Персонализация власти в России

«Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Veche_of_Novgorod.jpg
«Новгородское Вече» (А. П. Рябушкин, конец XIX века). Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/Veche_of_Novgorod.jpg

В России вместо институтов власти персоны власти. Это удивляет людей привыкших к институционной власти на Западе, на Дальнем Востоке, в какой-то мере, даже, на Ближнем Востоке.

Многим это не нравится, но это есть и вряд ли изменится в ближайшее время. Это особенность будто вырастает из нашей российской почвы.

Интереснее другое – откуда это пошло.

Профессор Владимир Егоров говорит о том, что в 11-13 веках в период «народной демократии» на Руси общины делегировали власть личностям из рода Рюриковичей[1].

Вот тут и следует видеть начало этой особенности нашей власти.

 Президент России Владимир Путин. Источник: http://kremlin.ru/structure/president/presidents
Президент России Владимир Путин. Источник: http://kremlin.ru/structure/president/presidents

Главным при выборе князя на княжение были его личные качества. Многое тут шло из мышления общин, очень персонифицированного. А мы оставались общинной страной еще и в период НЭП, и даже сейчас в нашем мышлении много осталось из общинной эпохи. Смена эпох не означает автоматическое отмирание всех особенностей ментальности. Поэтому вряд ли у нас, что то принципиально измениться в ближайшее время.

Царивич Дмитрий кисти М.Нестерова. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дмитрий_Углицкий#/media/Файл:1899._Tzarevich_Dmitry_by_M._Nesterov.jpg

Царивич Дмитрий кисти М.Нестерова. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дмитрий_Углицкий#/media/Файл:1899._Tzarevich_Dmitry_by_M._Nesterov.jpg

Персонифицированное отношение к власти в России ярко проявилось во время Смуты. Проявилось со стороны именно городских и сельских общин. Элита демонстрировала скорее «всемирное» отношение к фигурам и институтам власти. Это проявилось в невиданном ни до, ни после нигде в мире явлении «самозванства». Его поддерживали, в первую очередь, именно общины простолюдинов. И речь шла о фигуре конкретного человека – погибшего в Угличе в 1591 году Царевича Дмитрия.

Лжедмитрий I. источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Dymitr_Samozwaniec_Otrepiew.JPG
Лжедмитрий I. источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Dymitr_Samozwaniec_Otrepiew.JPG

О династии — то есть «институте» же поднимали речь элиты. Общины же были за личность или за её символ «Лжедмитрия». В конце смуты общины были за Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина. А аристократия выбирала династию – Шуйских или Романовых, или Рюриковичей, или Шведскую, или Польскую…

Минин и Пожарский
Минин и Пожарский (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Minin_i_Pozharskiy.jpg)

Иллюстрации: на условиях «Creative Commons», с указанием источников

Болдырев Федор 2019©

[1] https://www.youtube.com/watch?v=qUR65ePPYEo

Спасибо всем, кто прочел статью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *