Предшественник Suzuki Jimny – Kurogane Type 95



Suzuki Jimny IV
Suzuki Jimny IV(Wikipedia.org)

Suzuki Jimny(подробнее о Jimny текущего IV поколения у меня тут) – для многих это предмет культа. Он уникален наличием всех признаков полноценного вседорожника при очень малых размерах, более подходящих для городского малолитражного key-car или мотовездехода. И в этом его прелесть, а для некоторых, наоборот, впрочем, недостаток по сравнению с более значительными по размерам собратьями по наличию рамы и неразрезных мостов. А ведь у него был идейный предшественник. В кадрах кинохроники Второй Мировой на Тихоокеанском ТВД, в архивных фото тех лет, порой, мелькают небольшие, кажущие смешными, японские армейские автомобили Kurogane Type 95.

К технике японских сухопутных войск периода Второй Мировой, часто, относятся свысока и на это есть свои основания. Одна толщина брони японских танков не более 27 мм на среднем танке Чи-Ха(подробнее о нем у меня тут), самом мощном из массовых танков Японии, говорит о многом… А многие танки имели ещё меньшую толщину броневых листов. Сухопутные войска Императора Хирохито не имели на вооружении таких шедевров боевой техники как истребитель Mitsubishi A6M Zero, или линкор «Ямато». Но тут другой случай. Kurogane — это был уникальный образец армейской автомобильной техники.

Потребность в нём возникла у Императорской Армии Японии в ходе операций на территории Китайской Республики в середине 30-гг. XX века. Это были почти исключительно операции вдали от побережья и крупных рек, на территории Маньчжурии, тогда бывшей без развитой дорожной сети и сильно пересеченной. Но и предстоящие театры военных действий в Китае, Юго-Восточной Азии, на территории Монголии и СССР, были не лучше в плане дорожной сети и удобства местности для обычной, изначально гражданской авто и мото- техники.

Для действий войсковой разведки и перемещений командного состава требовались механизированные средства с хорошей проходимостью. Мотоциклы, выпускаемые по лицензии США на модель Harley-Davidson JD74, оказались недостаточно эффективными для данных задач. Был объявлен конкурс на лёгкий автомобиль.

Его выиграл фирма Tokyu Kurogane Industries, уже бывшая одним из основных производителей армейских мотоциклов. Мотоциклетный опыт был использован по максимуму при разработке и производстве Kurogane Type 95 (был так же одноимённый армейский мотоцикл той же  фирмы). Это был единственный армейский автомобиль в Японии тех лет, разработанный самостоятельно в самой Японии. И первый в мире вседорожный легковой автомобиль упрощенной конструкции – то есть, соответствующий первоначальному значению термина «джип».

Kurogan Type 95 из арсеналов "Императорской Армии Японии"
Kurogan Type 95 из арсеналов «Императорской Армии Японии»(Wikipedia.org)

Путь Kurogan

Машина получилась на редкость удачной. Она стала одним из символов «Императорской Армии Японии» и получила популярность и у военнослужащих армий-победительниц Японии. Трофейные Куроганы использовались даже генералами союзных войск, в том числе, и на территории самой Японии, уже, после подписания «Акта о капитуляции от 2 сентября 1945 года». Но его производство, в итоге, было запрещено, в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Японией после подписания Акта о Капитуляции, запрещавшими производство Японией вооружений, военной техники и снаряжения. Впоследствии в ходе корейской войны 1950-1953 гг, производство джипов в Японии началось с лицензионных версий послевоенного американского Willys CJ-2A (подробнее о нем у меня тут), но опыт разработки и производства Курокана не пропал даром. Разработавшая Курокан Rikio Motorcycle вошла в 1959 году в состав Suzuki Corporation. Suzuki Jimny, вполне, по своей идей компактного вседорожника, имеет право вести свою родословную от Kurogane Type 95.

Сам же Kurogane использовался армиями и повстанческими формированиями в Китае и в Юго-Восточной Азии вплоть до конца 50-х годов прошлого столетия.

Трофейные Kurogan, захваченные бойцами РККА после боев на Халхин-Голе в 1939 году.
Трофейные Kurogan, захваченные бойцами РККА после боев на Халхин-Голе в 1939 году.(Wikipedia.org)

Техническое описание и характеристики

Производство начали уже в 1936 году. Это был рамный, трёхместный автомобиль, имевший небольшие размеры даже по меркам его более поздних аналогов производства СССР и США: длину в 3,55 м и ширину в 1,25 м. Что же, традиция производства key-cars началась в Японии задолго до «экономического чуда» 2-ой половины XX века.

Зато колёса были 18 дюймовые и позволили иметь дорожный просвет в 230мм. Для облегчения конструкции они часто выполнялись оспицованными.

Мотор объемом 1,3 литра, с двумя цилиндрами, имел очень удачное в условиях холодного климата Маньчжурии воздушное охлаждение. В те годы ещё не было нигде в мире производства охлаждающих жидкостей и в моторы водяного охлаждения заливали обычную воду. Да и климат остальных территорий СССР и Монголии, где Япония в те годы собиралась воевать, был тоже весьма прохладным. А своим будущим главным противником Императорская Армия Японии в те годы считала именно СССР. У императорского Флота Японии были, впрочем, другие, впрочем, приоритеты…

Уже во второй половине 30-х годов XX века мотор имел алюминиевую головку цилиндров – в СССР такие моторы стали выпускать только после Великой Отечественной Войны.

Автомобиль имел подключаемый полный привод с постоянным приводом на заднюю ось. Его оснастили механической коробкой передач с тремя передачами вперед и одной назад. В отличие от МКПП большинства современных автомобилей, она имела последовательное (селективное) переключение передач.

Технические характеристики:

Длина: 3, 55 м;

Ширина: 1,25 м;

Высота: 1,5 м;

Вес: 1,06 т.

Вместимость: 3 человека, включая шофёра;

Двигатель: полезный объём 1,399 м3, 4 тактный, 2 цилиндра, V-образный, алюминиевая головка цилиндров, воздушное охлаждение. Мощность 33 л.с.

Трансмиссия: жестко подключаемый полный привод, с постоянным приводом на заднею ось, одноступенчатая раздаточная коробка, 3-ступенчатая МККП, с селективной схемой переключения;

Тормозная система: на задние колёса, с механическим приводом;

Шасси: на передней оси – независимая подвеска, на рычагах, на задней — зависимая рессорная подвеска.

Максимальная скорость: 70 км/ч;

Расход топлива: 4л/100км.;

Федор Болдырев 2019 @

Первая публикация была в блоге «Техника и жизнь» в 1.09. 2019.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *