СБ – первый советский самолет, пробившийся в Европу

СБ
СБ

В первой половине 30-гг стала ясной возможность создания бомбардировщиков-монопланов со скоростями, превосходившими скорости истребителей-бипланов. Это было соблазнительно, ввиду массовости доли бипланов в мировой истребительной авиации. Ушли со сцены такие истребители, только в начале Второй Мировой Войны.

Первыми такой самолет создали в США — «Мартин 139». В СССР учились в те годы в первую очередь у США. Естественно, мы захотели создать свой аналог не уступающий американскому самолету.

Работы начались в 1934 году в ЦАГИ по заказу ВВС Красной Армии. Возглавлял ЦАГИ Андрей Николаевич Туполев, поэтому самолет именовали, в том числе, АНТ-40 наряду с армейским обозначением СБ (Скоростной бомбардировщик). Но непосредственно руководил проектированием Александр Александрович Архангельский. Самолет создавали изначально в двух вариантах, что был инициативой самого А.Н. Туполева. Один вариант был под требования ВВС с моторами воздушного охлаждения Райт «Циклон» R-1820-F-3 (730л.с.).

СБ
СБ

Другой с более высокими летными характеристиками, чем требовали в ВВС  с моторами жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» 12Ybrs (780л.с). Тот и другой собирались выпускать в СССР по лицензии от их иностранных производителей. Вариант с моторами Райт «Циклон» получил обозначение СБ 2РЦ. Вариант с моторами «Испано-Сьюиза» получил обозначение СБ 2ИС. Он так же имел ряд изменений в конструкции, увеличивших его взлетную массу и площадь крыла. Также, увеличился объём топливных баков. Сделано это в частности, ради установки более тяжелых по сравнению с СБ 2РЦ моторов. Его первый полет был совершен 30 декабря 1934 года. В итоге испытаний ВВС РККА (рабоче-крестьянская красная армия) выбрала вариант с моторами «Испано-Сьюиза». В ходе испытаний на АНТ-40 обнаружился «флаттер» – опасные вибрации самолета на большей скорости. Это был первый советский самолет с таким явлениям, но его удалось победить. Это явление было обратной стороной его высоких летных качеств. Производство АНТ-40 началось в 1936 году. Единственным серьезными недостатками сочли плохую устойчивость самолета в полете и плохую работу моторов при высокой температуре воздуха из-за плохого охлаждения их. Но это были частые проблемы на советских самолетах того времени. Успешно их решать научились, только, на подходе к 40 годам XX века. Самолет первый из туполевских получил гладкую обшивку планера и моторных гондол. АНТ-40 стал первым советским фронтовым бомбардировщиком. И, притом, он был на уровне лучше мировых образцов. Двигатели Испано-Сюиза 12Y советского выпуска получили индекс М-100. Работу по налаживанию их выпуска в СССР возглавлял Владимир Яковлевич Климов. Серийный вариант получил индекс СБ 2М-100. Он отличался от СБ 2ИС увеличенной площадью крыла.

СБ
СБ
СБ

В том 1936 году СБ отправились воевать в Испании, против франкистов. Благодаря высокой скорости и хорошей высотности самолеты долго воевали без истребительного прикрытия. Республиканской Испании была передана и лицензия на его производство, но его организовать не успели до падения республиканцев. Но попавшие в руки франкистов самолеты были приняты на вооружение их ВВС и прослужили до 1951 года с заменой моторов на двигатели французского производства.

В конце 1936 года в СССР была налажен выпуск модернизации СБ с модернизированным моторами М-100А с увеличенной до 860 л. с. мощностью и новыми капотами двигателей под индексом СБ 2М-100А. Часть самолетов, также, получили новые пулеметные турели без мертвых зон.

Лицензия на такие самолеты была продана Чехословакии. Их выпускали под индексом В.71 с лицензионными моторами Испано-Сюиза 12Ydrs. СБ стал первым отечественным самолетом, выпускавшимся по лицензии в Европейской стране. Причем в капиталистической стране. Впоследствии они попали как трофейные в ВВС Германии, а также, в ВВС ее союзников –Словении, Финляндии и Болгарии. В ВВС Финляндии? также, эксплуатировали трофейные советские СБ.

С 1937 года СБ шли гоминдановскому Китаю, где воевали часто с советскими экипажами. Как и в Испании, высокие летные характеристики позволяли им действовать без истребительного прикрытия.С 1938 года на конвейер поставили СБ бис с новыми моторами М-103 (960л.с), новой кабиной штурмана и управляемым хвостовым колесом. На нем установили несколько рекордов высоты. К тому времени советская авиационная промышленность выпускала до 13 самолетов СБ в сутки. Тогда же, был разработан для Аэрофлота пассажирский ПС 40 на базе СБ.Во второй половине 1938 года СБ бис на конвейере сменил СБ бис 2 с более прочным планером, увеличенной бомбовой нагрузкой, бронеспинкой у летчика, другие лобовые радиаторы и гладкую обшивку крыльев. Также, установили другие винты. С 1940 года все самолеты СБ бис 2 получили пулеметные турели без мертвых зон. Часть из них была для нужд Аэрофлота переделана в почтовые самолеты ПС-41.

СБ принял активное участие в конфликтах на озере Хасан и на Халхин-Голе. Он был одним из самых главных участников Советско-Финской Войны. В конфликте у озера Хасан СБ были главной ударной силой Советских ВВС.

СБ
СБ

Перед войной его начали сменять на более скоростной пикирующий бомбардировщик Пе-2. Но, ещё, на 22 июня 1941 бомбардировщики СБ составляли 90 процентов фронтовой бомбардировочной авиации. С производства СБ сняли, уже, в ходе Великой Отечественной войны в 1941 году. Его скоростные характеристики были, уже, устаревшими и не позволяли вести успешные боевые действия в дневных условиях. Но в качестве, курьерских и транспортных они служили до самых последних дней войны. Последнее массовое боевое применение СБ отмечено было в Сталинградской Битве в 1943 году. Также, выпускался учебно-тренировочный вариант, известный как УСБ. На базе СБ построили истребитель ДИ-8 (АНТ-46) и пикирующий бомбардировщик Ар-2. ДИ-8 интересен установкой на нем двух динамореактивных (безоткатных) 76,2 мм пушек АПК-4, но в серию не пошел. А вскоре и разработчики таких пушек оказались в СССР в опале. Впрочем, как вооружение «воздух-воздух», такие пушки нигде в мире не применялись. Ар-2 строился серийно в 1941 году. Он был, достаточно, удачным самолетом, но не выдержал конкуренции с Пе-2.

Летно-технические характеристики – для модификации СБ 2М-100

Источники:

Хлопотов О. Д. История военной авиации. В 2 кн. Кн. 1. От первых летательных аппаратов до реактивных самолетов. — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2004.

http://www.airwar.ru/enc/bww2/sb2.html,

http://www.airwar.ru/enc/bww2/sb2rc.html,

https://topwar.ru/80330-skorostnoy-bombardirovschik-sb-chast-ii-samolet-soldat.html,

https://topwar.ru/80327-skorostnoy-bombardirovschik-sb-chast-i-ot-rozhdeniya-do-serii.html,

Болдырев Федор 2020-2022 ©

Вам, также, может быть интересно:

Хозяин ближнего боя — МиГ-29

 

МиГ-21 – рожденный побеждать

«Синяя птица» — русского космоса

Первая публикация в блоге: https://zen.yandex.ru/techandlife

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *