Автомобиль Маршалов Победы



ГАЗ-61-73
ГАЗ-61-73 (Wikipedia.org)

С нашей ВАЗ-2121 «Нива»(подробнее о ней у меня тут) началась эра комфортабельных вседорожников. Они выпускалась и раньше, и у нас (примеры таких отечественных автомобилей у меня тут и тут), и за рубежом, но до «Нивы» джипы не только в нашей стране, обычно, ассоциировались с машинам, подобными нашему УАЗ-469(подробней о нем у меня тут). Первый такой серийный комфортабельный легковой вседорожный автомобиль появился ещё раньше. Тоже в нашей стране. Это ГАЗ-61. Он остался малоизвестным по причине Великой Отечественной Войны. Хотя на нём ездили, с момента первых громких побед и вплоть до взятия Берлина и Порт-Артура, почти все те, кого мы теперь спустя много лет зовём: «Маршалы Победы!». Он же в качестве тягача противотанковых орудий останавливал под Москвой натиск «панцеров» Г.Гудериана.

Ещё в Первую Мировую войну стало ясно, что автомобили всем хороши, кроме проходимости. Там, где нет хороших дорог, снова вспоминали о лошадях, а то и о руках солдат и офицеров. В 20-е гг. начались активные разработки и испытания таких автомобилей. Главной проблемой было сделать ведущей управляемую ось. Проблему решили, созданием шарнира равных угловых скоростей (ШРУС). В 1923 году был изобретен ШРУС типа «Вейс», в 1925 году шарнир «Тракта», а также ряд других, не столь именитых в истории техники. Именно «Вейс», он же шариковый карданный шарнир с делительными канавками, позволил сделать полноприводными легковые автомобили. Он сочетал технологичность в производстве с хорошим КПД передачи крутящего момента на ведущие колеса. С него же начался передний привод на легковых автомобилях.

Но в СССР его история началась позже. До второй половины 30-гг. XX века, мы вели работы по исследованию полного привода(Например был создан ЯГ-12 — подробней о нем у меня тут). Но приоритет был в насыщении армии и экономики самыми стандартными автомобилями, на базе иностранных разработок. Но, к завершению, этого бурного десятилетия, мы насытили свою страну транспортом и встал вопрос о его качестве и необходимости повышения его специализации. Армия убедилась на опыте войны в Испании и конфликтов на Дальнем Востоке, что даже автомобили колесной формулы 6х4 недостаточно проворны вне дорог. По этой формуле производили грузовики. Создать легковую модель по аналогичной схеме, удлинив М1(«Эмка»), под индексом ГАЗ-21(не путать с знаменитой «Волгой»), не удалось. Но свою роль опытный ГАЗ-21, разработки В.А Грачева, сыграл. Полноприводный ГАЗ-61 4х4 колесной формулы не только родился из осмысления неудач ГАЗ-21, но и использовал решения от ГАЗ-21.

Разработка штабного автомобиля ГАЗ-61 началась в 1938 году. В основу положили конструкцию запущенного в том же году М11, модернизированного варианта М1 (после 1956 года её часто именуют ГАЗ-М1, и соответственно М11, тогда же стали именовать ГАЗ-М11). В армии ГАЗ-61 должен был сменить именно М1. В конструкцию М11 внесли ряд изменений. Принципиальным была установка нового ведущего переднего моста и раздаточной коробки. Виталий Андреевич Грачев, тогда еще мало кому известный, сделал автомобиль, который определил развитие наших легковых автомобилей повышенной проходимости на десятилетия вперед.

Конструктивные особенности ГАЗ-61, можно проследить даже на УАЗ-469, созданном гораздо позже.

Но в 1938 году об этом не думали. Нужно было догнать по своему развитию более сильных технически и экономически потенциальных агрессоров: «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»(И. Сталин). И новый автомобиль был разработан практически за год. ГАЗ-61 стал первым нашим серийным автомобилем с всеми ведущим осями. Он первым у нас, где применили ШРУС. Сначала на нём был использован ШРУС типа «Рцеппа» (Rzeppa), замененный на стадии испытаний на более технологичный «Бендикс-Вайс» (Bendix-Weiss). По сути, оригинальными элементами был передний мост, раздаточная коробка, задний карданный вал, покрышки внедорожного профиля «Граун-Грипп», передний кардан был модернизацией вала ЗИС-101(подробнее о нему у меня тут), тормоза от М11 дополнили уравнителем. Остальное было взято от М11, за вычетом коробки передач и сцепления от грузовика ГАЗ-ММ (аналогично опытному ГАЗ-21), кузов был фаэтон от М11-40, которая отличалась от М11 только кузовом и которую тогда готовили к серийному производству. В отличии от базовой модели, был увеличен клиренс, добавлено ещё два запасных колеса (на передних крыльях) и дополнительный топливный бак объёмом в 50л.

В 1939 году уже начались испытания опытных образцов. 19 декабря 1939 года ГАЗ-61 официально встал на вооружение Красной Армии. В 1940 году новый автомобиль был представлен на выставке достижений сельского хозяйства СССР и стал готовиться к серийному производству в том же году. Из-за организационных неурядиц постановка на конвейер заняла больше времени, чем рассчитывали. В 1941 году первые ГАЗ-61 ушли заказчикам. Это был Наркомат обороны СССР и чуть позже Наркомат Государственной Безопасности СССР. Что же, крестьяне должны подождать, коль скоро война. Как не раз уже бывало в истории Государства Российского.

Первыми новые автомобили получили прославленные герои Гражданской и предвоенного строительства уже не Красной Гвардии, но Рабоче-Крестьянской Красной Армии – Маршалы Климент Ворошилов, Семён Буденный, Григорий Кулик, Семён Тимошенко, Борис Шапошников. Потом стали получать уважаемые молодые генералы Г.К. Жуков, К.А. Мерецков, И.В. Тюленев, Д.Г. Павлов. Они уже были опалены пожарищами Мадрида и жаркой пылью Халкин-Гола. Вручили ГАЗ-61 и Наркому Государственной Безопасности В.Н. Меркулову. Что же, по словам почтенного Сунь-Цзы разведка и контрразведка: «это та опора, полагаясь на которую действует армия». В ходе производства решили отказаться от использования на этой машине кузова фаэтон. Автомобиль стали выпускать с кузовом седан от М11 и дали индекс ГАЗ-61-73. В нашем климате верное решение. От дополнительного топливного бака отказались и оставили одно запасное колесо. Кузов седан сделал ГАЗ-61 первым комфортабельным вседорожным легковым автомобилем в мире, запущенном в серийное производство. Впоследствии в данную модификацию переделали все выпущенные ГАЗ-61-40. Одновременно ГАЗ-61 заинтересовал армию как лёгкий артиллерийский тягач.

ГАЗ-61-416 (Техника и жизнь 2019©)
ГАЗ-61-416 (Техника и жизнь 2019©)

Такая модификации получила индекс ГАЗ-61-416.  Армия уже была основным заказчиком пикапа ГАЗ-415, выполненного на базе М1. В этот раз для армейского варианта применили кабину со съёмным брезентовым верхом и дверьми. В армию они шли сразу с буксируемым противотанковыми 57 мм. орудием ЗИС-2 разработки В.Г. Грабина. Первые серийные машины датированы 13 октября 1941 года. Производство продолжалось до ноября 1941 года и было прекращено в связи с переходом ГАЗ на массовое производство легких танков Т-60. Общее количество выпущенных ГАЗ-64-416 составило 36 единиц. Все пикапы ГАЗ-61-416 были брошены на защиту Москвы и мелькают в документальных кадрах Битвы за Москву. В 1943 начались поставки в СССР легендарного Dodge WC-51 (Додж Три Четверти). Он, будучи аналогом ГАЗ-61-416 по своим характеристикам, в нашей армии стал в первую очередь легким артиллерийским тягачом. Восполнив, прекращение выпуска ГАЗ-61-416.

Выпуск основой версии ГАЗ-61-73 продолжался всю войну, вместе с ГАЗ-61-40, общее число выпущенных машин составило 200 единиц. В 1945 году выпуск прекратили.

Опыт разработки и наработанные решения ГАЗ-61 не пропали. При разработке в 1941 году первого советского армейского «джипа» ГАЗ-64(подробнее о нем у меня тут), использовались многие решения, агрегаты и узлы ГАЗ-61. С ГАЗ-61 начинается история российских полноприводных армейских и гражданских автомобилей.

Технические характеристики для ГАЗ-61-73.

Годы выпуска: 1941-1945гг.

Число мест: 5;

Колесная формула: 4х4;

Полный вес: 2000кг.;

База: 2845 мм.;

Клиренс: 210мм.;

Максимальная скорость: 107 км/ч.;

Расход топлива: 15л/100км.;

Запас хода: 375км.;

Двигатель: М11, бензиновый, карбюраторный, четырехтактный, шестицилиндровый, нижнеклапанный;

Объём двигателя: 3,48 л.;

Степень сжатия: 6,5;

Мощность: 85л.с.

Объем бака: 60 литров

Коробка передач: механическая, четырехступенчатая, без синхронизации переключения передач;

Сцепление: однодисковое, сухого трения;

Привод: полный, с жестким подключением переднего моста;

Тормоза: механические;

Комфорт: регулировка переднего дивана вперед-назад, прикуриватель и пепельница, форточки в окнах, противосолнечные козырьки. Отопление салона отсутствует.

Использованные источники: http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-61.htm, hhttps://warspot.ru/6481-polnyy-privod-dlya-protivotankovoy-artillerii, https://all-auto.org/2896-gaz-aa.html, Основы конструкции современного автомобиля. А. Н. Солнцев, А. И. Попов, А. М. Иванов, В. В. Гаевский, В. И. Осипов, П. Н. Клюкин. -М.: За Рулем: 2012.

Федор Болдырев 2019 ©

Первая публикация была в блоге «Техника и жизнь».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *