«Луноход» земных дорог

Посвящаю своему отцу Ю.А. Болдыреву (1938-1999), владельцу такого автомобиля

Сейчас при слове советский «джип», сразу думают об УАЗ(подробнее тут) или иногда еще о ГАЗах времен войны(подробнее тут) и послевоенного времени(подробнеее тут). Но в СССР была еще одна машина такого класса и скорее она, «советский джип» — простой и эффективный как «Калашников». В отличии от УАЗ-469 ее разработали и производили именно для народа. Причем для самой его бесправной части — крестьян. Это ЛуАЗ-969.

В СССР получались удачными именно продукты, рассчитанные на массовое использование. Даже в армии массовый Т-34(подробнее тут) получил лучшую репутацию и прослужил дольше, чем «элитные» КВ и ИС(подробнее тут).

Не стал исключением и ЛуАЗ, разработанный как гражданский вариант армейской машины. Более «привилегированный» УАЗ, хотя и популярен до сих пор, в целом не имел даже в 80-е, такого уважения, как, неказистый и маленький ЛуАЗ.

В случае с такой машиной, конечно, главное в получении авторитета, сыграла ее конструкция. И никакого маркетинга. Впрочем, с такой машиной, современный маркетолог мог бы только помешать продажам.

Изначально он разрабатывался по заказу «Войск дяди Васи» — советских ВДВ. Разработка велась в Москве, в НАМИ, и называлась — ТПК (Транспортер Переднего Края). Он предназначался для перевозки личного состава с вооружением на переднем крае боевых действий. Кроме повышенной проходимости он должен был иметь плавучесть и быть авиадесантируемым. Важным пунктом в задании разработчикам, была низкая высота. Она позволяла машине быть малозаметной на передовой.

Его разработку в 60-е передали на Запорожский автомобильный завод, где его оснастили двигателем от ЗАЗ-965 («горбатый»). Тем самым он лишился главного недостатка — слабого по мощности и ресурсу мотоциклетного двигателя и встал на вооружение Советской Армии с 1965 г. Но выпускал его Луцкий автомобильный завод, расположенный на Украине. Там же производилась его подготовка к производству. Он получил индекс ЛуАЗ-967.

Тогда же возникла необходимость в автомобиле повышенной проходимости для села. ГАЗ-69 производился только по госзаказу и частникам не продавался. Такая машина была обязана быть максимально простой и дешевой. Ее стали разрабатывать на том же НАМИ на базе прототипов ТПК. Впоследствии эти работы, так же, передали сначала на ЗАЗ, а потом на ЛуАЗ. В 1967 ЛуАЗ начал выпускать автомобиль «для тружеников села» — ЛуАЗ-969.

Конструкторы серьезно изменили автомобиль – сделав его проще и удобнее в эксплуатации. В первую очередь за счет другого кузова и стандартных органов управления. В армии он должен был плавать и иметь возможность управления лежа. Водитель ТПК всегда располагался по центру. В гражданской жизни это не было нужно. Но проходимость осталась на прежнем уровне.

И она была уникальной, превосходящей по проходимости УАЗы, и не уступавшей ГАЗ-66 («Шишига»). Это заслуга трансмиссии и рамы от армейского прототипа. Сохранился, понятно и двигатель — на тот период ещё от «горбатого», от него же были и узлы управления — руль, приборы и так далее.

Именно сохранению лучше черт армейского предка – проходимости и простоты конструкции ЛуАЗ был обязан популярностью. Хотя, он унаследовал и недостатки, главный это плохие ходовые качества на дорогах с твердым покрытием. По сути, больше 60 км в час он не ехал. В чем была вина двигателя – слишком слабого для такой машины. Но на сельских грязях и ухабах машина была в своей стихии. Поэтому одно из его прозвищ «Луноход», пожалуй, самое удачное. Советские Луноходы, тоже были великолепны на лунных тропинках. ЛуАЗы же не имели равных себе за пределами больших городов…

Техническое описание:

Автомобиль обладал интегрированной рамой лонжеронного типа. Как и на его армейском собрате основные узлы трансмиссии убрали в единый корпус. Обеспечив таким образом как и на прародителе герметичность коробки передач, главной передачи и карданов. Удачная развесовка на передние колеса, улучшала проходимость. В отличии от других машин СССР того время, их сделали ведущими. Задний мост был жестко подключаем. Двигатель в отличии от Запорожцев был спереди. Машина имела клиренс в 280 мм., редукторы на всех колесах, и это, не считая механической блокировки на заднем мосте. Машина имела 13 дюймовые колеса и торсионную подвеску – надежную и с большими ходами.

Отопитель потреблял очень много бензина. Но в машине с брезентовым тентом это было оправдано.

Главная проблема машины была в двигателе. Слабом и прожорливом. С воздушным охлаждении, не очень удачным в нашем климате. К сожалению, проблему стали решать уже в 90-е., установкой двигателя от «Таврии». И не успели…

Автомобиль несколько раз модернизировался. В производство он был запущен по технологическим причинам в 1967 в упрощенном варианте – без привода на задний мост. Вместо него был вал отбора мощности, аналогичный таким валам на тракторах. Таким образом ЛуАЗ был первой советской переднеприводной машиной. Это модификация обозначалась как ЛуАЗ-968А (ЗАЗ-968А), и выпускалась до 1971 года, когда ее сменила базовая ЛуАЗ-969 (ЗАЗ-969), имевшая, как и предсерийные машины, привод и на задний мост.

В 1975 году его сменил ЛуАЗ-969А имевший модернизованный двигатель МеМЗ-969А (1,2 л, 40 л. с.). А в 1977 году на конвейере стал собираться ЛуАЗ-969М, имевший увеличенный ресурс, современную по тем временам тормозную систему, улучшенный комфорт и безопасность, некоторые изменения в электрике и наружных световых приборах. Выпуск был прекращен в 1996 г.

В 1991 году стали выпускать ЛуАЗ-1302, имевший двигатель от Таврии, МеМЗ-245-201К (1,1 л, 53 л. с., жидкостного охлаждения). А также, ряд изменений, повысивших комфорт, безопасность и надежность. Это была машина, удобная не только на грязи, но и на асфальте. Её выпуск прекратили в 2002 году.

Основные характеристики:

колёсная формула — 4х4, (с жестким подключением заднего моста);

максимальная скорость — 85км/ч (фактически 60км/ч вплоть до появления ЛуАЗ-1302);

расход топлива — 9л./100км. (фактически больше);

Двигатель — МеМЗ-969А; карбюраторный, воздушного охлаждения, 4 V-образных цилиндра, объем 1,197 л., мощностью 39 л.с;

Коробка передач: полностью синхронизированная, 4 передачи вперед, одна понижающая;

Барабанные тормоза, с 1977 года с усилителем на переднем контуре.

Федор Болдырев 2018© 

Источники:

http://www.luaz-auto.ru/tehhar969a.html

https://www.kolesa.ru/article/luaz969-volyn-zhizn-i-smert-evrejskogo-bronevika-2014-11-18

Первая публикация была в 2018 году в моем блоге «Техника и жизнь».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *