ЗИС-5

ЗИС-5

Грузовик с которого начались залпы «Катюш»

DCF 1.0

(ЗИС-5)

ЗИС-5 – иначе «трехтонка», вместе с его трехосным вариантом ЗИС-6, одна из самых приметных машин СССР предвоенного периода и Великой Отечественной Войны.
Именно ЗИС-6 стал первым шасси для реактивной системы БМ-13 («Катюша»). Первые залпы «Катюш» по немцам прозвучали именно с таких шасси.


Производство ЗИС-5 наладили в 1933г. на ЗИС – будущем ЗИЛ. Он представлял собой модернизацию предыдущих моделей данного завода – АМО-2 и АМО-3. Его предшественники представляли копию американского грузовика Dispatch SA фирмы Autocar Company. Но уже АМО-3 не только был сделан из отечественных деталей, но и был слегка изменен по конструкции.
ЗИС-5 получил, уже достаточно, серьезные изменения в конструкции. Форсировали мотор и улучшили коробку передач, ради надежности упростили карданную передачу и поставили механические тормоза. Он выпускался в различных модификациях, включая, и упомянутый выше, ЗИС-6.

БМ-13
БМ-13 на шасси ЗИС-6

ЗИС-6 отличался еще одним ведущим мостом, большей длиной, весом и грузоподъёмностью. Для БМ-13 и БМ-8 шасси ЗИС-5 не подходило.  Поэтому для БМ-13 и БМ-8 использовали только шасси ЗИС-6, затем замененные на Studebaker US6, и ряд других платформ. ЗИС-6 прекратили выпускать в 1941 году.  Сам ЗИС-5 выпускался, так же, до 1941 г. После эвакуации ЗИС в Ульяновск и Миасс его производство было возобновлено в упрощенном варианте ЗИС-5В (Военный). Эти заводы существуют, и сейчас, как УАЗ и Автомобильный завод «Урал», соответственно.  Были упрощены тормоза и часто ставили только одну фару. Также упростили кабину, грузовую платформу и крылья.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

(ЗИЛ-5В, выпуска УралЗИС)

На УралЗИС (будущий автозавод «Урал») ее выпускали до 1955г. ЗИС возобновил выпуск базового  ЗИС-5 в 1946 году и продолжал его выпуск до 1948 года После войны ЗИС и УралЗИС производили и модернизированные варианты данного грузовика. Последний из них, УралЗИС-355М производился с 1958 по 1961гг.

publication

(УралЗИС-355М)

Последние ЗИС-5 выходили в служебные рейсы в 80-е гг. XX века.

zis-5_export_version_in_spain

(ЗИС-5, эскортный вариант для Республиканской Испании)

Технические характеристики:

Двигатель: бензиновый, рядный, 6 цилиндров, мощность 73 л. с., объемом 5,55 л.

В теплое время года кроме бензина машину можно было заправлять и керосином, а также другими видами топлива;

Трансмиссия: Коробка передач — 4 ступенчатая механическая без синхронизаторов (на ЗИС-6 стояла еще и дополнительная двухступенчатая механическая коробка передач);

Ведущие колеса задние.  Сочетание хорошей тяги двигателя с удачными передаточными числами коробки передач обеспечило хорошую проходимость на плохих дорогах и вне их. (ЗИС-6 имел ведущими среднею и заднею ось)

Тормоза: механические без усилителя;

Подвеска: рессорная без амортизаторов;

Максимальная скорость: 60 км/ч.;

Расход топлива: 33л. /100км. (40л/100км);

Грузоподъёмность: 3 т. – но фактически часто и больше. (ЗИС-6 имел грузоподъёмность 4т.);

Федор Болдырев 2019 ©

Все фотографии, кроме выполненных специально для «Техника и жизнь», взяты с указанных в тексте источников на условиях общедоступной лицензии Creative Commons.

Использованные источники: http://russoauto.ru/auto/amo/zis-5http://russoauto.ru/auto/amo/amo-3, http://www.abs-magazine.ru/article/legendarniy-zis-5-i-ego-rodnyahttps://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИС-6.

Впервые было опубликовано на https://fboldyrev.wordpress.com/2018/10/26/zis-5/
Еще может быть интересно:

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Яндекс-Дзене — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Инстаграме — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ВК — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Фейсбуке — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в ОК— тут

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *