Серия: История арабских стран и Израиля
Письменная история Марокко начинается с конца 2 т. до н.э. Тогда на ее побережье поселились финикийские поселенцы. Они были купцами, ремесленниками, земледельцами. В 6 веке до н.э. пунические мореплаватели прошли вокруг Марокко, когда обогнули всю Африку по заказу египетского фараона Нехо. Колонизация финикийцами (пунами) средиземноморья началась ещё до эллинской колонизации. В ходе развития финикийских колоний на побережье Африки самая величественная из них – Карфаген, стала независима и создала собственную державу в 6 веке до н.э. Она объединила все пунические поселения Северной Африки, в том числе на побережье Марокко.
Еще до появления на территории будущего Марокко финикийцев там негроидные племена. Для Геродота они были ливийцами. Римляне,же, их называли маврами. Это древние племена во 4 веке до н.э создали свою державу – Мавританию.
Она быстро стала верным союзником Рима. Независимость от него сохранялась до 40 г. н.э. когда Мавритания стала двумя провинциями Рима. Тингитанская Мавритания и Цезарейская Мавритания.
При Риме начался процесс опустынивания некогда житницы всего западного Средиземноморья. На территориях нынешних Марокко, Алжира и Туниса, римляне пасли табуны боевых коней, вытоптавших плодородные земли с тонкими слоем плодородной почвы, и пустыня пошла на север. Несмотря на стычки Рима с непокорной частью берберов и живших южнее предками туарегов, Рим оставался владыкой Африки почти до самого конца. К тому времени мавританское население активно ассимилировалось римским и берберским. Лишь в 429 году в Африку, включая и север Марокко вторглись из Испании Вандалы и Аланы.
К 439 году ими были захвачены северные территории современных Марокко, Алжира, Туниса. Северная Африка при Вандалах экономически и культурно процветала.
Но довольны ими были лишь берберы. Оседлое, культурное население городов и прилегающей сельской округи было, уже давно, сильно романизовано и мечтало уйти из-под власти «Варваров». В 534 году византийский полководец Велизарий исполнил их мечту.
На экономику Северной Африки это подействовало не лучшим образом, но дело было сделано. Лишь в 7 веке Византию сменил Халифат. Арабы почти не встретили сопротивления. Оно было лишь с стороны берберов, но не византийцев. Византийцы был слишком заняты спасением Малой Азии и своих Европейских владений.
Но, вскоре, берберы массово принимают ислам и становятся костяком арабских армий, вторгшихся в вестготскую Испанию. До этого они исповедовали традиционные языческие верования, разные толки христианства и иудаизм. В 8 веке нашей эры следуя еще византийской традиции укрывательства религиозных ересей в Африке на территории Марокко стали утверждаться гонимые толки ислама. Один из них — хариджиты, создал в 772 году первое независимое исламское государство на территории Марокко – государство Мидраридов.
Те времена, были временем распространения этнических арабов, арабской культуры и ислама. Арабы очень улучшили местное сельское хозяйство, распространив культуры и приемы земледелия, хорошо приспособленные к здешнему сухому, склонному к опустыниванию климату и рельефу.
В 879 году на землях будущего Марокко возникло первое крупное и развитое независимое от Халифа в Багдаде государство – государство Идрисидов. При них в их столице Фесе было основан один из наиболее уважаемых в исламском мире университетов. Феские ученые богословы славятся и сейчас. Идрисиды, тоже, были еретиками-только шиитами. В 10 веке их государство пало, но возникли новые. Территория Марокко, вскоре, стало полем соперничеством между Кордовским Халифатом, из Испании, и Фатимидским из Египта. Причем Кордовский Халифат был суннитский, а Фатимидский принадлежал к ереси исмаилитов. В итоге победила местная династия Альморавидов, кочевники-туареги, по сути. Создана она была под знаменем воинственного маликитского ислама суннитского толка. Альморавиды, по мимо, прочего, представляли собой военно-религиозный орден.
Но культура оставалась у них арабской. В 1085 году они пришли и в Испанию по просьбе местных мусульман, которых теснили христиане с севера. Но их могущество было не вечно. В 1147 году оседлые берберы под знаменами династии Альмохадов, так же имевших вид религиозного ордена, разгромили Альморавидов и казнили всех Альморавидов, что им попались. Альмохады почитали учение о строгом единобожии, созданное Мухаммадом ибн Тумартом. К тому времени, Альмохады, так же были приглашены и в Испанию, спасать местных арабов от железного натиска Реконкисты. И не без успеха на первых порах. При них на территории Марокко и соседних территориях Северной Африки были расселены новые популяции арабских племен, что ускорило процесса арабизации и исламизации коренного населения Северной Африки. Хотя отдельные анклавы христианства и иудаизма среди берберов сохранились практически до современного времени. Как и ряда мусульманских сект.
Но где есть начало, там есть и конец. И конец пришел и Альмохадам. Даже отказ от еретического, по мнению исламского большинства, учения Мухамеда ибн Тумарта не спас их династию и их власть. В 1269 году их государство было окончательно уничтожено Маринидами. Мариниды, как, и их, приемники из их боковой собственной ветви Ваттасиды, не сумели сделать страну снова великой, как при Альморавидах и Альмохадах. В 16 веке Ваттасидов сменили Саадиты. При Саадитах Марокко стало могущественном государством, способном дать отпор и европейцам в лице испанцев и португальцев. В те годы, они активно пытались закрепиться в Северной Африке, включая территорию Марокко. Саадиты, чьи правители носили титул Шерифов, нанесли несколько тяжелых поражений испанцам и португальцам, вытеснив их с территории Марокко, и сумели завоевать соседние территории в современной Алжире, и к югу, вплоть до современной Гвинеи. Это было могущественное, богатое и культурное государство. Внутренние смуты привели к свержению династии Саадитов.
В 17 веке в Фесе утвердилась новая династия Шерифов – Алиды. Алиды на троне Марокко и по сей день. Они, как и Саадиты, считаются потомками дочери Пророка Фатимы и Али, его зятя. Первые века правления Алидов, охарактеризованы смутами, неурядицами и расцветом пиратства. Пиратству способствовало приток беженцев мусульман из захваченной христианами Испании. Именно, они, так называемые «мавры», составили костяк пиратов в прибрежных областях Марокко и соседних североафриканских территорий бассейна Средиземного моря. Но к началу 19 века пиратство стало приходить в упадок под военным давлением держав Западного Мира, включая и далекие США. Султан Мулай Абд ар-Рахман попробовал поддержать в Алжире Абд аль-Кадира, но неудачно. Франко-марокканская война 1844 года положила начало периоду постоянных уступок Марокко европейским державам и примкнувшим к ним США. В тот период кроме различных уступок в экономической и внутренней политики, были и территориальные уступки Западу. Анклавы Сеута и Мелилься остались испанским и по сей день. Требования Марокко их отдать остаются без внимания. В 1912 году был подписан Феский договор, юридически оформивший протекторат Франции надо Марокко.
Данный период длился до окончания первой мировой войны. После нее давления запада на их колонии ослабло. Начался обратный процесс- подъема освободительных движений в колониях Запада. В Марокко это ознаменовалось не только рядом восстаний в самом государстве, но войной Испании и Франции с республикой Риф на севере современного Марокко.
Республика Риф, основанная воинственными и храбрыми племенами Рифских гор, под руководством Абд Эль-Керима, просуществовала с 1921 по 1926 годы. Её удалось разгромить только с помощью боевых отравляющих веществ, танков и авиации. Ни первого, ни второго, ни третьего, понятно, не было у племен Рифа. Хотя им поддержку оказали Германия и Советская Россия. Но существенную помощь они оказать не могли по причинам, как географическим, так и политико-экономическим. Им самим нужно было подниматься после Первой Мировой и Гражданской войн. Военного флота, мощь, которого обеспечила бы возможность присутствия близ Марокко, не было ни у Германии, ни у Красной России. Без него помощь, наподобие помощи враждующем сторонам в Испании в 1936-1939 года была невозможна. Именно в этой войне взошла звезда генерала Франсиско Франко и его марокканских частей. Подобно французам испанцы активно использовали подразделения из туземных наёмников, Франко, тогда еще рядовой офицер, командовал частями из наёмников марокканцев. Новый этап начался после Второй Мировой Войны. В 1956 году Франция признала независимость Марокко. Вскоре после этого появилась проблема Западной Сахары в 1976 году.
После ухода из него Испании, Марокко сочла эту территорию своей, но с этим не согласилось местное население. Оно создало «Фронт ПОЛИСАРИО», ведший долгое время при поддержке Алжира вооружённую борьбу за независимость Западной Сахары, как она стала называться, от Марокко. Ныне большую часть бывшего Испанского Марокко, ныне Западная Сахара, занимают Марокканцы, но часть территории все-таки, контролирует Фронт ПОЛИСАРИО.
Но большая часть его сторонников обитает на территории Алжира, там же находится его органы власти и управления, как и его вооруженные формирования. Марокко сумело избежать волнений Арабской Весны, и является одним из островов стабильности в Арабском мире ныне.
Хронологическая таблица
Конец 2 т. д.э.- первые поселения финикийцев (пунов) на территории Марокко. Начало письменного периода истории Марокко.
VI век до н.э. -Приход Карфагена на территорию Марокко. Его владычество на севере Марокко.
IV век до н.э. Появление Мавританского царства. Оно под влиянием Карфагена.
III век до н.э. Попадание Мавритании в зону влияния Рима.
40 г. н.э ликвидация Мавританского царство Римом. Аннексия его территории.
429 г. Приход Вандалов. Оккупация римских владений в северо-западной Африки ими и Аланами.
534 год-гибель Вандалов. Приход Византии.
VII век приход Арабов. Начало распространения ислама.
879 год- Идрисиды
1053 год-начало завоевания Марокко и всего Магриба Альморавидами
1147 год захват власти Альмохадами
1269 год – свержение Альмохадов Маринидами
1666 год основание династии Алидов Мулаем Рашидом ибн Шерифом
1844 неудачная для Марокко Франко-марокканская война. Начало колонизации Марокко европейскими державами.
1912 год- Феский договор- зенит европейского влияния в Марокко.
1921 год начало Рифской войн.
1926 год-завершение Рифской войны.
1956 год независимость Марокко от Франции. Передача Испанского Марокко за вычетом Сеуты и Мелильи Королевству Марокко.
1976 год – начало кризиса в Западной Сахаре
Источники:
http://moroccoclub.ru/marocco/istoriya,
https://warspot.ru/12008-vedma-iz-magriba-protiv-voinov-islama,
https://warspot.ru/13267-opleuha-korolyu-alfonsu,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D1%8B,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%8B,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%8B,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D1%85%D0%B0%D0%B4%D1%8B,
Первая публикация этой статьи была тут.
Королевство Марокко с 15 июня 2005 года в одностороннем порядке перешло на безвизовый режим для граждан РФ, прибывающих в страну. Мухаммед VI посетил Россию с рабочим визитом 15—16 марта 2016 года. В ходе визита он встретился с президентом России Владимиром Путиным и председателем правительства Дмитрием Медведевым. Также был подписан ряд российско-марокканских документов о сотрудничестве в области развития инвестиций, противодействия терроризму, защиты секретной информации, транспорта, экологии, туризма, в гуманитарной сфере
Главный минус страны состоит в том, что в Марокко само общество очень давит на людей. Девушкам нельзя в принципе всё. Европейкам делают скидку на их поведение, но местные всё равно по умолчанию будут считать их за девушек лёгкого поведения. В лицо тебе этого никто не скажет, но подумает — точно. В довесок к запретам в Марокко очень много суеверий. Например, нельзя мыть посуду в горячей воде, потому что вы рассердите джиннов, живущих в раковине. Марокко — сравнительно небольшая страна, но говорить о ней как о едином целом — очень сложно. Города Марокко совсем разные, а ещё есть горы, леса и пустыня. Я расскажу о своём опыте жизни в трёх местах.