью по 37 500 лошадиных сил каждый, они приводят в действие пять турбогенераторов, дающих на выходе по 2000 кВт каждый. Три электродвигателя суммарной мощностью 75 000 л.с. вращают три четырехлопастных грибных винта с фиксированным шагом, обеспечивая ледоколу максимальную скорость на чистой воде в 18 узлов (33 км/ч). Так же есть аварийный дизель-генератор мощностью 1000 кВт и два запасных дизель-генератора по 200 кВт. Автономность плавания 7 месяцев. Экипаж 138 человек. При необходимости, научных или каких-либо других экспедиций, можно разместить и больше. При походе на Северный Полюс на корабле располагалось более 200 человек.

Толщина льда, через который он может пройти составляет не менее 5 метров. На борту базируется штатный вертолет ледовой разведке МИ-2. Судно было оснащено наиболее полным по тем временам комплектом систем навигационных, связи и автоматизации управления судном на своем борту.

Заключение

Толщина льда, через который он может пройти составляет не менее 5 метров. На борту базируется штатный вертолет ледовой разведке МИ-2. Судно было оснащено наиболее полным по тем временам комплектом систем навигационных, связи и автоматизации управления судном на своем борту.

Болдырев Фёдор 2019©

Использованные источники: https://masterok.livejournal.com/2953065.html,

https://xroniki-nauki.ru/fakty-nauki/ledokol-arktika, http://www.polarpost.ru/articles/Ships/RU_USSR/ARKTIKA/ni_ARKTIKA.html, https://nasledie.pravda.ru/1126461-kuchiev/, https://masterok.livejournal.com/1536953.html.

Первый раз было опубликовано в блоге «Техника и жизнь» в 2019 году.

Еще статьи этой серии:

«ЛЕНИН» — объединитель Арктики

Трамвайчик эпохи побед

 

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Яндекс-Дзене — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ВК — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ОК— тут

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *