УАЗ-469 – от Никиты Сергеевича до Владимира Владимировича

Серия: Джипы

Один из первых серийных УАЗ-469
Один из первых серийных УАЗ-469

История модели

В послесталинскую эпоху Ульяновский автомобильный завод вступил с ГАЗ-69(подробнее о нем тут), машиной более гражданской чем утилитарный ГАЗ-67Б(подробнее о нем тут) военных лет, но все равно суровой и простой.

ГАЗ-69(Наталья Болдырева и Tech&Life2019©)
ГАЗ-69(Наталья Болдырева и Tech&Life2019©)

А «ветер перемен» требовал смены мод и машин. В 1955 году началось проектирование новой машины. По образцу американских перспективных авто она должна была быть амфибией с возможностью установки безоткатного орудия в кузове. Но разработка шла с трудом, меж тем, стало ясно, что за океаном такие авто тоже не получаются. И мы, тогда, верные лозунгу «догнать и перегнать Америку» отказались от разработки такого джипа. Догонять то стало нечего. Стали делать другой. На этот раз военные потребовали, что машина могла идти в колонне следом за советскими танками. Но для этого требовался клиренс 400 мм. С ним машина становилась очень неустойчивой. Проявилось это при испытаниях двух прототипов, начатых в 1960 году. Один именовался УАЗ-460.

УАЗ-460
УАЗ-460

Другой УАЗ-470. УАЗ-460 имел ходовую от первой «буханки» УАЗ-450(подробнее о ней тут), и это не обеспечивало преимуществ по проходимости от ГАЗ-69.

УАЗ-450Д
УАЗ-450Д(бортовой вариант УАЗ-450)

Второй вариант -УАЗ-470 имел новую ходовую с редукторами и независимой торсионной подвеской, и клиренсом в 400мм. Обнаружилось и низкая надежность такой подвески, и необходимость значительных трат на налаживание ее производства.

УАЗ-470
УАЗ-470

В итоге в 1961 году создали и начали испытывать УАЗ-469. На машине применили зависимую рессорную подвеску с колесными редукторами иной, чем на УАЗ-470 конструкции. Много узлов взяли от «буханки» УАЗ-452. Рама, «волговский» мотор от ГАЗ-21, 4-ступенчатая механическая коробка передач – все было взято от УАЗ-452. Просвет стал 300 мм. Выше не получалось без ущерба для других функциональных качеств. Одновременно стали разрабатывать «гражданский» вариант без колесных редукторов. Но внедрение в серию машины задержалось по экономическим причинам. Первые гражданские машины (УАЗ-469Б) с «колхозными», безредукторными (просвет 220мм) мостами и другой главной передачей пошли в серию в 1972 году. А «армейский» вариант (собственно УАЗ-469) пошел в серию в 1973 году.

УАЗ-469 армейской версии. Современное фото.
УАЗ-469 армейской версии. Современное фото.

Интересно, что Китай знал о будущем УАЗ-469 и это повлияло на облик запущенного в  серию 1965 году его армейского джипа Beijing BJ2020S (BJ212).

Beijing BJ2020S (BJ212)
Beijing BJ2020S (BJ212)

Они сохранили облик первых образцов УАЗ-469, отличный от того с которым «Козлика» запустили в серию. Вместе с тем Beijing BJ2020S (BJ212) использовал трансмиссию ГАЗ-69. Его варианты по лицензии Китая выпускаются в КНДР и Пакистане.

В 1980 и в 1985 годах мы модернизировали УАЗ-469. В 1985 году после модернизации он получил новые индексы УАЗ-31512 – для гражданской версии и УАЗ- 3151. Тогда же УАЗ-31512 стало возможно купить частным лицам. В 2011 году выпуск обеих модификаций прекратили. Вместо них выпускают дальнейшее развитие УАЗ-469 – «UAZ Hunter».

УАЗ-469 в «советские» времена собирали на Кубе и во Вьетнаме.

Редукторный передний мост
Редукторный передний мост
Редукторный задний мост 
Редукторный задний мост

Описание конструкции

Конструкцию «подводили» в первую очередь под требование армейского заказчика. Как по ее характеристикам, так и по ремонтопригодности, неприхотливости, технологичности и массовости в производстве.

На машине был установлен карбюраторный двигатель УМЗ-451. Он был создан на базе двигателя ГАЗ-21А и был четырёхтактным с рядным расположением цилиндров и верхним расположением клапанов. Его рабочий объем 2,445 литра, число цилиндров 4. Мощность 75 л.с. Топливо А-76.

Тормоза без усилителя, барабанные. Подвеска зависимая, спереди и сзади рессорная.

Привод: Полный подключаемый. Постоянный привод на задний мост.

Трансмиссия 4 ступенчатая МКПП с синхронизаторами на 3 и 4 передачах, понижающая передача в раздаточной коробке.

Размеры(длина, ширина, высота): 4025 Х 1785 Х 2015 (УАЗ-469Б), 4025 Х 1785 Х 2850 (УАЗ-469)

Грузоподъемность: 600кг груза и 2 человека или 7 человек и 100 кг груза.

Объем бака 2Х39 литра.

Максимальная скорость 100км/ч.

Начиная с 1980 года активно модернизировался. Здесь данные на машины первых годов выпуска.

"Гражданский" УАЗ-469Б
«Гражданский» УАЗ-469Б

 

Заключение

Секрет долголетия УАЗ-469 и его модернизированных вариантов, последний из которых «UAZ Hunter» в максимальной адаптации конструкции к условиям российской промышленности и российской эксплуатации. Поэтому то производные от УАЗ-469 держаться на конвейере.

Источники:

Автомобили семейства УАЗ-469. Руководство по эксплуатации. /Третье Издание. Москва. Военное издательство. 1985.

http://www.uazbuka.ru/models/uaz-469.html

https://www.autonews.ru/news/5d4d0e3d9a7947ebd4944b72#6

https://www.zr.ru/content/articles/9249-uaz-469_chto_bylo_i_chto_budet/

http://www.mospolytech.ru/index.php?id=2112&view=683

http://www.uazbuka.ru/engine/eng_UMZ-451.html,

Болдырев Федор 2020-2023©

Первая публикация данного материала была в 2020 году в моем блоге «Техника и жизнь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *