В раннем средневековье на территории Кореи существовало царство Силла (356 — 892). Силла знаменита тремя вещами: объединением Кореи, институтом «юношей-цветов» — хваранов и своими культурными достижениями.
Интересно, что территория ядра бывшего царства Силла является кузницей кадров для современной Южнокорейской элиты, что обуславливает дополнительный интерес на юге Кореи к истории царства Силла. Хваранов создали в правление одного из царей Силлы Чинхына Великого (540-575) . Смысл института хваран был в подготовке молодежи из семей высшей аристократии к выполнению полководческих функций, а так же, вообще к управлению страной. Силла была страной не сколько чиновничей, сколько аристократической и этим отличалась и от Китая и от других корейских царств Когуре и Пэкче, и от сменивший ее в будущем царства Коре. Этим было обусловлено своеобразие хваранов. Поступали в хвараны в возрасте 15-18 лет и находились там 3-4 года. Простолюдины, примерно также, служили в армии Силлы три обязательных года. Но хвараны служили иначе. Их готовили не только к войне. Важную роль у хваранов играла морально-психологическая подготовка. Их обучали «заповедям хварана», составлению и исполнению песен и стихов, значительное место уделялось посещению красивых мест природы. Возможно последнее связано с вероятной шаманской составляющей в практике хваранов. О ней может говорить и практика раскрашивания лиц хваранов женской косметикой. Это распространено в шаманских практиках по всему миру. Шаманизм и сейчас популярен в обоих Кореях.
Силла была наименее китаизированным корейским царством в раннее средневековье и влияние шаманизма там держалось дольше. Китайские вероучения, включая и буддизм, туда проникли позже остального корейского полуострова. Не противоречит такая гипотеза и большой роли буддизма у хваранов. Буддизму свойственно брать практики других религий на вооружение как низший уровень познания. В простонародном корейском языке хваран впоследствии стал синонимом шаманов, мужей шаманок, певцев и прочей богемной публики мужского пола.
«Заповеди хварана» состояли из пяти пунктов, демонстрировавших влияние на хваранов как буддизма, так и конфуцианства.
Вот они:
— верностью служи правителю;
— сыновней почтительностью служи родителям;
— доверием обретай друзей;
— во время боя нет отступлений;
— в убиении или оставлении живым есть выбор.
Первый и второй пункт явно под влиянием конфуцианства, как и третий. Последний пункт это уже влияние буддизма или может быть даосизма. Но этот пункт является адаптацией постулатов этих религий под воинские реалии.
«— во время боя нет отступлений;» — этот пункт происходит из воинской философии в её чистом виде.
Официально эти пять пунктов именовались: «Пять предписаний для повседневной
жизни». Их автором считают буддийского монаха Вонгвана, жившего во времена царя Силлы Чинпхён-ванам (579-631).
Курс подготовки хваранов официально во времена Силлы именовался «Путь ветра и луны». Его смысл в разносторонней и гармоничной подготовке будущих полководцев и чиновников.Подробности, впрочем, от нас скрыты за мглой веков. Брали в хвараны не всех, а только самых достойных. Необычной деталью для нынешнего времени является высокие требования к внешности юношей, вступавших в корпус хваранов. Но для средневековья это обычное явление. Совершенный воин и в средневековой Европе должен был быть собой хорошо не только духовно или интеллектуально, но и эстетически. Тогдашние мужчины-воины были достаточно мужественны, чтобы не переживать об ущербе о своей мужественности. Впрочем, в Южной Корее к мужчинам похожие требования и сейчас порой предъявляют, тому пример k-pop культура.
Еще одной действительно нестандартной деталью было нахождение во главе корпуса женщин – «Вонхва». Впоследствии, впрочем, вонхва могли быть не только женщины. Вонхва было от одной до четырех на всю державу Силла. Им, уже, подчинялось не более семи-восьми собственно хваранов. А вот, уже, у каждого из них находилось в подчинении сотни, а то и тысячи юношей известных как «нандо». Возможно это связано, вообще, с высокой ролью женщин в Силле. В ранний период можно говорить об их фактическом равноправии, сошедшем на нет с распространением китайской культуры в более поздние эпохи Силлы.
Хвараны растворились во мгле веков вместе с гибелью царства Силла, но о них не забыли. В Южной Кореи память о них мифологизирована. О чем свидетельствует и массовое искусство Южной Кореи. Как и все, впрочем, связанное с царством Силла.
Источники:
История Кореи: с древности до начала XXI в. Курбанов Сергей. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2009.,
https://www.ancient.eu/Hwarang/
Впервые было опубликовано в блоге «Современность и история» в 2020 году.