Су-6 — потерянный шанс



Су-6 с мотором М-71 (Wikipedia.org)
Су-6 с мотором М-71 (Wikipedia.org)

Введение

Ил-2 стал эталонным образцом достижений нашей авиапромышленности в годы Великой Отечественной Войны и одним из символом нашей Победы. Но был еще один самолет, который вполне мог бы потеснить Ил-2 с его пьедестала, если бы расположение «звезд на верху» сложилось иначе.

Ил-2 одноместный (Wikipedia.org)
Ил-2 одноместный (Wikipedia.org)

Создание и судьба Су-6

В 1939 году уже проектировался бронированный штурмовик Сергея Владимировича Ильюшина ЦКБ-55 – будущий Ил-2. Но он был не единственный штурмовик, которые создавался в те годы. В числе них был штурмовик ОБШ М-88 Павла Осиповича Сухого, имевшем в своей основе удачный ближний бомбардировщик ББ-1 (Су-2) — подробнее тут.

Су-2 (Wikipedia.org)
Су-2 (Wikipedia.org)

ОБШ М-88, как и ЦКБ-55 должен был в отличие от ББ-1 иметь броню. Окончательный вариант получил вместо первоначального мотора М-88 мотор М-71, бывший, как и М-88 мотором воздушного охлаждения. Это стало одной из причин меньшего веса брони на данной разработке по сравнению с Ил-2, оснащенного мотором водяного охлаждения. Как и Ил-2 разработка Павла Сухого была одноместной. Первый полет боевой машины состоялся 13 марта 1941 года. Ему присвоили индекс Су-6. Защиту имел в основном только летчик и бензобак. Вооружение состояло из шести крыльевых пулеметов ШКАС 7,62 мм и 120 кг бомб, но на первой опытной машине их не установили. Летные качества оказались гораздо лучшими, чем на Ил-2. Но новая машина уступала ему по вооружению и бронезащите. В отличие от Ил-2 броня не была включена в конструктивную схему самолета. 16 июня совершил первый полет Су-6 с установленным вооружением. Но самолет наряду с одобрением его летных и пилотажных качеств получил нарекания по составу вооружения. В конце 1941 года вооружение дополнили двумя 23 мм пушкам и 10 реактивными снарядами. Бомбовую нагрузку увеличили до 200 кг, а в перегрузку даже до 400 кг. В числе прочего отмечалось, что по маневренности столь важной для штурмовиков в бою, он почти не уступал современным ему истребителям. Но производство моторов М-71 не было организованно. Это было возможно, но согласно распоряжением ГКО (государственный комитет обороны во главе И. В. Сталиным) приоритет отдавался другим моторам. А без его одобрения руководство наркомата авиационной промышленности опасалось налаживать выпуск моторов и самолетов, о которых не было распоряжения. Тем более, что были проблемы с налаживанием производства моторов М-82, про выпуск, которых было непосредственное указание. Отсутствие этого двигателя печально сказалась и на судьбе истребителя Н. Поликарпова И-185 — подробнее тут. Но испытания и доработка Су-6 продолжались. Было ясно, что благодаря летным качествам, в отличие от Ил-2 ему не сильно в тот момент требовалось, размещение стрелка-радиста в качестве второго члена экипажа.

Ил-2 двухместный (Wikipedia.org)
Ил-2 двухместный (Wikipedia.org)

Но затем, все-таки решили переделать самолет в двухместный. Такой самолет начал испытываться в начале 1943 года с двигателем М-71Ф. Кроме двухместной кабины он получил усиленное бронирование по образцу Ил-2 встроенной конструкции и две 37мм пушки вместо двух 23мм. Количество пулеметов и реактивных снарядов было уменьшено. Бомбовая нагрузка осталась прежней – 200 кг (400) в перегрузку. Согласно итогам государственных испытаний в августе 1943 года он по почти всем летным, боевым и техническим характеристикам превосходил Ил-2 и его опытные модернизированные варианты. Он был более манёвренный, что как показал опыт войны при штурмовках порой даже важнее бронезащиты. По маневренности Ил-2 был не самый удачный самолет. Су-6 имел также и лучшую бронезащиту. Двигатель воздушного охлаждения обеспечивал дополнительные плюсы по живучести. У него была большая максимальная скорость в 514 км/ч против 411км/ч у двухместного Ил-2. Было лучше артиллерийско-стрелковое вооружение и больше бомбовая нагрузка. Он нес больше единиц реактивных снарядов, в том числе мог нести и более мощные по типу, чем Ил-2. Предлагалось создать даже одноместный истребительный вариант с бронированием для борьбы с бомбардировщиками противника. Но ввиду отсутствия на конвейере мотора М-71Ф самолет в серию не пошел. Павел Сухой попытался создать его вариант с серийным двигателем воздушного охлаждения М-82ФН. Но по расчетам он не имел больших преимуществ над серийным Ил-2 по летным качествам. В итоге в 1944 году создали вариант Су-6 с мотором жидкостного охлаждения АМ-42.

Су-6 с двигателем АМ-42 (Wikipedia.org)
Су-6 с двигателем АМ-42 (Wikipedia.org)
Такой двигатель потребовал дополнительного бронирования и в итоге самолет лишился преимуществ перед новыми штурмовиками С. Ильюшина – Ил-8 и Ил-10 с тем же двигателем. Причем еще в 1943 году участники создания Су-6 в письме на имя руководства отрасли и страны просили не тратить силы на создание данной модификации Су-6, а запустить в серию его версию с М-71Ф. Но данная просьба осталась втуне. Хотя советский авиапром имел в тот момент для это все возможности запустить его в серию без ущерба для своевременного снабжения фронта боевым самолетами, что было бы проблемой еще годом ранее. В итоге Су-6 так и не пошел в серию. В качестве утешения Павел Сухой за его создание получил в 1943 году Государственную Премию 1-ой степени.

Описание конструкции

Су-6 М-71Ф был свободнонесущим монопланом с низкорасположенным крылом, с убирающимся шасси. Крыло, центроплан и оперение — металлические. Обшивка рулей и элеронов — полотно. Фюзеляж спереди был бронирован, сзади был деревянным монококом. Площадь крыла — 26 м2.

Заключение

Су-6 с мотором М-71Ф был замечательный боевым самолетом. Причину почему он не пошел в серию вместо Ил-2, даже в 1943 году, когда напряжение по выпуску боевых самолетов уже упало и можно пойти на небольшое временное снижение их выпуска не вполне понятно. Но лично у меня есть подозрение, что при всем моем уважении к нашему Главнокомандующему в те суровые и великие годы Иосифу Сталину, он иногда принимал решения исходя из личных симпатий и антипатий, а не рационального выбора для страны. Впрочем, возможно для этого, в данном случае, были и весомые аргументы, но сейчас это неизвестно точно.

Источники:

http://airwar.ru/enc/aww2/su6.html,

https://www.youtube.com/watch?v=QjPNZg2SYVE,

Болдырев Федор2020©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *