Книга Льва Шугурова – «Автомобили России и СССР» — советское качество — без советской предвзятости



Лев Михайлович Шугуров
Лев Михайлович Шугуров

 

 

 

 

 

Техническая литература в СССР славилась своим качеством. В том числе славилась качеством и литература по истории техники. Но когда дело касалось истории советской и дореволюционной техники в дело вступали идеологические клише. В чем-то они были схожи всю историю СССР, в чем различались в зависимости от настроений «верхов» и конкретной исторической обстановки. Общее было восхвалить советские достижения, скрыв зачастую связь с дореволюционными достижениями науки и техники в Российской Империи, еще более скрывалось связь с современными достижениями капиталистических стран.

Конечно, полностью это не отрицали. Писали об участии американских промышленников и инженеров в постройке заводов и не только заводов в первые пятилетки в СССР. Что ВАЗ построили по лицензии ФИАТ тоже не было тайной, скорее наоборот. После Великой Отечественной Войны появилась тенденция, наоборот, преувеличивать достижение дореволюционных инженеров и ученых, чему пример с «полетом» самолета Можайского, который, похоже, все-таки не состоялся. Но связь с дореволюционными достижениями все равно принижалось на основании, что «царизм» все давил и только «под руководством партии большевиков» началось развитие. Цари действительно были не последовательны в развитии отечественных технологий, особенно гражданских, но этим они очень напоминали СССР после 1964 года. В этой связи книга Л.М. Шугурова –«Автомобили России и СССР» привлекает внимание. Этот двухтомник издан в 1994 году, когда воспоминание о СССР и его разнообразное наследие были еще в силе. Но уже можно не бояться окрика партийных цензоров. В итоге получилась книга по-советски дотошная, написанная с редким в те годы чувством патриотизма и собственного достоинства, но без идеологических клише. Хотя об использовании иностранных технологий после 1945 года в разработке, к примеру, грузовиков автор мог бы написать больше, но дело судя по манере изложения, просто в отсутствии на тот момент необходимых материалов. Когда они были у автора он об этом писал. Пишет он и о наших достижения, дореволюционных и советских. Пишет доказательно и интересно. Их мало, но они есть. Да, как заметил другой автор в другой книге, мы создавали автомобили в лучшем случае вровень с лучшими образцами, но не выше. Но большинство стран либо вообще не выпускают автомобили, либо выпускают только копии. И об этом книга Льва Михайловича Шугурова. Она тем более ценна, что после 1970 года мы стали отказываться от попыток создание собственной автомобильной школы создание автомобилей. В итоге, к нынешнему времени и, вправду, у нас нет полностью своих разработок. Это не принципиально на данный момент, но обидно. Не факт, что мы попытаемся снова создать свою школу автопроизводства, но, если мы попытаемся, осмысление нашей первой попытки ее создания, изложенное, в частности, в «Автомобилях России и СССР» Льва Шугурова будет очень полезно.

Болдырев Федор 2020©


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *