МиГ-31 создали для боев в воздухе, но он научился воевать и в космосе.
Его создавали перехватывать стратегические бомбардировщики и крылатые ракеты США и научили перехватывать спутники.
Его история восходит к середине 60-гг XX века, когда стало известно о разведчике SR-71 – единственному самолету США, который не удалось сбить ПВО Вьетнама. Было решено проектировать новый советский перехватчик на замену МиГ-25 и Ту-128. В основе, как это принято в ОКБ Микояна, были проверенные решения предшественника – МиГ-25. Но двигатель и электронная начинка была другая, увеличено число членов экипажа до двух. Фюзеляж, схожий с фюзеляжем МиГ-25, стал несущим, создавая порой до 25 % подъёмной силы. Шасси приспособили к базированию на грунтовых и ледовых аэродромах. На электронную начинку оказала влияние новая задача, поставленная перед МиГ-31 в начале 70 годов, – перехват крылатых ракет США. МиГ-31 стал первым самолётом в мире оснащенным РЛС с фазированной решеткой. РЛС «Заслон» видела на 300 километров и позволяла до 10 целей сопровождать и одновременно обстреливать до 4 из них. Бортовое оборудование позволяет автоматизированно обмениваться данным с самолётами ДРЛО А-50 и наводить на цели наземные средства ПВО, а также другие самолеты ПВО. На вооружение стояла уникальная 23 мм пушка ГШ-6-23М скорострельностью до 6т. выстрелов в минуту и до 7 ракет большой, средней и малой дальности.
Первые серийные МиГ-31 появились в 1979 году. На вооружение приняли в 1981 году.
В 1987 году начали испытания МиГ-31Д, модификации, оснащенной противоспутниковым ракетным комплексом «Контакт». В серию данная модификация не пошла из-за распада СССР. Сейчас их снова оснащают противоспутниковым оружием.
Ныне состоит на вооружении ВКС России и Сил Воздушной Обороны Казахстана. Активно модернизируется. О его модернизации в вариант истребителя МиГ-31БМ рассказано мной тут, а о модернизации в носитель гиперзвукового оружия МиГ-31К — тут.
Принимал участие в конфликтах в Чечне и Сирии, патрулируя воздушное пространство над театрами военных действий. Его модернизированный ударный вариант МиГ-31К первый раз был применен в ходе конфликта в Сирии.
Тактико-технические характеристики МиГ-31
Размах крыла, м. 13.46;
Длина самолета, м 22.69;
Высота самолета, м 5.15;
Площадь крыла, м2 61.60;
Масса, кг:
пустого самолета 21820;
нормальная взлетная 41000;
максимальная взлетная 46200;
Тип двигателя 2 ТРДДФ Д-30Ф-6;
Максимальная тяга, кН
бесфорсажная 2 х 91.00;
форсажная 2 х 152.00;
Максимальная скорость, км/ч:
на высоте 17500 м 3000 (М=2.82);
на малой высоте 1500;
Боевой радиус действия, км
при полете на сверхзвуковой скорости 720;
при полете на дозвуковой скорости 1200;
Практический потолок, м 20600;
Экипаж, чел 2;
Вооружение: одна 23-мм пушка ГШ-6-23М (260 выстрелов);
боевая нагрузка — 3000 кг;
4 УР большой дальности Р-33;
2 УР средней дальности Р-40Т и
4 УР малой дальности Р-60, Р-60М;
Источники: http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31.html
http://www.testpilot.ru/russia/mikoyan/mig/31/d/mig31d.htm,
Первая публикация этой статьи была в 2019 году в блоге: «Техника и жизнь.