У-2 (По-2) — летающая парта «сталинских соколов»




Введение

 

 

К середине 20-гг XX века в молодом еще СССР началось бурное развитие авиации и кадров для нее, включая подготовку летчиков. Нужны были учебные самолеты, причем желательно свои. Первые отечественные учебные самолеты начали производить еще до революции, но к тому времени они уже устарели. Нужны были новые разработки. Уже был советский учебный аппарат У-1, но он устарел еще на момент запуска в серию. И имел в основе английский прототип. В 1925 году молодой еще Николай Николаевич Поликарпов стал проектировать новый отечественный самолет, основанный на использовании только отечественных комплектующих.

Описание самолета

 

 

 

 

Самолет получил индекс У-2. Для него стали создавать первые отечественные авиадвигатели М-12 (разработчик Н.Р. Брилинг) и М-11 (разработчик А.Д. Швецов). Их делали параллельно абсолютно разные коллективы. Сама машина создавалась по схеме классического биплана, с максимально простой конструкцией, с экипажем из двух человек и кабиной с дублированием органов управления. Основным материалом была русская сосна. Конструкция была слегка перетяжелена ради надежности. Н.Н. Поликарпов уделял особое внимание двигателям, считая, что от мощности в значительно мере зависит безопасность полета. Это была фирменная черта авиаконструктора Поликарпова всю его авиационную биографию — ставка на мощные двигатели. Он сам был по образованию двигателистом. Это тоже повлияло на эту его черту как авиаконструктора. Первоначальный вариант самолета создавался под влиянием предложений уже уважаемого в стране Андрея Николаевича Туполева. Машину подняли в воздух 24 июня 1927 года. В воздухе ее пилотировал прославленный в будущем Михаил Громов. Мотор М-12 так и не довели к тому времен до стадии готовности, поэтому поставили М-11. Больше всего проблем доставлял не самолет, а мотор. Сказывалось отсутствие опыта создания авиационных моторов.

 

 

М-12 довести до летного состояния, и вовсе так, и не сумели. Но в итоге мотор и самолет довели до нужных требований за вычетом скороподъемности. По ней он уступал первоначальным требованиям ВВС. Но ВВС все равно рекомендовало У-2 к принятию на вооружение. Против этого неожиданно выступил сам автор конструкции – Н.Н. Поликарпов. Он имел другой вариант проекта У-2, без учета идей А.Н. Туполева и как считал сам Н.Н. Поликарпов более аэродинамически совершенный. Его инициативу одобрили. И 7 января 1928 года в Рождество в воздух поднялся новый вариант У-2. Снова его пилотировал М.М. Громов. Самолет оказался и вправду лучше. На него поставили более удачный, сильно переработанный вариант мотора М-11. Самолет привел испытателей буквально в восторг. Он был очень устойчив в полете и прощал многие ошибки пилотов. Он был полностью лишен способности самостоятельно попасть в штопор, а введенный искусственно в него сам мог выйти.

8 октября 1928 года У-2 демонстрировали в Берлине на международной выставке. Это было большой честью для самолета и его создателей.

 

 

 

 

 

В 1929 года началось его серийное производство. Вместе с ним наладили производство первого серийного авиадвигателя советской разработки М-11. Его разработчик А.Д. Швецов впоследствии создал целую плеяду авиационных моторов, в том числе для самолетов Н.Н. Поликарпова. В процессе производства в конструкцию вносились дополнения и изменения, в значительной мере направленные на улучшение технологичности производства. С середины 30-гг СССР взял курс на резкое увеличение своего воздушного флота. Возросла нужда и в учебных самолетах. С февраля 1937 года самолет перевели на конвейерное производство. Были поставки У-2 в Китай и Турцию. В самом Советском Союзе кроме ВВС У-2 получали гражданская авиация и аэроклубы Осоавиахима, погранвойска. Он использовался не только как учебный, но и как связной, санитарный, пассажирский и в других ролях. Он играл большую роль в обеспечении освоения Северного Морского Пути. Научился летать на У-2 и сам его создатель. После обучения в аэроклубе он получил удостоверение гражданского летчика 4 класса. Тем самым сбылась его давняя мечта стать пилотом.

 

 

 

За 30-е гг. было разработано несколько модификаций У-2. Модификация морского учебного самолета, сельскохозяйственного, пассажирского и другие. Очень интерес с точки зрения судеб самолета его модификация У-2ВС. Она была разработана с целью обучения будущих «сталинских соколов» бомбометанию и стрельбе с борта самолета. На самолете ставили два пулемета (один синхронизированный) и бомбовое вооружение. Он был предшественником бомбардировочных модификаций У-2 в годы Великой Отечественной Войны. У-2ВС серийно строили в период 1933-1936 годов. Советско-финская война стала боевым крещением У-2. В ней участвовали и мобилизованные У-2 из состава Аэрофлота. Но использовали его как вспомогательный самолет. Для перевозки грузов, раненных, как связной.

 

 

 

С началом Великой Отечественной Войны началось использование У-2 как легкого, преимущественного ночного, бомбардировщика. Первое такое применение отмечено в сентябре 1941 года при обороне Одессы. С 1942 года началось производство бомбардировочного варианта У-2 – У-2ВС. Он не был повторением довоенного У-2ВС. Он нес 350 кг. бомб и пулемет калибром 7,62 для защиты задней полусферы. На самолет ставился мотор М-11Д мощностью 115л.с. Активное применение машины началось в Сталинградскую Битву. Нацисты прозвали У-2 «рус-фанер» или «кофейная мельница» (по звуку мотора), но относились с уважением. Его максимальная скорость равнялась скорости сваливания основных немецких истребителей, и это мешало им его сбивать. У немцев был очень мало времени для эффективной атаки. Днем он летал над поверхностью земли, превращаясь в малозаметную цель. А если его замечали, его спасала маневренность и малая скорость. Чаще всего использовали в ночных авиаударах. Гитлеровцы считали, что по ущербу для их армии он уступает только более дорогому и современному Ил-2. На нем воевал и 46-й гвардейский Краснознаменный ордена Суворова 111 степени Таманский женский авиационный полк. Его летчиц прозвали «Ночными ведьмами». Не так давно известная шведская группа «Sabaton» посвятила им песню.

 

 

 

 

Было разработано еще несколько модификаций У-2 для боевого применения, в том числе агитационная и огнеметная. В 1944 году в память о преждевременно умершем Николае Николаевиче Поликарпове его переименовали в По-2. Выпуск продолжался до 1949г. Эксплуатация в СССР продолжалась до 1959года. И после 1945 года У-2 (По-2) довелось повоевать. Случилось это в Корейской войне 1950-1953 гг. Вновь он был ночным бомбардировщиком и разведчиком. И снова принес супостату немало ущерба. Во время Войны и после нее самолет экспортировали в страны союзники СССР. Во время Войны его получили ВВС Югославии и Польши. После войны его поставляли в Албанию, ГДР, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Китай, КНДР, Монголию. В Польше его с 1947 года выпускали по лицензии. Было разработано несколько самостоятельных модификаций и модернизаций По-2. Выпуск продолжали до 1955 года. Отдельные самолеты эксплуатировались в Польше до 1965 года.

 

 

 

Заключение

Без неказистого скромняги с виду У-2 не было бы советских ВВС и советского Аэрофлота. Ибо долгие годы, включая предвоенные и военные, летный состав готовили именно на нем. Готовили на нем и парашютистов, в том числе в клубах Осоавиахима. Значительна его роль как связного и легкого транспортного, в освоении Северного Морского Пути. Великая Отечественная Война вписала в историю самолета золотыми скрижалями его подвиг как ночного бомбардировщика, что при внешней скромности наводил ужас на нацистов. А его вхождение в народный фольклор и массовую культуру тех лет сделало его лучшим памятником создателю – Николаю Поликарпову.

Источники:

Владимир Иванов НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОЛИКАРПОВ;

http://www.airwar.ru/enc/other1/u2.html;

На всех фото У-2 (По-2) и его модификации, включая современные реплики. Все фото взяты с wikipedia.org

Болдырев Федор 2020©


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *