Серия: Российские представительские автомобили
Эта машина могла быть гордостью ГАЗ, но осталась «гадким утенком».
Знаменитая ГАЗ-24 «Волга» замышлялась как машина с циклом выпуска в десять лет или около того.
Но новую модель ГАЗ-3101 в конце 70-гг. так и не запустили в серию. Фантазию и мечты инженеров ГАЗ ограничивали технологические возможности завода. А начальству было удобно «гнать план», используя старые, отработанные конструкции автомобилей. После гибели Петра Мироновича Машерова[1] на ГАЗ-13 «Чайка», начались, впрочем, подвижки на заводе. Как следствие этой аварии ГАЗ-13 сняли с производства.
Вместо нее стали выпускать «номенклатурный» вариант «Волги» — ГАЗ-3102 «Волга».
Бывший, впрочем, более примитивной модернизацией ГАЗ-24, чем ГАЗ-3101. Также, начали разработку модернизированного варианта ГАЗ-14 «Чайка» — ГАЗ-14-07 «Чайка». Но Михаил Сергеевич Горбачев для борьбы с «привилегиями партноменклатуры» распорядился снять с производства обе «Чайки»: и ГАЗ-14, и ГАЗ-14-07.
ГАЗ-3104 должен был заменить ГАЗ-24-10 в продаже частному покупателю.
ГАЗ-3105 в отличии от ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 должна была идти только в государственные структуры и заменить собой как ГАЗ-14 «Чайка», так и ГАЗ-3102 «Волга».
Рассматривался вариант с автоматической коробкой передач. Благо была, уже, разработана первая такая коробка отечественной разработки МАДИ для ГАЗ-14-07. А коробки-автоматы, копии иностранных, ставились еще на ГАЗ-13 «Чайка». Прорабатывались для данного семейства автомобилей варианты с кузовами не только седан и универсал, но и хетчбэк, пикап, купе, кабриолет и фургон. Была разработана на самом ГАЗ целая гамма моторов. Разработали их в отделе «производства автомобилей малых серий» (ПАМС), что ранее ведал разработкой «Чаек». Мотор для ГАЗ-3105 имел компоновку V8 и был унифицирован с двигателем ВАЗ-21083. На ГАЗ-3103 должен был стоять рядный четырехцилиндровый вариант, а на ГАЗ-3104 его рядная шестицилиндровая модификация. В процессе выпуска мотор модернизировали. Сначала установили карбюратор иностранного производства Solex 4A1 вместо отечественного, затем разработали варианты с моновпрыском Lucas и распределенным впрыском российской фирмы «Абит». Предусмотрено было оснащение АБС. Тормоза стали дисковые на всех колесах. Подвеска без рессор, на всех осях «Макферсон». В перспективе собирались ставить гидропневматическую подвеску с изменяемым клиренсом и электронным управлением. Она первая из «Волг» получила реечное рулевое управление с гидроусилителем. Трансмиссия для преодоления бездорожья была оснащена механической блокировкой межосевого дифференциала. Салон ГАЗ-3105 не уступал ведущим европейским, японским и американским моделям.
Он имел центральный замок, климат-контроль, подогревы подушек и спинок сидений и электрорегулировки для сидений и зеркал заднего вида. Все двери оснащались электроподьемниками стекол. Подогрев подушек и спинок автоматически отключался бы с достижением максимальной температуры. Руль имел регулировку по вылету и наклону. У водителя была подушка безопасности. Был спроектирован очень современный и стильный дизайн, хотя его и упростили при запуске в серию. Традиции дизайнеров «Победы», ЗИМ и «Чаек» видно не были забыты на создавшем их заводе. В 1988 году начали испытания прототипов машины. Но «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». «Перестройка» стала плавно переходить в развал и СССР, и экономики. Возможности реформации производства под новые технологии производства ГАЗ-3105 у завода было все меньше.
А от старой ГАЗ-24 в машине изначально ничего не было и нужны были другие, совсем, производственные линии. Производственная кооперация стала разваливаться. Многие комплектующие пришлось закупать за рубежом. В итоге машина пошла в очень ограниченной серии в 1994 году. С механической коробкой передач, с единственным двигателем. Без заводских вариантов по комплектации. ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 и, вовсе, в серию не пошли. Их производство изначально откладывалось на время после начала производства ГАЗ-3105, но оно так и не настало.
Качество мелкосерийного производства новой «Волги» было низким. А стоимость ($50000 до $60000) была сопоставима со стоимостью западных машин, которые массово в 1992 году, уже, были представлены в России и новыми, и бывшими в употреблении. Престиж бренда «Волга» был уже не тот, что во времена расцвета «застоя» при Л.И. Брежневе. В итоге производство прекратили в 1996 году за отсутствием спроса. Всего было выпущено 55 серийных машины при запланированных 250 в год. Не помогли и указы Б.Н. Ельцина, направленные на поощрение выпуска новой модели «Волги». Наработки, полученные при создании семейства 3103/3104/3105, использовали при создании автомобилей семейства «Газель». Продолжили выпускать и массово притом старую ГАЗ-24 «Волга» в, том числе, в новых модификациях. Пытались разработать и еще более новую «Волгу» — ГАЗ-3111 «Волга». Но тема для отдельной статьи…
[1] Пётр Миронович Машеров — первый секретарь ЦК КП Белоруссии. Относительно его гибели в автокастрофе до сих пор ходит множество домыслов и предположений.
Источники:
https://www.zr.ru/content/articles/11939-gaz-3105_bolshaja_volga/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%90%D0%97-3105,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%90%D0%97-3102,
https://www.kolesa.ru/article/prizrak-perestrojki-istoriya-razrabotki-i-nebytiya-gaz-3105,
Советские автомобили: полная история/Энди Топсон. Пер. с английского К. Ткаченко — М.: «Издательство ФАИР», 2011.