Часть 2
Мао меж тем стал знакомиться с «красными» книгами. В первую очередь это были отнюдь не Маркс с Энгельсом, а анархисты.
Как французские — Пьер-Жозеф Прудон, так и российские — Михаил Бакунин и Петр Кропоткин , но не только они.
Что же практикой «культурной революции» — классики анархизма были бы довольны.
К тому времени, у Мао Цзэдуна стало исчезать традиционное для китайских образованных классов презрение к обычным безграмотным крестьянам и рабочим. Маркс с Энгельсом, впрочем, ему были знакомы. Маркс точно. А его любимым иностранным писателем стал в те годы Лев Толстой.
Он его особо ценил за заботу о нищих и обездоленных. Что же уже в те годы это его связывало с Россией. Да и его любимец Кант не был чужд Российской Империи. Ибо пробыл несколько лет во время семилетней войны нашим подданным в Восточной Пруссии. В его увлечении русскими мыслителями Кропоткиным и Бакуниным есть нечто символичное. Возможно, его будущая ставка на крестьянство идет и от них вкупе с Львом Толстым.
Тогда же он увлекся Шан Яном – реформатором царства Цинь и философом, создавшем учения «фацзя» (легизм). Шан Ян был сторонник жесткости и индивидуализма. «Фацзя» было самым решительным противником конфуцианства. Но именно «легист» Цинь Шихуанди сумел объединить античный Китай в 3 веке до н.э.
Меж тем, в Дуншане Мао обрел любимого учителя и наставника – Ян Чанцзи. Ян Чанцзи был блестящим интеллектуалом, с кучей знакомых среди знаковых фигур Китая того времени и с большим личным скепсисом к конфуцианству. То, что надо наставнику будущего революционера и вождя всей страны! Ян Чанцзи вскоре был переведен в Пекин. Следом за ним туда в 1918 году отправился и Мао Цзэдун, к тому времени окончивший педагогическое училище в Дуншане. По пути в Пекин они побывали на месте бывшей столицы Императора-кондотьера эпохи «Троецарствия» древнего Китая — Цао Пи. Цао Пи был одной из центральных фигур любимой книги Мао – романа «Троецарствие».
Для Мао посещение этого места имело большое символическое значение, весьма вдохновившего его на будущие свершения и подвиги! К тому времени до Китая дошли сведения о Большевистской революции в России.
В Пекине Мао Цзэдун устроился библиотекарем за скромную плату. Но его начальником был сам Ли Дачжао.
Ли Дачжао был первым китайским знатоком Маркса и Энгельса. Он активно интересовался и опытом российских большевиков. Это была одна из основополагающих встреч для Мао.
Но в 1919 году он покинул Пекин и стал руководителем общества «Хунаньский объединённый союз учащихся» в городе Чанша. Общество имело политический характер. Там же он издавал журнал «Сяньцзян пиньлунь» (Сеньзянское обозрение). К тому времени он стал серьезно увлекаться марксизмом и большевизмом. Именно из-за своих большевистских убеждений он разойдется со своей первой настоящей любовью Тао И. Тао И, девушка тоже левых убеждений, была с ними не согласна и поссорилась с будущим «Великим Кормчим».
В мае 1920 года Мао Цзэдун прибывает в Шанхай. В то время он активно борется за снятие деспотичного губернатора родной провинции Хунань Чжан Цзинъяо. Шанхай сильно отличался от остального Китая сильной европеизацией и большой общиной иностранцев. В их числе было много и русских белоэмигрантов. Именно в Шанхае обосновались большевистские эмиссары во главе с Григорием Наумовичем Войтинским, отправленным создать коммунистическое движение в Китае.
Источники:
Мао Цзэдун/Александр Панцов. — М.: Молодая Гвардия, 2007.
Мао Цзэдун — Шорт Ф./Пер. с англ. Ю.Г. Кирьяка — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. -608 с. — (Историческая библиотека).
Болдырев Федор 2020©