«Синяя птица» — русского космоса

ПЭУ-1
ПЭУ-1

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс спасения космонавтов «Синяя птица» — он же, ПЭК-490.

В 1965 году 18 марта наш космонавт Алексей Леонов первый раз в мире, совершил выход в открытый космос. Это было великое событие в истории космонавтики. Этот полет оказал влияние на разработку автомобилей специального назначения. Не от успеха, а от проблемы. При возвращении домой, спускаемый аппарат космического корабля Восход-2 приземлился не в степях Казахской ССР, а в снежном и холодном пермском лесу. Два дня космонавты выходили к «людям». Сквозь снег и в холод. При этом они были уставшие и измученные после полета и нештатных ситуаций в течение полета. В СССР не было техники, которая бы доехала по такому бездорожью до вернувшихся космонавтов в такой ситуации. Авиация, тоже, не всегда способна помочь. Ведь, бывает и не летная погода. Космонавты, тогда, не погибли, а спаслись, но проблему поняли еще до полета Алексея Леонова и стали решать. Сергей Павлович Королев, еще, в 1964 году обратился за помощью на ЗиЛ. Возможности его СКБ (Специального конструкторского бюро) специальных автомобилей он хорошо знал. В те годы оно под руководством Виталия Андреевича Грачева активно разрабатывала шасси для боевых ракет. Так же, там велись работы по созданию автомобильных шасси для транспортировки ракет-носителей на место старта.

ПЭУ-1
ПЭУ-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уже, в 1966 году была построена ПЭУ-1. Это была уникальная по своим возможностям машина. В 1969 году она стала поступать на вооружение поисково-спасательных частей ВВС, ответственных за поиск и спасение космонавтов.

ПЭУ-1 была выполнена амфибией со стеклопластиковым корпусом и колесной формулой 6х6. Движение по воде машине обеспечивал  водомет. Автомобиль имел мотор ЗИЛ-375, автоматическую гидромеханическую планетарную коробку передач с четырьмя скоростями. Передняя и последняя оси были управляемые. Каждая сторона колеса была на одном кардане без дифференциала. Симметричный дифференциал был только между осями каждой из сторон. Он был оснащен блокировкой дифференциала. Для повышения колесного просвета колесные ступицы совместили с редукторами. Для уменьшения веса несущая рама была алюминиевой. Впереди машины располагалась кабина на четыре человека, за ней моторный отсек. За моторным отсеком кран и алюминиевый ложемент для спускаемого аппарата. Машину оснастили барабанными тормозами и независимой торсионной подвеской на управляемых осях. Колеса средней неуправляемой оси жестко крепились к раме. В 1972 году был принят на вооружение её пассажирский вариант с кабиной на восемь человек ПЭУ-1М. Первый вариант получил прозвище «Кран», второй прозвище «Салон». В 1974 году на вооружение приняли модернизированный вариант «Крана» ПЭУ-1Б.

Всего было выпущено 13 машин ПЭУ-1, 6 ПЭУ-1М и 3 ПЭУ-1Б.

Техническая характеристики ПЭУ-1

Экипаж 4 человека

Грузоподъемность 3000 кг

Габаритные размеры 8400х2582х2500 мм

Длина и высота с краном 9618х3765 мм

Колесная база 2500+2500 мм

Колея 2156 мм

Дорожный просвет 560 мм

Двигатель бензиновый, карбюраторный, V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный ЗИЛ-375

Рабочий объем 7 л

Мощность 180 л.с. при 3200 об/мин

Снаряженная масса 8170 кг

Полная масса 11720 кг

Максимальная скорость 68 км/ч (по шоссе), 6,3 км/ч (по воде)

Расход топлива 65 л/100 км

ЗИЛ-49065 - модернизированный вариант ЗИЛ-49061, не пошедший в серию
ЗИЛ-49065 — модернизированный вариант ЗИЛ-49061, не пошедший в серию

Еще при жизни В.А. Грачева началась разработка нового комплекса для поиска и спасения космонавтов. В комплексе решили сочетать автомобиль и шнекоход. Причем, шнекоход должен был «доезжать» до требуемого места на грузопассажирском автомобиле. Для космонавтов была предназначена пассажирская модификация данного автомобиля. Наличие в комплексе шнекохода позволяла сделать автомобиль более компактным и легким. А также, способным к оперативной доставке массовыми в ВВС СССР самолетами и вертолетами и способным к быстрому передвижению по дорогам общего пользования. Первые экземпляры автомобиля с краном ЗИЛ-4906, его пассажирской версии ЗИЛ-49061 и шнекохода ЗИЛ-29061 начали испытания в 1975 году. Виталия Андреевича Грачева, создателя ГАЗ-64 и ГАЗ-61, не стало в декабре 1979 года. Его последнее детище, получившее официальное обозначение – «ПЭК-490», поставили на вооружение ВВС в 1981 году. Машины, входившие в комплекс, получили яркую синюю раскраску, за которую он получил полуофициальное прозвище «Синяя птица». В комплекс входили три машины. ЗИЛ-4906 «Кран», ЗИЛ-49061 «Салон» и шнекоход ЗИЛ-29061. Шнекоход доставляли на «Кране». Космонавтов размещали в «Салоне».

ЗИЛ-49065 - модернизированный вариант ЗИЛ-49061, не пошедший в серию
ЗИЛ-49065 — модернизированный вариант ЗИЛ-49061, не пошедший в серию

«Кран» и «Салон» имели алюминиевую раму и стеклопластиковые кузова. Для удобства транспортировки самолетами АН-12 и Ил-76, вертолетами Ми-6 и Ми-26 расположенный в самом верху стеклянный колпак кабины сделали съемным. Машины оснастили мотором от ЗИЛ-130. Впрочем, он отличался от базового мотора некоторыми изменениями в комплектации и более тщательной технологией изготовления. Коробка передач механическая от ЗИЛ-130, дополненная мультипликатором. Благодаря мультипликатору число передач достигло 10. Машины оснастили межбортовым симметричным дифференциалом с принудительной блокировкой. Передняя и задняя оси управляемые. Подвеска независимая торсионная на всех колесах. Рулевое управление с двумя гидроусилителями. Ход на воде обеспечивается гребными винтами. Пассажирский салон ЗИЛ-49061 рассчитан на трех человек и оснащен не только кондиционером, но и телевизором, а также, медицинскими средствами и приспособлениями. ЗИЛ-49601 способен обеспечить комфортное автономное существование экипажа автосредства и спасенного экипажа космического корабля в течении трех суток.

Шнекоход ЗИЛ-29061 приводился в движение двумя двигателями ВАЗ-2103 по 70 л.с. каждый. Корпус и шнеки алюминиевые. Борта и кабины пластиковые.

Со времени приземления «Восход-2» точность навигации стала лучше и по назначению комплексу, спасая космонавтов в случае нештатной ситуации, «Синей птице» ни разу не пришлось действовать. До 1991 года ЗИЛ успел произвести 12 ЗИЛ-4906 14 ЗИЛ-49061 и 5 ЗИЛ-29061. Ныне число выпущенных единиц «Синей птицы» выросло до приблизительно 50 единиц.

 

ЗИЛ-49065 и шнекоход ЗИЛ-29061
ЗИЛ-49065 и шнекоход ЗИЛ-29061

Технические характеристики ЗИЛ-49061

Число мест 4 в кабине, 4 сиденья в салоне, 3 на носилках

Габаритные размеры 9250х2480х2537 мм (с ножевой антенной высота 2965 мм)

Колесная база 2400+2400 мм

Колея 2000 мм

Дорожный просвет 544 мм

Двигатель бензиновый, карбюраторный, V-образный, восьмицилиндровый верхнеклапанный, ЗИЛ-130 с доработками

Рабочий объем 6 л

Мощность 150 л.с. при 3200 об/мин

Снаряженная масса 8310 кг

Полная масса 9260 кг

Максимальная скорость 75 км/ч по шоссе, 8 км/ч по воде

Расход топлива при скорости 45 км/ч 50 л/100 км

Шнекоход ЗИЛ-29061
Шнекоход ЗИЛ-29061

Технические характеристики шнекохода ЗИЛ-29061

Длина 4860 мм

Ширина 2390 мм

Высота 2200 мм

Клиренс 760 мм

Масса 1855 кг

Полная масса 2250 кг

Динамические характеристики

Максимальная скорость 25 км/ч

Другая информация

Грузоподъёмность 397 кг

Расход топлива 36 л/ч

Объём бака 2 × 72 л

Источники:

http://gvtm.ru/peu-1,

http://русская-сила.рф/guide/army/tr/peu1.shtml,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-49061,

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%98%D0%9B-2906,

https://www.kolesa.ru/test-drive/i-v-ogne-pochti-ne-gorim-test-drajv-zil-49061-sinyaya-ptitsa,

https://www.kolesa.ru/article/vzlet-i-padenie-sinej-pticy-istorija-sovetskih-vezdehodov-dlja-kosmonavtov-2014-12-06,

https://topwar.ru/137925-poiskovo-evakuacionnye-vezdehody-semeystva-zil-4906-sinyaya-ptica.html,

https://www.popmech.ru/technologies/8692-sinyaya-ptitsa-kosmonavtov-avtomobil-spetsialnogo-naznacheniya/,

http://gvtm.ru/zil-49061-sinyaya-ptica.,

https://pikabu.ru/story/sinyaya_ptitsa_sluzhba_spaseniya_dlya_kosmonavtov_4183472,

Болдырев Федор 2020©

Спасибо всем, кто прочел статью!

Вам, так же, может быть интересны:

«Американец», ставший русской легендой.

Семейство вертолетов «Ансат» — простые, да эффективные!

M-29 «Weasel»

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Яндекс-Дзене — тут

«ТЕХНИКА И ЖИЗНЬ» в Телеграмме — тут

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *