Sisu S-321 — первый финский




Грузовой Sisu S-321
Грузовой Sisu S-321

 

 

Серия: Грузовики

Первый из грузовиков-крепышей из страны лесов и северного сияния

Введение

Финляндию обычно ассоциируют, с лесом, сельским хозяйством, айти, финскими домами и финской водкой и редко с машиностроением и металлургией. А оно там очень развито. И были и есть в Финляндии металлургические и машиностроительные бренды. В том, числе автомобильные.

Сейчас автомобильная марка «Sisu» подзабыта, а в свое время финские крепыши стали первыми специализированными автомобилями-сортиментовозами в СССР. Наша автопромышленность таких не выпускала до самого конца СССР. В отличии от обычных лесовозов они вывозят с делянок уже заранее отсортированный лес. И сейчас «Sisu» поставляет в Россию свои грузовики преимущественно в лесное хозяйство. Но начало истории компании «Sisu» и её модельного ряда было гораздо раньше. Компания «Sisu» начала создаваться практически одновременно со становлением развитой и независимой Финляндии в 30-гг. XX века. Тогда был создан первый грузовик и автобус Sisu S-321/322/323). Их производство начали в 1932 году.

Автобус -S-322
Автобус -S-322

 

 

Описание машины

Грузовики Sisu S-321 были выполнены на шасси средних грузовиков шведского производств Volvo LV-71E с одинарной ошиновкой задних осей. Автобусы S-322 выполнялись на базе более мощных шасси с двойной ошиновкой сзади Volvo LV-72D. Выполненные небольшой партией S-323 были сделаны на шасси Volvo LV-66 с двойной ошиновкой задней оси. Сборка шасси шла из шведских комплектующих непосредственно в Финляндии. Кабины и пассажирские кузова для автобусов собирали сами финны. Одна из фирм, вошедших в компанию «Sisu» — «Autoteollisuus-Bilindustri», уже, имела опыт установки кабин своего производства на шведские шасси. Собственно, модель S-321 изначально проектировалась самой «Autoteollisuus-Bilindustri». После её вхождения в будущую «Sisu», разработка «по наследству» перешла ей. Моторы шведские –«Volvo-Penta». Индекс моделям был присвоен по году выпуска и длине колесной базы. Выбор моделей прототипов был обоснованным и удачным. LV68, к примеру, как и все семейство LV60, было очень передовым по тем временам. На машинах семейства LV60, уже, были верхнеклапанные моторы, стальные ободы колес, и гидравлические тормоза на всех колесах. На американских Паккардах ещё были, напомню, нижнеклапанные моторы. Нижнеклапанный двигатель был и на «Studebaker US6», легендарном «Студере» времен «Ленд-лиза». Так же, такой мотор был на советском ЗИС-110. С самого начала была поставлена задача по постепенной локализации производства всех компонентов автомобилей. Но без ущерба по качеству. Это программа, медленно, но неуклонно выполнялась. Причем в случае плохого качества финских комплектующих происходил возврат к шведским. Это было объяснимо ввиду приближения раскатов 2-ой Мировой и напряженных отношений с СССР. В довоенный и военный периоды Финляндия неуклонно проводила курс на развитие независимой собственной промышленности, в том числе военного и двойного назначения. Одними из первых и основных заказчиков Sisu S-321 и других моделей (S-322 автобус и S-323 грузовик) стали финская армия и некоторые другие гражданские государственные заказчики. Постепенно автомобили получили радиаторы, втулки колес, крепления головного света, задние оси, крышки радиатора и электрические кабеля финского производства. Попытка производства собственных реек оказалась неудачна и «Susi» вернулась к рейкам производства Швеции. Производство корпусов для колесных осей удалось наладить в Финляндии, но не сразу. В 1934 году их в производстве сменили на их модернизированные версии S-341 и S-342.

Технические характеристики первых моделей Susi

S-321.

Количество осей – 2

Колесная формула – 4Х2

Полезная нагрузка 2,5 тонны

Полный вес собственный (без груза)– 2,3 тонны

Колесная база 3,4 метра

Двигатель — Penta EB

Мощность двигателя 65 л.с.

Объем двигателя 3,4 литра

Топливо – бензин

Коробка передач – механическая, несинхронизированная, 4 ступенчатая

S-322

Количество осей – 2

Колесная формула – 4Х2

Полный вес собственный (без груза) -4,8 тонны

Колесная база 4, 2 метра

Двигатель — Penta EB

Мощность двигателя 65 л.с.

Объем двигателя 3,4 литра

Топливо – бензин

Коробка передач – механическая, несинхронизированная, 4 ступенчатая

S-323

Количество осей – 2

Колесная формула – 4Х2

Полезная нагрузка – 3,5 тонны

Полный вес собственный (без груза) -6 тонн

Колесная база 3,4 метра

Двигатель — Penta DC

Мощность двигателя – 75 л.с

Объем двигателя — 4,097 литра

Топливо – бензин

Коробка передач – механическая, несинхронизированная, 4 ступенчатая

Источники:

https://www.volvotrucks.com/en-en/about-us/history/1930s.html,

https://en.wikipedia.org/wiki/Volvo_LV71-series,

https://en.wikipedia.org/wiki/Volvo_LV66-series,

https://en.wikipedia.org/wiki/Sisu_S-321,

Федор Болдырев 2019©

Спасибо всем, кто прочел статью!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *