ВАЗ-2110 – запоздалый шаг к новым вершинам



ВАЗ-2110
ВАЗ-2110

 

 

История создания

В 1985 году с конвейера ВАЗ стали сходить первые серийные ВАЗ-2108. Еще с коротким крылом, без правого зеркала и заднего стеклоочистителя. Но это была машина уже иного поколения, чем предыдущие советские легковые машины. И, к чести разработчиков ВАЗ, она не была модернизацией иностранной разработки как ВАЗ-2105, 2106, 2107, а собственным творением при участии заграницы, что очень большая разница. Но сами конструкторы тольяттинского гиганта понимали, что это в СССР «зубило» — прорыв и сенсация. А по меркам мирового автостроения это была достаточно рядовая машина. Следовало сделать следующий шаг в создании новых автомобилей. Разработку новой модели начали в конце 70-х годов. Еще до начала сотрудничества с Porsche по доводке ВАЗ-2108. Поначалу замышлялась «новая классика». Ей дали индекс ВАЗ-2112 и замышляли в корпусе седан. В производстве она должна была сменить модели — наследники ВАЗ-2101. После отбора различных вариантов дизайна окончательный вариант облика будущей машины в 1983 году поручили создавать группе тогда еще малоизвестного Владимира Ярцева.

Один из эскизов ВАЗ-2110, созданный Владимиром Ярцевым
Один из эскизов ВАЗ-2110, созданный Владимиром Ярцевым

 

 

Но по мере развития нового проекта, бывшего по сути развитием старых моделей ВАЗ на основе ВАЗ-2101, стало ясно, что его запуск не так выгоден экономически, как запуск все серию еще одного переднеприводного семейства.

Дело в том, что «новая классика», потребовала в любом случае переоснащения производственных линий. Еще же одна переднеприводная модель позволяла использовать мощности и технологии, созданные под ВАЗ-2108 и машины на его базе.

Наработки по новому проекту начали в 1984 году. А в 1985 году проектирование началось в полную силу. Ведущим конструктором стал В. Козенков. Разработка дизайна поручили снова группе Владимира Ярцева. От заднеприводной «новой классики» отказались. Будущей новинке передали индекс ВАЗ-2110, вначале принадлежащий трехъобъемному варианту ВАЗ-2108 – будущей ВАЗ-21099.

Поначалу новое семейство замышлялось как развитие ВАЗ-2108, с максимальным использованием узлов и агрегатов ВАЗ-2108. Но в отличие от ВАЗ-2108 сразу замышлялись несколько вариантов кузова. Базовым был седан, ввиду большого спроса в СССР именно на седаны. Но также сразу были запланированы хэтчбек и универсал. Для ВАЗ-2108 поначалу планировался только два варианта хэтчбека – пяти и трехдверный, к которому добавили впоследствии седан и думали универсал, но последнее и вовсе не реализовали. Также отличием нового семейства было, что базовые варианты были пяти или четырехдверные. Лишь позднее стали разрабатывать и еще позже производить трехдверные с кузовом купе.

В ходе разработки стало ясно, что создание как нового дизайна, так и улучшение конструкции базового ВАЗ-2108 приводит к созданию нового автомобиля. Выполнить заданные цели, развивая идеи и решения ВАЗ-2108, оказалось невозможно. В 1987 году стал разрабатываться принципиальной иной проект с принципиально иным дизайном. Инициатором этого стал Владимир Ярцев. В проект машины изначально заложили хорошее аэродинамическое качество и проработку его воздушного сопротивления. Это было новшеством в советском автопроме, в том числе для ВАЗ. Это позволило избежать дефектов аэродинамики, свойственных той же ВАЗ-2108. К тому времени стала ясно необходимость в собственных специализированных автомобильных аэродинамических труб. Опыт продувок ВАЗ-2108 показал, что авиационные аэродинамические аэротрубы не позволяют просчитать все нужные параметры для автомобилей.

ВАЗ-2110 - Женева (2005)
ВАЗ-2110 — Женева (2005)

 

 

 

Целью доводки ВАЗ-2110 по аэродинамики было довести его аэродинамическое качество до значения 0,3. Это удалось выполнить. Некоторые дизайнерские решения для ВАЗ-2110, не нашедшие применения на серийных машинах, были впоследствии применены на иностранных автомобилях. Модели автомобиля стали впервые изготавливаться на станках с ЧПУ. Впервые в СССР и одни из первых в мире применили проектирование автомобиля с использованием САПР. Даже в авиации и у нас, и за рубежом САПР практически не использовали в то время. А в мировой автомобильной промышленности такой практики не было вообще. Причем программное обеспечения для ЭВМ японского производства мы разработали свое, отечественное.

ВАЗ-2110 – запоздалый шаг к новым вершинам 30 июня 2020 7,9 тыс. прочитали Серия: легковые автомобили ВАЗ-2110 История создания В 1985 году с конвейера ВАЗ стали сходить первые серийные ВАЗ-2108. Еще с коротким крылом, без правого зеркала и заднего стеклоочистителя. Но это была машина уже иного поколения, чем предыдущие советские легковые машины. И, к чести разработчиков ВАЗ, она не была модернизацией иностранной разработки как ВАЗ-2105, 2106, 2107, а собственным творением при участии заграницы, что очень большая разница. Но сами конструкторы тольяттинского гиганта понимали, что это в СССР «зубило» - прорыв и сенсация. А по меркам мирового автостроения это была достаточно рядовая машина. Следовало сделать следующий шаг в создании новых автомобилей. Разработку новой модели начали в конце 70-х годов. Еще до начала сотрудничества с Porsche по доводке ВАЗ-2108. Поначалу замышлялась «новая классика». Ей дали индекс ВАЗ-2112 и замышляли в корпусе седан. В производстве она должна была сменить модели - наследники ВАЗ-2101. После отбора различных вариантов дизайна окончательный вариант облика будущей машины в 1983 году поручили создавать группе тогда еще малоизвестного Владимира Ярцева. Один из эскизов ВАЗ-2110, созданный Владимиром Ярцевым Но по мере развития нового проекта, бывшего по сути развитием старых моделей ВАЗ на основе ВАЗ-2101, стало ясно, что его запуск не так выгоден экономически, как запуск все серию еще одного переднеприводного семейства. Дело в том, что «новая классика», потребовала в любом случае переоснащения производственных линий. Еще же одна переднеприводная модель позволяла использовать мощности и технологии, созданные под ВАЗ-2108 и машины на его базе. Наработки по новому проекту начали в 1984 году. А в 1985 году проектирование началось в полную силу. Ведущим конструктором стал В. Козенков. Разработка дизайна поручили снова группе Владимира Ярцева. От заднеприводной «новой классики» отказались. Будущей новинке передали индекс ВАЗ-2110, вначале принадлежащий трехъобъемному варианту ВАЗ-2108 – будущей ВАЗ-21099. Поначалу новое семейство замышлялось как развитие ВАЗ-2108, с максимальным использованием узлов и агрегатов ВАЗ-2108. Но в отличие от ВАЗ-2108 сразу замышлялись несколько вариантов кузова. Базовым был седан, ввиду большого спроса в СССР именно на седаны. Но также сразу были запланированы хэтчбек и универсал. Для ВАЗ-2108 поначалу планировался только два варианта хэтчбека – пяти и трехдверный, к которому добавили впоследствии седан и думали универсал, но последнее и вовсе не реализовали. Также отличием нового семейства было, что базовые варианты были пяти или четырехдверные. Лишь позднее стали разрабатывать и еще позже производить трехдверные с кузовом купе. В ходе разработки стало ясно, что создание как нового дизайна, так и улучшение конструкции базового ВАЗ-2108 приводит к созданию нового автомобиля. Выполнить заданные цели, развивая идеи и решения ВАЗ-2108, оказалось невозможно. В 1987 году стал разрабатываться принципиальной иной проект с принципиально иным дизайном. Инициатором этого стал Владимир Ярцев. В проект машины изначально заложили хорошее аэродинамическое качество и проработку его воздушного сопротивления. Это было новшеством в советском автопроме, в том числе для ВАЗ. Это позволило избежать дефектов аэродинамики, свойственных той же ВАЗ-2018. К тому времени стала ясно необходимость в собственных специализированных автомобильных аэродинамических труб. Опыт продувок ВАЗ-2108 показал, что авиационные аэродинамические аэротрубы не позволяют просчитать все нужные параметры для автомобилей. ВАЗ-2110 - Женева (2005) Целью доводки ВАЗ-2110 по аэродинамики было довести его аэродинамическое качество до значения 0,3. Это удалось выполнить. Некоторые дизайнерские решения для ВАЗ-2110, не нашедшие применения на серийных машинах, были впоследствии применены на иностранных автомобилях. Модели автомобиля стали впервые изготавливаться на станках с ЧПУ. Впервые в СССР и одни из первых в мире применили проектирование автомобиля с использованием САПР. Даже в авиации и у нас, и за рубежом САПР практически не использовали в то время. А в мировой автомобильной промышленности такой практики не было вообще. Причем программное обеспечения для ЭВМ японского производства мы разработали свое, отечественное. Макет ВАЗ-2110 на Porsche.
Макет ВАЗ-2110 на Porsche

 

 

 

 

 

В процесс разработки решили вновь обратиться к помощи иностранных фирм. Снова партнером стала фирма Porsche. В рамках проекта «Гамма-2» она помогла с доводкой аэродинамики и двигателя 2112. В том числе немцы продували будущий ВАЗ-2110 в своей аэротрубе в ФРГ. Во время разработки ВАЗ-2110 собственную автомобильную аэротрубу, уже в 1995 году, построили и в РФ. В проект машины заложили оснащение машины АБС и впрыском топлива. Помогали с разработкой этих систем и их производством западные фирмы. Конкретно фирма Bosch – давний партнер Porsch. Если с АБС на ВАЗ решили подождать, то ввиду ужесточения экологических норм на рынках экспорта продукции ВАЗ, систему впрыска разрабатывали весьма активно. В какой-то период партнером по ее разработке стала фирма Сhevrolet. В итоге же вернулись к сотрудничеству с Bosch. В целом конструкция ВАЗ-2110 получилась более самобытной, чем конструкция ВАЗ-2108. Сроки запуска ВАЗ-2110 из-за экономических неурядиц, бывших следствием распада СССР, были сорваны. Вместо 1990 года ее поставили на производство в 1995 году. К тому времени, ее конструкция была уже не столько современна как в 1990 году. Плохо сказалось на ее репутации и падения качества сборки российских автомобилей в 90-е годы.

Конструкция

Двигатели были нескольких типов. Первые серийные ВАЗ-2110 выпустили с карбюраторными двигателями для ускорения ее запуска в серию. Это были иные моторы чем те, что были применены на ВАЗ-2108 и ее «родне». Базовый мотор имел индекс 2110 – он был создан на базе двигателя ВАЗ-2108, аналогичного объема, он также имел карбюраторное смесеобразование.

ВАЗ-2110 в Турции.
ВАЗ-2110 в Турции.

 

 

На его базе разработали унифицированный с 2110 мотор 2111 с распределенным впрыском с электронным управлением. От них значительно отличался 16-клапанный двигатель 2112 и объемом 1,5 литра, также с распределенным впрыском, созданный при участии Porsche. Ввиду более мощного двигателя, внесли изменения в конструкцию трансмиссии, в том числе в конструкцию коробки передач и новое сцепления. Заодно поставили защиту на включение задней передачи. Усилили ШРУС и переработали подвеску от ВАЗ-2108. Ввиду необходимости предусмотреть гидроусилитель руля создали новое рулевое управление. Возросшая динамика потребовала внедрения вентилируемых тормозных дисков на передней оси. Также на версии с моторами 2112 применили ради усиления тормозных качеств колеса и тормоза 14 дюймов, вместо унаследованных от ВАЗ-2108 13 дюймовых колес. Предусмотрели установку кондиционера и климат-контроля. Также был предусмотрен нейтрализатор выхлопных газов. Впервые в истории ВАЗ на автомобиле появился бортовой компьютер. Узлы от ВАЗ-2108 были настолько переработаны, что говорить о ВАЗ-2110 как о модернизации «зубила» нельзя. Хотя в начале разработчикам давали задачу унифицировать модель с ВАЗ-2108, но это оказалось невозможным.

ВАЗ-21120
ВАЗ-21120

 

 

Производство продолжалось до 2007 на ВАЗ и до 2014 году украинской автокорпорацией Богдан в Черкассах.

Эта модель послужила основой для полноприводного ВАЗ 2111-90 Tarzan 2 с шасси и трансмиссией от «Нивы».

ВАЗ 2111-90 Tarzan
ВАЗ 2111-90 Tarzan

 

 

 

Кроме базовой модели ВАЗ-2110 с кузовом седан, выпускали варианты в других кузовах. С 1997 по 2007 года на ВАЗ выпускали универсал ВАЗ-21110. Его также выпускали на Богдане до 2014 года.

С 1998 по 2008 года на ВАЗ выпускался ВАЗ-21120 с кузовом хетчбэк.

Все три варианта имели модификации с различным вариантами двигателей и комплектациями.

Трехдверная модификация с кузовом «купе» ВАЗ-21123 выпускали на ВАЗ малой серией с 2002 по 2009 год.

Также имелись модификация пикап Богдан 2312 и фургон Богдан-2310 производства корпорации «Богдан».

Автомобиль послужил прототипом для создания ВАЗ- 2170 «Приора», которую выпускали еще сравнительно недавно.

ВАЗ-2110
ВАЗ-2110

 

 

 

Технические характеристики базовой модели в кузове «седан» ВАЗ-2110 с двигателем 2111i (инжекторный)

 

 

 

Источники:

Высокой мысли пламень. Тольятти 2008.

ВАЗ-2110i, — ВАЗ-2111i, — 2112i. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2008. -192 с.: ил., эл. Схемы.

https://www.kolesa.ru/article/slozhnye-rody-antilopy-istorija-sozdanija-vaz2110-2015-12-20

Федор Болдырев 2020©

Первая публикация данной статьи была в блоге «Техника и жизнь» в 2020 году.


ВАЗ-2110 – запоздалый шаг к новым вершинам: 2 комментария

    1. Спасибо, да она спасла ВАЗ. Заводы, что не запустили на массовый конвейер в 90гг. новые легковые модели прекратили производства легковушек.

Добавить комментарий для Федор Болдырев Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *