
Комплекс спасения космонавтов «Синяя птица» — он же, ПЭК-490.
В 1965 году 18 марта наш космонавт Алексей Леонов первый раз в мире, совершил выход в открытый космос. Это было великое событие в истории космонавтики. Этот полет оказал влияние на разработку автомобилей специального назначения. Не от успеха, а от проблемы. При возвращении домой, спускаемый аппарат космического корабля Восход-2 приземлился не в степях Казахской ССР, а в снежном и холодном пермском лесу. Два дня космонавты выходили к «людям». Сквозь снег и в холод. При этом они были уставшие и измученные после полета и нештатных ситуаций в течение полета. В СССР не было техники, которая бы доехала по такому бездорожью до вернувшихся космонавтов в такой ситуации. Авиация, тоже, не всегда способна помочь. Ведь, бывает и не летная погода. Космонавты, тогда, не погибли, а спаслись, но проблему поняли еще до полета Алексея Леонова и стали решать. Сергей Павлович Королев, еще, в 1964 году обратился за помощью на ЗиЛ. Возможности его СКБ (Специального конструкторского бюро) специальных автомобилей он хорошо знал. В те годы оно под руководством Виталия Андреевича Грачева активно разрабатывала шасси для боевых ракет. Так же, там велись работы по созданию автомобильных шасси для транспортировки ракет-носителей на место старта.

Уже, в 1966 году была построена ПЭУ-1. Это была уникальная по своим возможностям машина. В 1969 году она стала поступать на вооружение поисково-спасательных частей ВВС, ответственных за поиск и спасение космонавтов.
ПЭУ-1 была выполнена амфибией со стеклопластиковым корпусом и колесной формулой 6х6. Движение по воде машине обеспечивал водомет. Автомобиль имел мотор ЗИЛ-375, автоматическую гидромеханическую планетарную коробку передач с четырьмя скоростями. Передняя и последняя оси были управляемые. Каждая сторона колеса была на одном кардане без дифференциала. Симметричный дифференциал был только между осями каждой из сторон. Он был оснащен блокировкой дифференциала. Для повышения колесного просвета колесные ступицы совместили с редукторами. Для уменьшения веса несущая рама была алюминиевой. Впереди машины располагалась кабина на четыре человека, за ней моторный отсек. За моторным отсеком кран и алюминиевый ложемент для спускаемого аппарата. Машину оснастили барабанными тормозами и независимой торсионной подвеской на управляемых осях. Колеса средней неуправляемой оси жестко крепились к раме. В 1972 году был принят на вооружение её пассажирский вариант с кабиной на восемь человек ПЭУ-1М. Первый вариант получил прозвище «Кран», второй прозвище «Салон». В 1974 году на вооружение приняли модернизированный вариант «Крана» ПЭУ-1Б.
Всего было выпущено 13 машин ПЭУ-1, 6 ПЭУ-1М и 3 ПЭУ-1Б.
Техническая характеристики ПЭУ-1
Экипаж 4 человека
Грузоподъемность 3000 кг
Габаритные размеры 8400х2582х2500 мм
Длина и высота с краном 9618х3765 мм
Колесная база 2500+2500 мм
Колея 2156 мм
Дорожный просвет 560 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный ЗИЛ-375
Рабочий объем 7 л
Мощность 180 л.с. при 3200 об/мин
Снаряженная масса 8170 кг
Полная масса 11720 кг
Максимальная скорость 68 км/ч (по шоссе), 6,3 км/ч (по воде)
Расход топлива 65 л/100 км

Еще при жизни В.А. Грачева началась разработка нового комплекса для поиска и спасения космонавтов. В комплексе решили сочетать автомобиль и шнекоход. Причем, шнекоход должен был «доезжать» до требуемого места на грузопассажирском автомобиле. Для космонавтов была предназначена пассажирская модификация данного автомобиля. Наличие в комплексе шнекохода позволяла сделать автомобиль более компактным и легким. А также, способным к оперативной доставке массовыми в ВВС СССР самолетами и вертолетами и способным к быстрому передвижению по дорогам общего пользования. Первые экземпляры автомобиля с краном ЗИЛ-4906, его пассажирской версии ЗИЛ-49061 и шнекохода ЗИЛ-29061 начали испытания в 1975 году. Виталия Андреевича Грачева, создателя ГАЗ-64 и ГАЗ-61, не стало в декабре 1979 года. Его последнее детище, получившее официальное обозначение – «ПЭК-490», поставили на вооружение ВВС в 1981 году. Машины, входившие в комплекс, получили яркую синюю раскраску, за которую он получил полуофициальное прозвище «Синяя птица». В комплекс входили три машины. ЗИЛ-4906 «Кран», ЗИЛ-49061 «Салон» и шнекоход ЗИЛ-29061. Шнекоход доставляли на «Кране». Космонавтов размещали в «Салоне».

«Кран» и «Салон» имели алюминиевую раму и стеклопластиковые кузова. Для удобства транспортировки самолетами АН-12 и Ил-76, вертолетами Ми-6 и Ми-26 расположенный в самом верху стеклянный колпак кабины сделали съемным. Машины оснастили мотором от ЗИЛ-130. Впрочем, он отличался от базового мотора некоторыми изменениями в комплектации и более тщательной технологией изготовления. Коробка передач механическая от ЗИЛ-130, дополненная мультипликатором. Благодаря мультипликатору число передач достигло 10. Машины оснастили межбортовым симметричным дифференциалом с принудительной блокировкой. Передняя и задняя оси управляемые. Подвеска независимая торсионная на всех колесах. Рулевое управление с двумя гидроусилителями. Ход на воде обеспечивается гребными винтами. Пассажирский салон ЗИЛ-49061 рассчитан на трех человек и оснащен не только кондиционером, но и телевизором, а также, медицинскими средствами и приспособлениями. ЗИЛ-49601 способен обеспечить комфортное автономное существование экипажа автосредства и спасенного экипажа космического корабля в течении трех суток.
Шнекоход ЗИЛ-29061 приводился в движение двумя двигателями ВАЗ-2103 по 70 л.с. каждый. Корпус и шнеки алюминиевые. Борта и кабины пластиковые.
Со времени приземления «Восход-2» точность навигации стала лучше и по назначению комплексу, спасая космонавтов в случае нештатной ситуации, «Синей птице» ни разу не пришлось действовать. До 1991 года ЗИЛ успел произвести 12 ЗИЛ-4906 14 ЗИЛ-49061 и 5 ЗИЛ-29061. Ныне число выпущенных единиц «Синей птицы» выросло до приблизительно 50 единиц.

Технические характеристики ЗИЛ-49061
Число мест 4 в кабине, 4 сиденья в салоне, 3 на носилках
Габаритные размеры 9250х2480х2537 мм (с ножевой антенной высота 2965 мм)
Колесная база 2400+2400 мм
Колея 2000 мм
Дорожный просвет 544 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, V-образный, восьмицилиндровый верхнеклапанный, ЗИЛ-130 с доработками
Рабочий объем 6 л
Мощность 150 л.с. при 3200 об/мин
Снаряженная масса 8310 кг
Полная масса 9260 кг
Максимальная скорость 75 км/ч по шоссе, 8 км/ч по воде
Расход топлива при скорости 45 км/ч 50 л/100 км

Технические характеристики шнекохода ЗИЛ-29061
Длина 4860 мм
Ширина 2390 мм
Высота 2200 мм
Клиренс 760 мм
Масса 1855 кг
Полная масса 2250 кг
Динамические характеристики
Максимальная скорость 25 км/ч
Другая информация
Грузоподъёмность 397 кг
Расход топлива 36 л/ч
Объём бака 2 × 72 л
Источники:
http://русская-сила.рф/guide/army/tr/peu1.shtml,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-49061,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-2906,
https://www.kolesa.ru/test-drive/i-v-ogne-pochti-ne-gorim-test-drajv-zil-49061-sinyaya-ptitsa,
https://topwar.ru/137925-poiskovo-evakuacionnye-vezdehody-semeystva-zil-4906-sinyaya-ptica.html,
http://gvtm.ru/zil-49061-sinyaya-ptica.,
https://pikabu.ru/story/sinyaya_ptitsa_sluzhba_spaseniya_dlya_kosmonavtov_4183472,
Спасибо всем, кто прочел статью!
Вам, так же, может быть интересны:
«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Яндекс-Дзене — тут
«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Телеграмме — тут
Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»