К 1960 году отношения между КНР и СССР окончательно испортились. КНР не только поссорилась с СССР, но и хотела доказать, что она не хуже СССР ни в чем! Было решено по образцу Советского Союза развить собственное производство не только легких и средних, но и тяжелых танков. Именно тяжёлые танки долгое время были гордостью Советской страны, особенно в уважаемое КНР сталинское время. К тому времени в армии красного Китая были тяжелые танки ИС-2 и ИС-3. В СССР уже полным ходом шло производство более совершенного тяжелого Т-10. В 1960 году КНР начала проектировать тяжелый танк WZ-111. Легкий (Type 62) и средний (Type 59) у них уже имелись. Имелся и плавающий танк Type 60. Осталось для полного комплекта создать свой ответ на Т-10. В основу положили решения ИС-2 и ИС-3 с использованием данных о Т-10. Внешность была гибридом ИС-3 и Т-10. Технически же танк был ближе к ИС-2 и ИС-3 с некоторыми новыми добавлениями, так и не доведенными «до ума».
Танк спроектировали с экипажем из четырех человек, по классической компоновке. Носовую часть корпуса сделали типа «щучий нос» аналогично ИС-3. В основе ходовой части была доработанная ходовая часть ИС-2 и ИС-3. Силовая установка — копия силовой установки танка ИС-3. Трансмиссия копия трансмиссии ИС-2. Башня напоминала башню Т-10. Пушка, доработанный вариант 122 мм орудия на ИС-2 и ИС-3 (добавили эжектор, для уменьшения загазованности башни), вспомогательное вооружение – два пулемета КПВТ 14,5мм, один спаренный с орудием, другой зенитный. Был так же вариант с оснащением 130 мм пушкой на базе орудия М-46. Танки с пушкой такого калибра разрабатывались и в СССР в конце 40-гг. Проектом было предусмотрены приборы ночного видения, дальномер и элеватор для облегчения зарядки орудия (предшественник автоматов заряжания). Но «гладко лишь на бумаге, да забыли про овраги».
Первый опытный образец собрали быстро, уже, в 1960 году. Но с производством башни для него возникли сложности. Выбранные размеры башни – были меньше, чем на ИС-2 и ИС-3, и не давали достаточно удобно расположить в башне узлы и агрегаты, и экипаж. В ожидание решения этой проблемы первый образец сделали с имитирующей массо-весовые параметры башни рубкой. На испытаниях выяснились еще две серьезные проблемы. Первая – китайцам не удалось обеспечить технологичность изготовления корпуса на советском уровне, и он испытывал проблемы с прочностью. Попытки укрепить корпус ребрами жесткости не давали желаемого результата. Второе – шасси было слабовато для выбранной массы. Единственным отличием от шасси ИС-2 и ИС-3 было увеличение числа опорных катков до семи, но это было недостаточно ввиду недостаточной технологичности производства комплектующих к WZ-111. Масса боевой машины была те же самые 49 тонн как у ИС-3.
Были сложности с дальномером и приборами ночного виденья. Для тех лет были, уже, недостаточны динамические характеристика танка и его удельная мощность. Меж тем век тяжелых танков отходил к концу, в том числе, и в СССР. Их и средние танки сменяли основные боевые танки. Следивший за новейшими тенденциями в военных технологиях Китай, так же, решил отказаться от тяжелых танков. В 1964 году разработка танка была остановлена. Единственный экземпляр танка WZ-111 находится в музее бронетехнике в Пекине. Больше разработок тяжелых танков в Китае не производилось.
Неплохие, в общем то, задумки китайских конструкторов споткнулись о невысокий технологический уровень их промышленности.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА WZ-111
Компоновочная схема ……………………………………………………………………………….. классическая
Боевая масса, т ………………………………………………………………………………………… 49
Экипаж, чел. …………………………………………………………………………………………….. 4
Основные размеры, мм
— длина с пушкой вперед ……………………………………………………………………………. 10625
— ширина …………………………………………………………………………………………………. 3300
— высота по крыше башни …………………………………………………………………………… 2497
— клиренс ………………………………………………………………………………………………… 435
Бронирование, мм
— лоб корпуса (верх) ………………………………………………………………………………….. 60
— лоб корпуса (середина) …………………………………………………………………………… 120
— лоб корпуса (низ) ……………………………………………………………………………………. 130
— борт корпуса ………………………………………………………………………………………….. 90
— корма корпуса (верх) ………………………………………………………………………………. 60
— корма корпуса (низ) ………………………………………………………………………………… 60
— лоб башни ……………………………………………………………………………………………… 200
— маска орудия …………………………………………………………………………………………. 250
— борт башни ……………………………………………………………………………………………. 100…140
— корма башни ………………………………………………………………………………………….. 80
— крыша башни …………………………………………………………………………………………. 25
Вооружение (боезапас, выстр.)
— 122-мм нарезная пушка «Y174» …………………………………………………………………. 1 (30)
— 14,5-мм пулемет Type 56 ………………………………………………………………………….. 2 (нет данных)
Стабилизация вооружения ……………………………………………………………..отсутствует
Механизм заряжания …………………………………………………………………….ручной
Подвижность
— тип и марка двигателя………………………………………..дизельный(копия В-11)
— количество цилиндров (их расположение) ……………………………..12 (V-образное)
— максимальная мощность, л.с. ……………………………………………………………………520
— удельная мощность, л.с./т ………………………………………………………………………10,61
— максимальная скорость, км/ч …………………………………………………………………… 25
— запас хода, км ………………………………………………………………………………………… 150
Источники:
Все китайские танки: «Бронированный Драконы» поднебесной. Чаплыгин. А. -М.: Яуза: 2016,
https://topwar.ru/10219-tank-wz-111-kitayskiy-tyazhelyy-edinstvennyy.html,
Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»