ДБ-3/ИЛ-4 – первый блин не всегда комом



Ил-4 (wikipedia.org)
Ил-4 (wikipedia.org)

 

 

 

Введение

К середине 30 годов роль ВВС в Красной Армии росла. Росло их значения как средство нанесения решающего поражения противнику. Хотя официально мы отвергали модную на Западе «Доктрину Дуэ», по сути, наши взгляды, как и практика военного строительства были к ней близки. Поэтому большое внимание уделялось развитию бомбардировочной авиации. В рамках этих концепции началось создание бомбардировщика промежуточного между тяжёлым ТБ-3 и легким Р-5.

Ил-4 (wikipedia.org)
Ил-4 (wikipedia.org)

 

 

 

Создание

Велась разработка сразу двух таких моделей. Одну цельнометаллическую делал А.А. Архангельский под общим руководством А.Н. Туполева- будущий СБ (на испытаниях АНТ-40), другую создавал со смешанной конструкцией С.В. Ильюшина – ЦКБ-26 (армейское обозначение ББ-2).

Для Сергея Ильюшина это был по сути первый опыт создания серийного самолета. Ильюшинский самолет был основан на лицензионных французских моторах Гном-Рон 14К «Мистраль Мажор» (М-85 в СССР) – 720л.с. Но выбор сделали в пользу лучшего по характеристикам СБ. Тогда Сергей Ильюшин предложил создать, развивая идеи ЦКБ-26, дальний скоростной бомбардировщик. В отличии от традиционных тяжёлых бомбардировщиков, защищенных мощным оборонительным вооружением, такая машина бы делала ставку на высокую скорость, позволявшую уйти от вражеских истребителей.

Авторами такой концепции были США, где создали первые такие машины. Разработка такого бомбардировщика параллельно стала вестись П.О. Сухим под общим руководством Туполева на базе рекордного АНТ-25 – АНТ-37 (армейское обозначение ДБ-2), другая Ильюшиным. Команда Ильюшина по началу просто увеличила число топливных баков на ЦКБ-26 с 6 до 12. 31 марта 1936 года доработанный таким образов ЦКБ-26 поднялся первый раз в воздух. Он показался командованию ВВС РККА более перспективным, чем бомбардировщик Туполева. Большое впечатление на руководство армии и страны произвели способность двухмоторного самолета выполнять фигуры высшего пилотажа. Но для принятия на вооружение требовалось сделать конструкцию цельнометаллической. Цельнометаллический вариант получил индекс ЦКБ-30, в армии ДБ-3.

ДБ-3 (wikipedia.org)
ДБ-3 (wikipedia.org)

 

 

 

 

 

Он лишь символически уступал СБ по скорости и практическому потолку, зато значительно превосходил его по дальности полета, по весу и разнообразию бомбовой нагрузки. Серийный выпуск ДБ-3 начали в 1937году. К тому времени наша промышленность уже освоила самостоятельный выпуск по французской лицензии моторов к нему. В армии новая машина сменяла уже устаревшие тихоходные ТБ-3. В процессе производства машина дорабатывалась и модернизировалась. В 1938 году на самолеты стали ставить доработанные моторы М-86 (800л.с), и сделали ряд других доработок. Такие самолеты часто именуют ДБ-3А.

ДБ-3А (wikipedia.org)
ДБ-3А (wikipedia.org)

 

 

 

С 1939 года стали ставить двигатели М-87 (950л.с), новые винты и сделали еще доработки. Бомбардировщик с таким доработками именовали ДБ-3Б. Для флота разработали торпедоносец ДБ-3Т, вооруженный одной торпедой.

ДБ-3ТП - торпедоносец на поплавком шасси. Серийно не строился. (wikipedia.org)
ДБ-3ТП — торпедоносец на поплавком шасси. Серийно не строился. (wikipedia.org)

 

 

 

 

В 1940 году в серию пошел кардинально модернизированный ДБ-3М, пошедший в серию как ДБ-3Ф и спустя несколько лет переименованный в Ил-4.

Ил-4 (wikipedia.org)
Ил-4 (wikipedia.org)

 

 

 

 

На машину поставили доработанные моторы М-88, новые винты и множество других усовершенствований. Самолет благодаря переводу его на плазо-шаблонную технологию стал намного технологичнее. Этот перевод привел к серьезному изменению конструкции планера. Увеличили площадь крыла. Появилась совершенно новая штурманская кабина. Топливные баки стали протектированными и поставили систему заполнения их углекислым газом, повышавшую живучесть. У экипажа появились бронеспинки. Самолет стал проще в обслуживании, но сложнее в пилотировании.

Боевой путь

В 1939 году ДБ-3 с советскими экипажами получили боевое крещение в ходе Китайско-Японской войны. В ходе налетов на японские аэродромы наши самолеты нанесли большие потери японским ВВС. Впоследствии эти самолеты были переданы китайским экипажам. Служба в китайских ВВС ДБ-3 продолжалась до 1943 года. Под нашими знаменами ДБ-3 впервые применили в ходе Советско-Финской войны 1939-1940 года.

ДБ-3 (www.pinterest.com)
ДБ-3 (www.pinterest.com)

 

 

 

В Великой Отечественной они воевали с самых первых дней. Именно ДБ-3 первыми бомбили Берлин в 1941 году. С 1943 года ввиду изношенности и продолжающегося устаревания старые версии стали использовать как транспортные и средство высадки десанта. Но Ил-4 воевали и выпускались до последних дней войны.

ИЛ-4 (www.pinterest.com)
ИЛ-4 (www.pinterest.com)

 

 

 

 

Последние боевые операции ДБ-3 и Ил-4 провели против Японии в 1945 году. Первыми были сняты с вооружения ДБ-3 первых модификаций. Ил-4 служили вплоть до начала 50-гг. Выпуск Ил-4 прекратили в 1946 году.

Описание конструкции

Ил-4 относился к классу дальних бомбардировщиков. Был сделан цельнометаллическим с отдельными деталями из дерева. Был выполнен двухмоторным низкопланом. Мотор М-88 (1100л.с) – двухрядная звезда воздушного охлаждения.

Летно-технические характеристики

 

 

 

Источники:

Авиация и космонавтика. 5-6.2005. Дальний бомбардировщик ДБ-3/Ил-4;

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950;

http://airwar.ru/enc/bww2/db3.html ;

http://airwar.ru/enc/bww2/il4.html;

Болдырев Федор 2020©

Первая публикация была в блоге: https://zen.yandex.ru/techandlife


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *