И-185 – последний птенец Николая Поликарпова




Введение

И-185 (www.pinterest.com)
И-185 (www.pinterest.com)

 

 

 

 

 

В 1940 году вернувшись из командировки в Германию Николай Николаевич Поликарпов обнаружил «погром» своего конструкторского бюро. Из под его «крыла» вывели ряд конструкторов и целые проекты будущих истребителей, включая многообещающий И-200 – будущий МиГ-1. Н.Н. Поликарпов после гибели Валерия Чкалова был не в фаворе у начальства и будущее его было туманным. Вдобавок, ситуация с разработкой новых самолетов для Красной Армии, и правда, требовала организационных реформ для ускорения разработок новых самолетов. Раздробление старых КБ и создание новых виделось руководству страны одним из способов преодоления сложившегося отставания в разработке новых образцов боевой техники для ВВС.

Разработка

Но Н.Н. Поликарпов решил не падать духом, а с новыми силами приступить к новым разработкам. В начале 1940 года началась разработка нового самолета, получившего вскоре индекс И-185. Это был новый скоростной истребитель с мотором воздушного охлаждения. Он продолжал линию развития И-16, И-180. Как и они он имел смешанную конструкцию с деревянным фюзеляжем и металлическими крыльями, и оперением из дюраля. Сходство конструкции должно было облегчить переход на него с производства старых самолетов конструкции Н.Н. Поликарпова. До 1940 года они были практически монополистами в сфере истребителей ВВС Советского Союза. Как и на поздних версиях И-16, и на их развитии И-180 конструктор сделал ставку на мощные двигатели и отработку аэродинамики. Первоначально должен был стоять мотор М-90(1600л.с). Он был очень перспективной разработкой. Но в ставке на мощные моторы была опасность. С моторами в СССР было хуже, чем с самими самолетами. И действительно М-90 не был доведен до готовности вовремя и, поняв это, разработчик стал переделывать свой проект под другой перспективный и мощный мотор -М-71.

И-185 с мотором М-71 (Wikipedia.org)
И-185 с мотором М-71 (Wikipedia.org)

 

 

 

 

Также стал проектироваться вариант истребителя под двигатель М-81 (1500л.с). Именно с М-81 11 января 1941 года И-185 совершил первый полет. Но М-81 стали снимать с производства. Поликарпов стал переделывать машину на двигатель М-71(2000л.с). 8 апреля 1941 года И-185 с двигателем М-71 совершил свой первый взлет. Во время испытаний самолет показал скорость в 620км/ч. и это не был возможный предел! В мае 1941 началось строительство еще одной версии И-185 – с мотором М-82 (АШ-82) (1700л.с) и с усиленным вооружением. Его первый полет состоялся 21 июля 1941 года. Меж тем, началась Война. В конце 1941 года Н.Н.Поликаров и его КБ было эвакуировано в Новосибирск. Там работы над разработками, включая и И-185, продолжились. Самолет испытывали в нескольких вариантах. К вариантам с М-71 и М-82А добавился вариант с М-82А и синхронным пушечным вооружением. Этот вариант имел на вооружение три синхронные пушки ШВАК 20мм. Аналогично было усилено вооружение и варианта с мотором М-71. Летом 1942 года самолет рекомендовали принять на вооружение Красной Армии. Причем вариант и с М-71, и с М-82А. Отмечалось их превосходство над другими отечественными и иностранными истребителями, включая немецкими. Но начиналась Сталинградская Битва. На счету был каждый самолет. В этих условиях руководство наркомата авиационной промышленности не хотело сворачивать производство уже освоенных типов самолетов ради принципиального нового. Продолжались и интриги авиаконструкторов, осложнявших дополнительно дело запуска в серию И-185. Производство И-16 было давно свернуто, а сменившие его новые типы самолетов других конструкторов принципиально отличались по технологии производства и от И-16, и от И-185.

И-185 в бою. Фантазия современного художника (www.pinterest.com)
И-185 в бою. Фантазия современного художника (www.pinterest.com)

 

 

 

 

 

 

В конце августа 1942 года приняли решение об испытаниях И-185 в боевых условиях. Проводить их решили на Калининском фронте. Для испытаний выделили четыре И-185. Часть их была с мотором М-71, часть с М-82А. Поручили их опытным летчикам, имевших большой опыт успешных боев на И-16, а также на других типах самолетов. 9 декабря 1942 года состоялся первый вылет И-185 на боевое задание. 12 января 1943 боевые испытания И-185 завершились. Летчики высоко отзывались в последующих отчетах об И-185. И желали его скорейшего принятия на вооружение Красной Армией. Отмечали простоту пилотирования и взлета, его превосходство по характеристикам над другими типами советских истребителей, включая новейшими Як-1, ЛаГГ-3, МиГ-3.

Николай Николаевич Поликарпов (Wikipedia.org)
Николай Николаевич Поликарпов (Wikipedia.org)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но на судьбу машины боевые испытания принципиально не повлияли. Кроме загруженности заводов, сказалось и нежелание других конструкторов вместе с руководством наркомата авиационной промышленности отдавать заказы Н.Н. Поликарпову. К началу 1943 года он разработал проект модернизации самолета, согласно которому он должен был достичь скорости в 710 км/ч, и был обладателем огневой мощи из четырех пушек ШВАК 20 мм, каждая. На этом варианте, получившем предварительно обозначение И-187, должен был стоять мотор М-71Ф мощностью 2200 л.с. Была улучшена аэродинамика, уменьшен вес, добавлено бронирование. Разрабатывались варианты и под другие двигатели, включая М-95 с мощностью в 3300л.с. В феврале-марте 1943 года начались подготовительные работы по запуску И-185 с мотором М-71 в серию на заводе №81. Но 5 апреля 1943 года из плохой работы двигателя М-71 случилась авария одного из образцов И-185. Погиб летчик-испытатель В.А. Степанченок. Работы по внедрению И-185 в серию прекратили. А вскоре умирает от рака и сам Николай Николаевич Поликарпов. Его преемник В.Н. Челомей переориентировал КБ на ракетную тематику. Больше самолетов там не строили. Новые варианты И-185 так и не были построены…

Замечу, что и М.К. Янгель тоже начинал карьеру у Н.Н. Поликарпова.

Заключение

Да, И-185 не пошел к сожалению в серию. Но след свой в истории нашей авиации он оставил, как оставил о себе добрую память и его создатель. Благодаря переданным наработкам КБ Поликарпова облегчилось проектирование одно из наших удачных истребителей времен Войны Ла-5. Именно с этого КБ пошли знаменитые ракетные «изделия» В.Н. Челомея. И это уже замечательно.

Ла-5. Один из лучших советских истребителей. На его создание сильно повлиял опыт создания И-185. (Wikipedia.org)
Ла-5. Один из лучших советских истребителей. На его создание сильно повлиял опыт создания И-185. (Wikipedia.org)

 

 

 

 

Источники: Михаил Александрович Маслов. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова. ;

Гугля Юрий. Роковой И-180;

Владимир Иванов

НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОЛИКАРПОВ;

http://www.airwar.ru/enc/fww2/i185.html;

Болдырев Федор 2020©

Первая публикация была в блоге: «Техника и жизнь»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *